Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 по делу n А33-13868/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

«02» апреля 2013 года

Дело №

А33-13868/2012

г. Красноярск

 

Резолютивная часть постановления объявлена «27» марта 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен  «02» апреля 2013 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Колесниковой Г.А.,

судей:  Морозовой Н.А., Севастьяновой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалухиной Ж.В.,

при участии:

от заявителя (закрытого акционерного общества «Красноярская компания по производству лесоматериалов «Красноярсклесоматериалы»): Мирза А.Э., представителя по доверенности от 20.08.2012 № 107/12,

от третьего лица (общества с ограниченной ответственностью «Карат Лес»): Сашенькина А.Ю., представителя по доверенности от 24.07.2012, Крицыной А.В., представителя по доверенности от 24.07.2012,

от третьего лица (Агентства лесной отрасли Красноярского края): Матюшевой И.И., представителя по доверенности от 29.10.2012,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Карат-Лес»

на решение Арбитражного суда Красноярского края от «09» января 2013 года по делу                            № А33-13868/2012, принятое  судьей Чурилиной Е.М.

установил:

закрытое акционерное общество «Красноярская компания по производству лесоматериалов «Красноярсклесоматериалы» (далее – заявитель, ЗАО «КЛМ Ко», ИНН 2407009152,              ОГРН 1022400665099) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации Кежемского района Красноярского края (далее - ответчик, администрация,                ИНН 2420004178, ОГРН 1022400828823) о признании недействительными решений комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности района от 11.06.2012 № 23 «О строительстве противопожарной дороги на территории Кежемского района» и от 03.08.2012 № 28 «О необходимости проведения рубок лесных насаждений».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью                «Карат-Лес» (далее - ООО «Карат-Лес»), Агентство лесной отрасли Красноярского края, краевое государственное бюджетное учреждение «Кодинское лесничество», общество с ограниченной ответственностью «Кодинский деревообрабатывающий комбинат».

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09 января 2013 года заявление удовлетворено, признаны недействительными решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Кежемского района от 11.06.2012 № 23 «О строительстве противопожарной дороги на территории Кежемского района»  и от 03.08.2012 № 28 «О необходимости проведения рубок лесных насаждений», с администрации Кежемского района в пользу закрытого акционерного общества «КЛМ Ко» взыскано 4000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

ООО «Карат-Лес» обратилось с апелляционной жалобой (с учетом дополнений), в которой с решением от 09.01.2013 не согласно, ссылается на то, что ЗАО «КЛМ Ко» не доказало право на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решений администрации, поскольку оспариваемые решения не повлекли нарушение прав и законных интересов ЗАО «КЛМ Ко», отсутствовала реальная угроза их нарушения; оспариваемые решения приняты в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами на определенных участках лесного фонда, поэтому в связи с изданием решения об отмене чрезвычайной ситуации от 15.08.2012 оспариваемые и неисполненные решения прекратили свое действие, в связи с чем на момент обращения ЗАО «КЛМ Ко» с заявлением и на дату его принятия арбитражным судом оспариваемые акты не нарушали прав и законных интересов заявителя. ООО «Карат Лес» также ссылается на то, что суд первой инстанции в решении не указал, каким образом будут устранены допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Агентство лесной отрасли Красноярского края представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции отменить.

Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Администрация ссылается на то, что заявитель не доказал нарушение его прав и законных интересов оспариваемыми решениями; комиссия при принятии оспариваемых решений действовала в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с действующим законодательством; судом не учтен приказ Агентства лесной отрасли Красноярского края от 09.08.2012 № 1577.

ЗАО «КЛМ Ко» представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Администрация Кежемского района Красноярского края, краевое государственное бюджетное учреждение «Кодинское лесничество», общество с ограниченной ответственностью «Кодинский деревообрабатывающий комбинат» в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

