Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.03.2009 по делу n А29-8745/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3, http://2aas.arbitr.ru/

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

31 марта 2009 года

Дело № А29-8745/2008  

Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2009 года.     

Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2009 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Тетервака А.В.,

судей   Губиной  Л.В., Поляковой  С.Г.

при ведении протокола судебного заседания судьей Тетерваком А.В.,

в отсутствие  представителей  сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения «Печорская центральная районная больница»

на решение Арбитражного суда Республики Коми от  26.01.2009 по делу № А29-8745/2008, принятое судом в составе судьи Макаровой Л.Ф.,

по иску Объединенного военного комиссариата города Печоры Республики Коми

к муниципальному учреждению «Печорская центральная районная больница»

о взыскании 74516 руб. 73 коп.,

установил:

 

Объединенный военный комиссариат города Печоры Республики Коми (далее – Военный комиссариат, истец) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением (с учетом заявления об уточнении требований № 3555 от 20.11.2008г.) о взыскании с Муниципального учреждения «Печорская центральная районная больница» (далее – МУ «Печорская ЦРБ», ответчик) 74516 руб. 73 коп., излишне компенсированных за период с 01.01.2006 по 31.12.2007 сумм.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 26.01.2009 с муниципального учреждения «Печорская центральная районная больница», находящегося по адресу: г. Печора, Печорский проспект, дом 16 - в пользу Объединенного военного комиссариата города Печоры взыскано 74516 руб. 73 коп. неосновательного обогащения и  2735 руб. 50 коп. государственной пошлины.

При вынесении решения арбитражный суд исходил из того, что ÌÓ «Ïå÷îðñêàÿ ЦРБ» íå äîëæíî áûëî ó÷èòûâàòü ñóììû ñðåäíåãî çàðàáîòêà, êîìïåíñèðóåìîãî ðàáîòíèêàì, ïðèâëåêàâøèìñÿ ê ó÷àñòèþ â ìåðîïðèÿòèÿõ, ñâÿçàííûõ ñ ðåàëèçàöèåé Ôåäåðàëüíîãî çàêîíà «Î âîèíñêîé îáÿçàííîñòè è âîåííîé ñëóæáå», ïðè èñ÷èñëåíèè åäèíîãî ñîöèàëüíîãî íàëîãà è ñòðàõîâûõ âçíîñîâ íà îáÿçàòåëüíîå ñîöèàëüíîå ñòðàõîâàíèå îò íåñ÷àñòíûõ ñëó÷àåâ íà ïðîèçâîäñòâå è ïðîôåññèîíàëüíûõ çàáîëåâàíèé; è, ñîîòâåòñòâåííî, ó Îáúåäèíåííîãî âîåííîãî êîìèññàðèàòà ãорода Ïå÷îðы îòñóòñòâîâàëà îáÿçàííîñòü êîìïåíñèðîâàòü ÌÓ «Ïå÷îðñêàÿ ЦРБ» ðàñõîäû ïî óïëàòå íàëîãà è ñòðàõîâûõ âçíîñîâ.

Требования истца удовлетворены на основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Не согласившись с принятым решением, МУ «Печорская ЦРБ» обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

Заявитель апелляционной жалобы полагает, что решение вынесено с нарушением норм материального права.

Ответчик считает, что произведённые выплаты медицинскому персоналу, участвовавшему в мероприятиях, связанных с реализацией Федерального закона «Î âîèíñêîé îáÿçàííîñòè è âîåííîé ñëóæáå», признаются объектом налогообложения единым социальным налогом. Указанные расходы правомерно возмещены военным комиссариатом.

Кроме того, МУ «Печорская ЦРБ» указывает, что истец не наделён правом предъявления в арбитражный суд исков о взыскании сумм единого социального налога.

Стороны  явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьёй 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, в 2006 году работники МУ «Печорская ЦРБ» привлекались Военным комиссариатом для участия в работе медицинской комиссии.

В связи с привлечением работников ответчика для участия в мероприятиях, связанных с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», Военный комиссариат за счет средств федерального бюджета компенсировал МУ «Печорская центральная районная больница» расходы, связанные с выплатой среднего заработка лицам, участвовавшим в работе медицинской комиссии, с учетом начисленных на суммы компенсаций сумм единого социального налога и страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.   

Компенсация расходов осуществлена в общей сумме 358933,27 руб., в том числе расходов по уплате единого социального налога и страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 74516,73 руб., производилась на основании выставленных МУ «Печорская ЦРБ» счетов-фактур №105 от 09.02.2006, №137 от 13.03.2006,  №176 от 05.04.2006, №1138 от 10.10.2006, №1365 от 13.11.2006, № 1532 от 12.12.2006, № 1596 от 22.12.2006.

Факт перечисления денежных средств подтверждается платежными поручениями №45 от 15.02.2006, №81 от 27.03.2006, №176 от 19.05.2006, №382 от 16.10.2006, №482 от 23.11.2006, №519 от 20.12.2006, №557 от 26.12.2006.

