Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.11.2012 по делу n А33-2708/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

«21» ноября 2012 г.

Дело №

А33-2708/2012

г. Красноярск

 

Резолютивная часть постановления объявлена «13» ноября 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен «21» ноября 2012 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Белан Н.Н.,

судей: Магда О.В., Споткай Л.Е.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания  Савицкас Н.В.,

при участии представителей:

истца – Василянского  О.В.  по доверенности от 30.12.2011 №1081,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала - Красноярская железная дорога

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «15» августа 2012 года по делу № А33-2708/2012,  принятое судьей Трубачевым И.Г.,

 

установил:

открытое акционерное общество «Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта» (ИНН 2466021909, ОГРН 1022402649059) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу «Российский железные дороги» в лице филиала – Красноярская железная дорога (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) о взыскании 25 199,69 рублей излишне списанных с единого лицевого счета открытого акционерного общества «Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта» № 1000286573 (код 4) в Красноярском ЦФТО.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от «15» августа 2012 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе заявитель указал, что у истца нет выставочных путей и технологией работы станции не предусмотрены приемо-сдаточные операции на путях истца; в памятках приемосдатчика №292, 293, 294, 296, 299, 417 и других указано, что подача вагонов для открытого акционерного общества  «Русал Ачинск» производилась локомотивом перевозчика.

Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие открытого акционерного общества «Российские железные дороги», надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания.

Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителя истца, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.

Между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (перевозчик), открытым акционерным обществом «В-Сибпромтранс» (владелец) и открытым акционерным обществом «Ачинский глиноземный комбинат» (комбинат) заключен договор от 19.03.2006 № Т-2/13/-Д2006/0154/158/02.

Согласно пункту 1.1 договора на условиях настоящего договора перевозчик и владелец осуществляют для комбината:

-подачу перевозчиком вагонов на железнодорожные выставочные пути общего пользования ст. Кия-Шалтырь;

-подачу владельцем вагонов с железнодорожных выставочных путей ст. Кия-Шалтырь на места погрузки, выгрузки, расположенные на железнодорожных путях необщего пользования ст. Рудная;

-выполнение владельцем дополнительных операций, связанных с подготовкой вагонов к погрузке, выгрузке и взвешиванием; погрузку владельцем руды нефелиновой в вагоны; выгрузку владельцем из вагонов мазута, дизельного топлива и смазочных масел; возврат (перевозку) вагонов владельцем на железнодорожные выставочные пути ст. Кия-Шалтырь;

-уборку Перевозчиком вагонов с железнодорожных выставочных путей ст. Кия-Шалтырь (далее выставочные пути).

Владелец обязан перевозить (подавать) вагоны с выставочных путей локомотивом владельца на места погрузки, выгрузки (пункт 2.2.8), осуществлять операции, связанные с расформированием составов, подгруппировкой вагонов для перевозки (подачи) под погрузку, выгрузку (пункт 2.2.9).

Согласно пункту 2.1.14 договора в случае подачи вагонов по заявке владельца со ст. Кия-Шалтырь на ст. Рудная и их уборки обратно на ст. Кия-Шалтырь локомотивом Перевозчика:

-передавать вагоны комбинату или владельцу действующему на основании доверенности комбината временем подачи вагонов на ст. Рудная;

-принимать вагоны от комбината или владельца действующего на основании доверенности комбината не позднее одного часа с момента передачи уведомления о готовности вагонов к уборке со ст. Рудная на выставочные пути.

Настоящий договор вступает в силу с 19 марта 2006 года и действует по 19 марта 2007 года. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей в период его действия. Продление срока действия договора оговаривается дополнительным письменным соглашением трех сторон (пункт 7.8).

В пункте 5  приложения № 2 к  договору № Т-2/13/-Д2006/0154/158/02 стороны установили, что  учет выполненных работ и оказанных услуг (перевозка грузов в вагонах) осуществляется в ведомостях перевозки грузов, подачи и уборки вагонов по каждому вагону, сданному перевозчику за отчетный период.

Сторонам подписаны дополнительные соглашения от 31.01.2007, 17.11.2009 № 413, 28.10.2011 № 117-11, которыми срок действия договора продлен до 19.03.2010, 19.03.2012, 19.03.2015 соответственно.

В марте-мае 2011 года ответчик выделил локомотив для подачи вагонов со ст. Кия-Шалтырь до ст. Рудная и их уборку на ст. Кия-Шалтырь.

В подтверждении факта оказания услуг по подаче/уборке вагонов за март-май 2011 года в материалы дела представлены акты оказанных услуг, ведомости подачи и уборки вагонов. Акты оказанных услуг со стороны истца в части платы за уборку /подачу вагонов пописаны с разногласиями (не применение ответчиком пункта 2.7.9. Тарифного руководства № 3 (скидка 7%).

