Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.12.2009 по делу n А29-4909/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 16 декабря 2009 года Дело № А29-4909/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2009 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Черных Л.И., судей Лобановой Л.Н., Караваевой А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой Е.В., при участии в судебном заседании представителей заинтересованного лица: Фроловой Н.В. – по доверенности от 23.12.2008; Моряковой Л.В. – по доверенности от 17.08.2009, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.10.2009 по делу №А29-4909/2009, принятое судом в составе судьи Гайдак И.Н., по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Усть-Вымский жилищный фонд» муниципального образования муниципального района «Усть-Вымский» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Коми о признании незаконными действий по принудительному взысканию задолженности по налогам, а также пеней и штрафов в ходе конкурсного производства, установил:
Муниципальное унитарное предприятие «Усть-Вымский жилищный фонд» муниципального образования муниципального района «Усть-Вымский» (далее – Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Коми (далее – Инспекция) по принудительному взысканию задолженности по налогам, а также пеней и штрафов в ходе конкурсного производства по инкассовым поручениям от 22.12.2008 № 1277, 1278, 2180, 2181, 2182, от 19.02.2009 № 275, 276, 277, от 23.04.2009 № 983, 984, 985, 986, 987 в общей сумме 1 141 912 рублей 07 копеек. Решением Арбитражного суда Республики Коми от 02.10.2009 заявленные требования удовлетворены частично: признаны незаконными действия Инспекции по выставлению инкассовых поручений от 22.12.2008 № 1277, 1278, 2180, 2181, 2182, от 19.02.2009 № 277, от 23.04.2009 № 983 на бесспорное списание с расчетного счета Предприятия денежных средств в сумме 568 780 рублей 73 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Инспекция не согласилась с принятым по делу судебным актом и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и отказать Предприятию в удовлетворении заявленных требований. Заявитель апелляционной жалобы не согласен с выводом суда о нарушении налоговым органом порядка, предусмотренного статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, в части направления в банк инкассовых поручений от 22.12.2008 № 1277 и 1278 по истечении трехмесячного срока. Инспекция ссылается на то, что указанные инкассовые поручения не первоначальные, а были перевыставлены после закрытия налогоплательщиком расчетного счета, к которому ранее были направлены инкассовые поручения от 26.08.2008 № 1277 и 1278 в день вынесения решения о взыскании налога и штрафа за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках. Также заявитель апелляционной жалобы не согласен с выводом суда о том, что инкассовые поручения от 19.12.2008 № 277 и от 22.12.2008 № 1278, на основании которых налоговым органом взыскивались налоговые санкции по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за невыполнение обязанности по перечислению налога на доходы физических лиц, в силу пункта 3 статьи 137 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» должны учитываться в реестре требований кредиторов и погашаться в очередности, установленной данной статьей. По мнению налогового органа, в данном случае положения статьи 137 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ не применимы, поскольку должник выступает налоговым агентом. Кроме того, Инспекция не согласна с выводом суда о том, что инкассовые поручения от 22.12.2008 № 2180, 2181, 2182, на основании которых налоговым органом взыскивались налоговые санкции, в силу пункта 3 статьи 137 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ должны учитываться в реестре требований кредиторов и погашаться в очередности, установленной данной статьей, поскольку взыскание текущих налоговых обязательств может быть произведено в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Представители Инспекции в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, дополнительно указав на пропуск заявителем трехмесячного срока обращения с настоящим заявлением в арбитражный суд, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Предприятие отзыв на апелляционную жалобу не представило, надлежащим образом извещено о месте и времени слушания дела, представителей в суд не направило. Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Республики Коми от 04.04.2008 по делу № А29-2258/2008 принято к производству заявление о признании МУП «Усть-Вымский жилищный фонд» МО МР «Усть-Вымский» несостоятельным (банкротом). Определением от 26.05.2008 в отношении должника введена процедура наблюдения. Решением Арбитражного суда Республики Коми от 18.09.2008 по указанному делу МУП «Усть-Вымский жилищный фонд» МО МР «Усть-Вымский» признано несостоятельным (банкротом), в отношении Предприятия открыто конкурсное производство. 27.02.2009 Инспекцией получено заявление Предприятия от 20.02.2009 об отзыве из банка инкассовых поручений, в частности, от 22.12.2008 № 1277, 1278, 2180, 2181, 2182. Поскольку к расчетному счету Предприятия налоговым органом выставлены инкассовые поручения от 22.12.2008 № 1277, 1278, 2180, 2181, 2182, от 19.02.2009 № 275, 276, 277, от 23.04.2009 № 983, 984, 985, 986, 987 на общую сумму 1 141 912 рублей 07 копеек, заявление Предприятия об отзыве инкассовых поручений оставлено без ответа, Предприятие обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд. Частично удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьей 23, пунктами 1 и 2 статьи 45, статьей 46, пунктом 7 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 5, 126, пунктом 3 статьи 137 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», пунктом 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» и исходил из того, что инкассовые поручения от 22.12.2008 № 1277, 1278 направлены в банк по истечении трехмесячного срока; суммы налоговых санкций, взыскиваемых на основании инкассовых поручений от 22.12.2008 № 2180, 2181, 2182, 1278, от 19.02.2009 № 277, должны учитываться отдельно в реестре требований кредиторов в составе требований третьей очереди и погашаться в очередности, установленной пунктом 3 статьи 137 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ, а не взыскиваться путем направления в банк инкассовых поручений. Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Согласно пункту 1 статьи 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Пунктом 2 статьи 46 Кодекса установлено, что взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. В силу пунктов 3 и 4 статьи 46 Кодекса решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. Из анализа положений приведенных норм следует, что взыскание налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) предполагает выполнение налоговым органом взаимосвязанных и последовательных действий: направления налогоплательщику (налоговому агенту) требования об уплате налога, вынесения решения о взыскании, направления в банк инкассового поручения, с соблюдением установленных сроков, в том числе срока направления инкассовых поручений в банк. 1. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Инспекция приняла решение от 26.06.2008 № 09-28/690 о привлечении Предприятия к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 123 Кодекса, в виде штрафа в сумме 114 029 рублей 20 копеек; предложении Предприятию перечислить налог на доходы физических лиц в сумме 574 646 рублей (листы дела 88-89). Требованием от 23.07.2008 № 629 Инспекция предложила Предприятию уплатить указанные суммы налога и штрафа в срок до 04.08.2008 (лист дела 66). Поскольку в установленный в требовании срок Предприятие не уплатило налог и штраф, Инспекцией в соответствии со статьей 46 Кодекса принято решение от 26.08.2008 № 875 о взыскании с Предприятия налога и штрафа за счет денежных средств на счетах налогового агента в банках (лист дела 133). По указанному решению к расчетному счету Предприятия налоговым органом предъявлены инкассовые поручения от 22.12.2008 № 1227 на взыскание налога на доходы физических лиц в сумме 387 177 рублей 91 копейки, от 22.12.2008 № 1278 на взыскание штрафа в сумме 114 929 рублей 20 копеек (листы дела 17, 18). С учетом изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что Инспекцией нарушен принудительный порядок взыскания налога и штрафа за счет денежных средств на счетах Предприятия в банках по инкассовым поручениям от 22.12.2008 № 1277 и 1278, предусмотренный статьей 46 Кодекса, поскольку решение о взыскании было принято Инспекцией 26.08.2008, указанные инкассовые поручения направлены в банк после истечения одного месяца со дня принятия решения о взыскании и по истечении трехмесячного срока после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога. Направление инкассовых поручений в банк после истечения предусмотренных в статье 46 Кодекса сроков принудительного порядка взыскания налоговой задолженности нарушает права заявителя, поскольку ведет к продлению установленных законом сроков обращения взыскания на денежные средства на счетах заявителя в банках, которые в соответствии со статьей 46 Кодекса продлению не подлежат. Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что инкассовые поручения от 22.12.2008 № 1277 и 1278 были перевыставлены к расчетному счету Предприятия, поскольку налогоплательщиком закрыт расчетный счет, к которому ранее налоговым органом выставлялись инкассовые поручения от 26.08.2008 № 1277 и 1278 о перечислении рассматриваемых сумм налога и штрафа по решению Инспекции от 26.08.2008 № 875 с соблюдением срока, предусмотренного статьей 46 Кодекса, не может быть принят во внимание, так как в данном случае принудительное взыскание налога и штрафа производится по инкассовым поручения от 22.12.2008 № 1277 и 1278; пункт 4 статьи 46 Кодекса предусматривает срок направления в банк инкассового поручения в том числе и в случае его направления после закрытия (открытия) счетов налогоплательщика (налогового агента). Ссылка заявителя апелляционной жалобы на списание задолженности подлежит отклонению, поскольку факт частичного списания задолженности, в том числе по иному инкассовому поручению от 26.08.2008 № 1277 (о перечислении налога на доходы физических лиц) не является основанием для признания соблюденным порядка взыскания задолженности по инкассовым поручениям от 22.12.2008 № 1277 и 1278. При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми правильно удовлетворил заявленные требования в указанной части. Апелляционная жалоба в данной части (пункт 1) удовлетворению не подлежит. 2. Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Инспекции от 26.06.2008 № 09-28/690 (как установлено выше) Предприятие привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Кодекса, за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога на доходы физических лиц, в виде штрафа в сумме 114 929 рублей 20 копеек. На перечисление данной суммы штрафа Инспекцией в порядке статьи 46 Кодекса (после направления требования об уплате от 23.07.2008 № 629 и вынесения решения о взыскании от 26.08.2008 № 875) направлено в банк инкассовое поручение от 22.12.2008 № 1278. Решением Инспекции от 31.10.2008 № 08-18/1265 Предприятие привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Кодекса, за непредставление налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход за 2 квартал 2008 года, в виде штрафа в сумме 489 рублей 30 копеек (листы дела 55, 56). На перечисление данной суммы штрафа Инспекцией Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.12.2009 по делу n А17-2569/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июль
|