ЗАО «КЛМ Ко» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022400665099; имеет в пользовании до 29.12.2055 с целью заготовки древесины лесной участок площадью 25083 га, расположенный в КГУ «Кодинское лесничество» Кежемского района Красноярского края, а именно, Чикогдинское участковое лесничество, кварталы:  №№ 173 (выдел 1-5, 7-9, 16, 22-49, 51), 174 (выдел 1-8, 17-30, 32), 175 (выдел 1-9, 11, 13-16, 18, 19, 24, 25, 27-36, 38), 176 (выдел 1-23, 33-42, 44), 177 (выдел                1-16, 19-23, 37-45, 47, 48). 178 (выдел 1-7, 9-12, 20-34, 36, 37), 179 (выдел 1-5, 13-15, 20-27, 30-34, 36), 180 (выдел 1-5, 8, 12, 13, 15-18, 22-31, 33, 34), 181 (выдел 1-9, 11-16, 18-36), 182, 183, 196-201; Кодинское участковое лесничество, кварталы: №№ 1-9 (договор аренды лесного участка от 08.10.2008 № 150-з, акт приема-передачи лесного участка в аренду от 08.10.2008, дополнительное соглашение от 22.12.2008 № 267-з к договору аренды лесного участка от 08.10.2008 № 150-з, дополнительное соглашение от 08.08.2011 к договору аренды лесного участка от 08.10.2008 № 150-з).

Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Кежемского района Красноярского края 11.06.2012 принято решение № 23 «О строительстве противопожарной дороги на территории Кежемского района», которым признано необходимым строительство лесной противопожарной автодороги    п. Тагара – Чикогдинское участковое лесничество (кварталы №№ 174, 197), Кодинское участковое лесничество (кварталы №№ 1, 2, 3).

Решением от 03.08.2012 № 28 комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности района признала необходимым проведение рубок лесных насаждений для строительства лесной дороги в целях охраны, защиты лесов протяженностью 12,9 км, но не более 14 км на территории Чикогдинского участкового лесничества (квартал № 174 (выделы 3, 6, 8, 11, 12, 16, 20, 23, 24, 26, 28, 30), квартал № 197 (выделы 5, 14, 19, 25, 28, 30, 35)), Кодинского участкового лесничества (квартал № 1 (выделы 8, 9, 10, 11), квартал № 2 (выделы 1, 2, 3, 4, 5), квартал № 3 (выделы 1, 2, 3, 4)).

Поскольку указанными решениями ответчика строительство дороги и рубка насаждений предусмотрена на территории лесного участка, арендуемого ЗАО «КЛМ Ко», данное общество, полагая, что решения нарушают его права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, а также не соответствуют действующему законодательству, обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федера­ции каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий – несоответствие их закону  или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые решения от 11.06.2012 № 23 и от 03.08.2012 № 28 не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, решением ответчика от 11.06.2012 № 23 «О строительстве противопожарной дороги на территории Кежемского района», принятым в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами на территории Кежемского района, по результатам рассмотрения обращения ООО «Карат-Лес», признано необходимым строительство лесной противопожарной автодороги п. Тагара – Чикогдинское участковое лесничество (кварталы №№ 174, 197), Кодинское участковое лесничество (кварталы №№ 1, 2, 3). С этой целью КГБУ «Кодинское лесничество» указано на необходимость обеспечения ООО «Карат-Лес» в срок до 17.07.2012 разрешительно - исполнительной документацией на производство работ по строительству лесной противопожарной автодороги; уведомления Агентства лесной отрасли о проводимых работах по строительству автодороги.

Решением ответчика от 03.08.2012 № 28 «О необходимости проведения рубок лесных насаждений» в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами на территории Кежемского района, по результатам рассмотрения обращения ООО «Карат-Лес» признано необходимым проведение рубок лесных насаждений  для строительства  лесной дороги в целях охраны, защиты лесов протяженностью 12,9 км, но не более 14 км на территории Чикогдинского и  Кодинского участковых лесничеств.

Согласно статье 53 Лесного кодекса Российской  Федерации к мерам пожарной безопасности в лесах относятся предупреждение лесных пожаров, разработка и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.

Исходя из положений статьи 53.1 Лесного кодекса Российской  Федерации предупреждение лесных пожаров предполагает противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Аналогичное требование закреплено в Правилах пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 30.06.2007 № 417.

Так, подпунктом «а» пункта 3, пунктом 5 Правил закреплено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров). Указанные меры пожарной безопасности в лесах, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Таким образом, строительство лесных дорог, являясь противопожарным обустройством лесов, относится к способам предупреждения лесных пожаров и не может выступать способом ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с лесными пожарами; строительство лесных дорог осуществляется лицами, правомерно использующими лесные участки, на основании проекта освоения лесов.

Из положений пункта 13 договора аренды лесного участка от 08.10.2008 № 150-з, приложения № 6 к указанному договору, выписки из проекта освоения лесов, дополнения к проекту

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 по делу n А33-11101/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также