С единого лицевого счета истца № 1000286573 в Красноярском ЦФТО по перечням за март-май 2011 года (05.03.2011, 15.03.2011, 20.03.2011, 25.03.2011, 05.04.2011, 15.04.2011, 25.04.2011, 30.04.2011, 10.05.2011, 15.05.2011, 20.05.2011, 31.05.2011) списана плата за подачу вагонов со станции Кия-Шалтырь открытого акционерного общества «РЖД» до ст. Рудная открытого акционерного общества «В-Сибпромтранс» и их уборку обратно на ст. Кия-Шалтырь локомотивом ОАО «РЖД» в сумме 359 995,58 рублей, в том числе НДС 18 %.

Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 21.05.2011 №59/15 с требованием восстановить  на едином лицевом счете ОАО «В-Сибпромтранс» № 1000286573 излишне удержанную сумму в размере 34 419,09 рублей.

В ответе на претензию от 21.07.2011 № 10/865-ТЦук-11/839 ответчик отказал истцу в восстановлении указанной суммы на счете истца.

При таких обстоятельствах истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Как следует из материалов дела, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика излишне списанных с единого лицевого счета денежных средств в сумме 25 199,69 рублей.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия между сторонами отношений, вытекающих из договора на подачу и уборку вагонов; подтвержденного факта необоснованного списания денежных средств со счета истца в заявленном размере.

Суд апелляционной инстанции считает обжалуемый судебный акт суда первой инстанции правомерным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены основания возникновения гражданских прав и обязанностей, согласно которой гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из  договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации  обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Как следует из материалов дела, между сторонами заключен договор от 19.03.2006 № Т-2/13/-Д2006/0154/158/02, предметом которого является подача и оборка вагонов.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса РФ перевозки грузов осуществляются на основании договора перевозки, общие условия которых определяются транспортными уставами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №17-ФЗ) порядок взаимодействия перевозчиков и владельцев инфраструктур при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом определяется Федеральным законом «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», а также заключаемыми между ними договорами об оказании услуг по использованию инфраструктур.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Устав) тарифы на перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены данные функции. Порядок исчисления ставок платы за пользование вагонами, контейнерами и сборов утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 55 Устава отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику.

В соответствии со статьей 58 Устава за работу локомотивов, принадлежащих перевозчикам, по подаче и уборке вагонов перевозчиками взимается сбор с грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования по договору, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 3 статьи 57 Устава подача и уборка вагонов для грузоотправителей, грузополучателей в портах осуществляются локомотивом, принадлежащим порту на праве собственности или на ином праве, с передачей вагонов, контейнеров порту на железнодорожных выставочных путях (железнодорожных путях, на которых выполняются технологические операции, связанные с передачей вагонов, контейнеров) в соответствии с договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, договорами на подачу и уборку вагонов.

Из буквального содержания указанной нормы права следует, что железнодорожные пути, на которых выполняются технологические операции, связанные с передачей вагонов, контейнеров от перевозчика владельцу и обратно, именуются выставочными путями.

Как следует из материалов дела, в рамках договора № Т-2/13/-Д2006/0154/158/02 ответчик на основании заявок истца осуществлял подачу/ уборку вагонов на пути ст. Рудная Кия-Шалтырского ППЖТ - филиала открытого акционерного общества  «В-Сибпромтранс» и их уборку обратно на ст. Кия-Шалтырь.

Пунктом 1.1 договора от 19.03.2006 № Т-2/13/-Д2006/0154/158/02 предусмотрена  обязанность перевозчика осуществлять подачу вагонов на железнодорожные выставочные пути общего пользования ст. Кия-Шалтырь и уборку вагонов с железнодорожных выставочных путей ст. Кия-Шалтырь.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что пути, на которые в рамках договора от 19.03.2006 № Т-2/13/-Д2006/0154/158/02 ответчиком осуществлялась подача/уборка вагонов, являются выставочными, поскольку на них  выполняются технологические операции по передаче вагонов.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции отклоняет как необоснованный довод ответчика о том, что у истца нет выставочных путей и технологией работы станции не предусмотрены приемо-сдаточные операции на путях истца.

Согласно статье 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

В силу статьи 8 Федерального закона № 17-ФЗ тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации N 35/15 от 19.06.2002 утверждены Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с подачей и уборкой вагонов на железнодорожные подъездные пути на федеральном железнодорожном транспорте (далее - Тарифное руководство N 3).

Статья 2 Устава определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы,

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.11.2012 по делу n А33-10438/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также