Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.09.2014 по делу n А82-817/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 02 сентября 2014 года Дело № А82-817/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2014 года. Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2014 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гуреевой О.А., судей Дьяконовой Т.М., Сандалова В.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ложкиной Н.С., без участия сторон в судебном заседании, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.06.2014 по делу № А82-817/2014, принятое судом в составе судьи Розовой Н.А., по иску Федерального государственного унитарного предприятия Центр «Русские ремесла» Управления делами Президента Российской Федерации (ОГРН: 1027600695506, г.Ярославль) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской области (ОГРН: 1047600206334, г.Ярославль) о взыскании 11406 руб. 54 коп. излишне уплаченной платы за загрязнение окружающей среды и процентов за пользование чужими денежными средствами, установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие Центр «Русские ремесла» Управления делами Президента Российской Федерации (далее Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 86-87), к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской области (далее Управление, ответчик) о взыскании 11406 руб. 54 коп. излишне уплаченной платы за загрязнение окружающей среды и 1330 руб. 52 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.01.2013 по 09.06.2014, с дальнейшим начислением процентов (с 10.06.2014) на сумму долга до даты фактического исполнения денежного обязательства по ставке рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату фактической уплаты суммы основного долга. Исковые требования основаны на положениях статей 1102, 1107, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон об охране окружающей среды), статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (далее Закон об отходах) и мотивированы перечислением ответчику денежных средств в отсутствие на то оснований. Решением от 10.06.2014 суд обязал Управление возвратить Предприятию излишне уплаченную плату за загрязнение окружающей природной среды в размере 11406 руб. 54 коп. с начисленными на основании статьи 395 Гражданского кодекса РФ процентами за несвоевременный возврат излишне уплаченной платы за загрязнение окружающей природной среды в размере 1330 руб. 52 коп. за период с 11.01.2013 по 09.06.2014, а также проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченной платы за загрязнение окружающей природной среды, начисленные на сумму основного долга 11406 руб. 54 коп. по ставке рефинансирования ЦБ РФ в размере 8,25% годовых с 10.06.2014 до даты фактического исполнения денежного обязательства. Ответчик с принятым решением не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на неправильное применение норм материального права. Вывод суда об отсутствии у Предприятия обязанности по внесению платы за загрязнение окружающей среды ответчик считает ошибочным; отмечает, что ФГУП Центр «Русские ремесла» является лицом, размещавшим отходы, образующиеся от хозяйственной деятельности на своих специальных площадках, т.е. осуществлявшим хранение отходов. Данными действиями, считает податель жалобы, оказано негативное воздействие на окружающую среду, за которое истец обязан вносить плату на основании закона. При этом, переход права собственности на отходы Предприятия к ОАО «Скоково» - организации, осуществляющей специализированную деятельность по фактическому приему и размещению отходов ФГУП Центр «Русские ремесла», не происходит. Указывает, что специализированная организация оказывает лишь услуги по хранению имущества истца, не являясь природопользователем, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, апеллянт обращает внимание на добровольное внесение истцом в 2012 году платы за негативное воздействие на окружающую среду, что, по мнению заявителя, исключает права требования истцом уплаченных последним сумм в качестве неосновательного обогащения ввиду отсутствия такового. Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами заявителя не согласен, просит оставить оспариваемое ответчиком решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, рассмотреть настоящее дело в порядке апелляционного производства без участия своего представителя. Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон. Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 10.06.2014 по настоящему делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Второй арбитражный апелляционный суд не находит правовых оснований для отмены или изменения оспариваемого ответчиком судебного акта. Из материалов дела установлено следующее. 14.10.2008 между Предприятием (заказчик), МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» г.Ярославля (подрядчик-1) и ЗАО «Чистый город» (подрядчик-2) заключен договор № 705 на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов (л.д. 41-43), по условиям которого подрядчик-1 принял на себя обязательство по предоставлению услуги по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) от заказчика, подрядчик-2 – по оказанию услуг по приему на утилизацию, утилизации, включающей в себя обеспечение захоронения ТБО, доставленных подрядчиком-1 от заказчика. Согласно письму ЗАО «Чистый город» № 80 от 01.03.2012 данные ТБО направлялись для захоронения на полигон ОАО «Скоково» (л.д. 47). Как усматривается из представленных в материалы дела платежных поручений № 82 от 23.01.2012, № 107 от 24.01.2012, № 108 от 24.01.2012, № 1473 от 18.10.2012, № 1474 от 18.10.2012 Предприятием Управлению за период: 3 квартал 2011 года – 3 квартал 2012 года внесена плата за размещение твердых бытовых отходов в общей сумме 11406 руб. 54 коп. (л.д.36-40). ФГУП Центр «Русские ремесла», посчитав, что не является плательщиком платы за размещение отходов, обратилось к Управлению с письмом от 13.12.2012 № 3-04/499 о возврате излишне уплаченной платы за загрязнение окружающей природной среды в части размещения бытовых отходов, уплаченной указанными платежными поручениями (л.д. 44-45). Отсутствие ответа на данное письмо явилось основанием обращения Предприятия в арбитражный суд с рассматриваемым иском. В соответствии со статьей 1 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В силу статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду данный закон относит в том числе размещение отходов производства и потребления. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. Субъектами внесения соответствующей платы в силу статьи 3 названного Закона являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок). Действие Порядка распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.) (пункт 1 Порядка). Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе N 7-ФЗ. В соответствии со статьей 1 Закона об отходах производства и потребления под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, под хранением отходов - их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции установил, что образующиеся в ходе осуществления обычной хозяйственной деятельности твердые бытовые отходы ФГУП Центр «Русские ремесла» передает специализированной организации (ОАО «Скоково») для захоронения на полигоне последней на условиях и в порядке, определенных в заключенном истцом договоре № 705 на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов 14.10.2008. Следовательно, непосредственно само Предприятие деятельность по сбору и размещению (хранению) ТБО не осуществляет, поскольку не является специализированной организацией, обладающей объектом размещения отходов (полигоном) и правом эти отходы размещать. Вид его деятельности не подпадает под определение негативного воздействия, предусмотренного Законом об охране окружающей среды. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что деятельность заявителя негативного воздействия на окружающую среду не оказывает, поскольку не связана с размещением отходов, и, следовательно, ФГУП Центр «Русские ремесла» не является лицом обязанным вносить обязательные платежи за такое воздействие, в связи с чем правовые основания для взимания с Предприятия платы за негативное воздействие на окружающую среду отсутствуют. Таким образом, установив факт внесения спорных платежей в отсутствие правовых оснований для их взимания с заявителя, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные истцом требования. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Учитывая изложенное, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным. Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л: решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.06.2014 по делу № А82-817/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ярославской области – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке. Председательствующий О.А. Гуреева Судьи
Т.М. Дьяконова
В.Г. Сандалов Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.09.2014 по делу n А28-10978/2013. Отменить решение, Принять отказ от иска, Прекратить производство по делу (ст. 49, 150, 151, 269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июль
|