В 2008 году Межрайонным отделом финансового контроля в г. Печоре Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Коми была проведена плановая ревизия финансово-хозяйственной деятельности Военного комиссариата за период с 01.01.2006 по 31.12.2007, в ходе которой был сделан вывод о неправомерном возмещении организациям, работники которых были задействованы в мероприятиях, связанных с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», расходов по уплате единого социального налога.

По результатам проверки Военному комиссариату было предложено принять меры к взысканию необоснованно выплаченных организациям сумм единого социального налога и перечислению их в федеральный бюджет (предписание Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Коми №26 от 13.03.2008, представление Военного прокурора Воркутинского гарнизона №983 от 20.05.2008). 

Во исполнение предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Коми №26 от 13.03.2008 в адрес МУ «Печорская ЦРБ» было направлено письмо №970 от 26.03.2008 с просьбой произвести возврат излишне выплаченных сумм.

Поскольку МУ «Печорская ЦРБ» добровольно произвести возврат сумм, выплаченных в счет компенсации расходов по уплате единого социального налога, отказалось, Военный комиссариат обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском. 

Возражая против заявленных требований, МУ «Печорская ЦРБ» указывает на то, что истец не обосновал наличие у него права на обращение в арбитражный суд; что в силу норм Налогового кодекса Российской Федерации заработная плата, выплаченная работникам в период привлечения их для участия в мероприятиях, связанных с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», подлежит включению в налоговую базу по единому социальному налогу.

В соответствии со вторым абзацем пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 55-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» пðîâåäåíèå ìåðîïðèÿòèé ïî ìåäèöèíñêîìó îáñëåäîâàíèþ ïðè ïåðâîíà÷àëüíîé ïîñòàíîâêå íà âîèíñêèé ó÷åò, ïðèçûâå èëè ïîñòóïëåíèè íà âîåííóþ ñëóæáó ïî êîíòðàêòó, ïîñòóïëåíèè â âîåííûå îáðàçîâàòåëüíûå ó÷ðåæäåíèÿ ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ, ïðèçûâå íà âîåííûå ñáîðû îñóùåñòâëÿåòñÿ ìåäèöèíñêèìè îðãàíèçàöèÿìè ïî íàïðàâëåíèþ âîåííûõ êîìèññàðèàòîâ.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что гðàæäàíàì, ó÷àñòâóþùèì â ìåðîïðèÿòèÿõ ïî îáåñïå÷åíèþ èñïîëíåíèÿ âîèíñêîé îáÿçàííîñòè èëè ïîñòóïëåíèÿ íà âîåííóþ ñëóæáó ïî êîíòðàêòó, çà âðåìÿ ó÷àñòèÿ â óêàçàííûõ ìåðîïðèÿòèÿõ ïî ìåñòó èõ ïîñòîÿííîé ðàáîòû âûïëà÷èâàåòñÿ ñðåäíèé çàðàáîòîê, èì âîçìåùàþòñÿ расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы.

Порядок реализации пункта 2 названной статьи установлен Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 704 (с последующими изменениями).

Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", предусмотрено, что выплата указанных компенсаций осуществляется за счет средств федерального бюджета военными комиссариатами на основании предоставляемых получателями компенсаций соответствующих документов или их копий, подтверждающих фактические расходы.

Порядок реализации вышеназванного Постановления установлен Приказом Министра обороны Российской Федерации "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 17 июня 2005 года N 251.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что  из перечисленной Военным комиссариатом МУ «Печорская ЦРБ» суммы 74516 руб. 73 коп. составляют расходы ответчика по уплате единого социального налога, начисленного на сумму компенсации, выплаченную работникам ответчика.

 ñîîòâåòñòâèè ñ ïóíêòîì 1 ñòàòüè 236 Налогового кодекса Российской Федерации îáúåêòîì îáëîæåíèÿ единого социального налога äëÿ îðãàíèçàöèé è èíäèâèäóàëüíûõ ïðåäïðèíèìàòåëåé, ïðîèçâîäÿùèõ âûïëàòû ôèçè÷åñêèì ëèöàì, ïðèçíàþòñÿ âûïëàòû è èíûå âîçíàãðàæäåíèÿ, íà÷èñëÿåìûå íàëîãîïëàòåëüùèêàìè â ïîëüçó ôèçè÷åñêèõ ëèö ïî òðóäîâûì è ãðàæäàíñêî-ïðàâîâûì äîãîâîðàì, ïðåäìåòîì êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ âûïîëíåíèå ðàáîò, îêàçàíèå óñëóã (çà èñêëþ÷åíèåì âîçíàãðàæäåíèé, âûïëà÷èâàåìûõ èíäèâèäóàëüíûì ïðåäïðèíèìàòåëÿì), à òàêæå ïî àâòîðñêèì äîãîâîðàì.

В силу пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физического лица в виде компенсации, выплачиваемой в соответствии с действующим законодательством. На основании пункта 3 данной статьи не подвергаются налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физического лица в виде всех видов установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Ñîãëàñíî ïóíêòó 1 ñòàòüè 237 Налогового кодекса Российской Федерации  îáëàãàåìàÿ единым социальным налогом áàçà îðãàíèçàöèé è èíäèâèäóàëüíûõ ïðåäïðèíèìàòåëåé, ïðîèçâîäÿùèõ âûïëàòû ôèçè÷åñêèì ëèöàì, îïðåäåëÿåòñÿ êàê ñóììà âûïëàò è èíûõ âîçíàãðàæäåíèé, ïðåäóñìîòðåííûõ ïóíêòîì 1 ñòàòüè 236 Налогового кодекса Российской Федерации, íà÷èñëåííûõ íàëîãîïëàòåëüùèêàìè çà íàëîãîâûé ïåðèîä â ïîëüçó ôèçè÷åñêèõ ëèö.

 ñèëó ïîäïóíêòà 2 ïóíêòà 1 ñòàòüè 238 Налогового кодекса Российской Федерации íå ïîäëåæàò îáëîæåíèþ единым социальным налогом âñå âèäû óñòàíîâëåííûõ çàêîíîäàòåëüñòâîì Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, çàêîíîäàòåëüíûìè àêòàìè ñóáúåêòîâ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, ðåøåíèÿìè ïðåäñòàâèòåëüíûõ îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ êîìïåíñàöèîííûõ âûïëàò (â ïðåäåëàõ íîðì, óñòàíîâëåííûõ â ñîîòâåòñòâèè ñ çàêîíîäàòåëüñòâîì Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè), ñâÿçàííûõ, â òîì ÷èñëå, ñ âûïîëíåíèåì ôèçè÷åñêèì ëèöîì òðóäîâûõ îáÿçàííîñòåé.

При этом, согласно пункту 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 марта 2006 года N 106 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога", при рассмотрении дел, касающихся правильности определения налоговой базы по единому социальному налогу, необходимо иметь в виду, что не подлежат обложению единым социальным налогом на основании абзаца девятого подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации выплаты в возмещение физическим лицам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей.

Íàëîãîâûé êîäåêñ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè íå ñîäåðæèò îïðåäåëåíèÿ êîìïåíñàöèîííûõ âûïëàò, ñâÿçàííûõ ñ âûïîëíåíèåì òðóäîâûõ îáÿçàííîñòåé, ñëåäîâàòåëüíî, â ñèëó ïóíêòà 1 ñòàòüè 11 Налогового кодекса Российской Федерации ýòîò òåðìèí èñïîëüçóåòñÿ â ñìûñëå, êîòîðûé ïðèäàåò åìó òðóäîâîå çàêîíîäàòåëüñòâî.

Èñõîäÿ èç ñòàòüè 164 Òðóäîâîãî êîäåêñà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, ïîä êîìïåíñàöèÿìè ïîíèìàþòñÿ äåíåæíûå âûïëàòû, óñòàíîâëåííûå â öåëÿõ âîçìåùåíèÿ ðàáîòíèêàì çàòðàò, ñâÿçàííûõ ñ èñïîëíåíèåì èìè òðóäîâûõ èëè èíûõ ïðåäóñìîòðåííûõ ôåäåðàëüíûì çàêîíîì îáÿçàííîñòåé. Óêàçàííûå âûïëàòû íå âõîäÿò â ñèñòåìó îïëàòû òðóäà è ïðîèçâîäÿòñÿ ðàáîòíèêó â êà÷åñòâå êîìïåíñàöèè åãî çàòðàò, ñâÿçàííûõ ñ âûïîëíåíèåì òðóäîâûõ îáÿçàííîñòåé.

Ïî ñìûñëó àáçàöà äåâÿòîãî ïîäïóíêòà 2 ïóíêòà 1 ñòàòüè 238 Налогового кодекса Российской Федерации íå ïîäëåæàò îáëîæåíèþ единым социальным налогом êîìïåíñàöèè, ïðåäóñìîòðåííûå ñòàòüåé 164 Трудового кодекса Российской Федерации, êàê íå âõîäÿùèå â ñèñòåìó îïëàòû òðóäà.

Поступившие МУ «Печорская ЦРБ» от Военного комиссариата денежные средства являются не платой по трудовому договору, а компенсацией среднего заработка, выплаченного работникам ответчика, принимавшего участие в мероприятиях по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы.

Следовательно, спорные выплаты в силу абзаца 9 подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не относятся к объекту обложения единым социальным налогом.

   Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что компенсационные выплаты среднего заработка работникам, участвовавшим в мероприятиях по медицинскому освидетельствованию граждан, произведенные

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.03.2009 по делу n А29-7227/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также