Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.11.2015 по делу n А74-350/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

12 ноября 2015 года

Дело №

 А74-350/2015

г. Красноярск

 

Резолютивная часть постановления объявлена  «12» ноября  2015 года.

Полный текст постановления изготовлен           «12» ноября  2015 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Радзиховской В.В.,

судей: Белан Н.Н., Магда О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,

при участии:

от закрытого акционерного общества «Промышленный транспорт» - Артеменко М.Д. -  представителя по доверенности от 01.02.2015 № 598;

от открытого акционерного общества «Российские железные дороги» -   Рожковой И.Е. -  представителя по доверенности от 05.03.2015;

от общества с ограниченной ответственностью «СУЭК-Хакасия» - Данченко П.Л. -  представителя по доверенности от 11.11.2014;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Промышленный транспорт» на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 04 сентября 2015 года по делу № А74-350/2015, принятое судьей Ищенко Е.В.,

установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала – Красноярской железной дороги (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295; далее также – истец, ОАО «РЖД») обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  к закрытому акционерному обществу «Промышленный транспорт» (ИНН 1903005308, ОГРН 1021900696531; далее также – ответчик, ЗАО «Промтранс») о взыскании 15507188 рублей 15 копеек, в том числе 14667113 рублей 76 копеек платы за пользование вагонами в соответствии с договором от 24.08.2007 № 4, 840074 рубля 39 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, с 01.03.2015 процентов по день исполнения решения.

Определением суда  от 25.03.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество «Русский уголь» (ИНН 7705880068,                                     ОГРН 1097746061390), общество с ограниченной ответственностью «СУЭК-Хакасия» (ИНН 1903017342, ОГРН 1071903000773).

Определением арбитражного суда от 22.05.2015 принято уменьшение размера исковых требований до 15497247 рублей 73 копейки, в том числе 14657756 рублей 60 копеек платы и 839491 рубль 13 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами; принято к производству заявление ОАО «РЖД» о взыскании 954 рубля 20 копеек судебных расходов.

Определением арбитражного суда от 16.07.2015 производство по делу приостановлено до принятия Верховным Судом Российской Федерации судебных актов по результатам рассмотрения кассационных жалоб по делам № А74-44/2014 и                             №А74-1140/2014.

Верховный Суд Российской Федерации определениями от 31.07.2015 по делу №А74-44/2014 и делу №А74-1140/2014 отказал в передаче заявления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. По ходатайству истца определением арбитражного суда от 04.08.2015 производство по делу возобновлено.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 04.09.2015 исковые требования удовлетворены. С закрытого акционерного общества «Промышленный транспорт» в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» взыскано 15497247 (пятнадцать миллионов четыреста девяносто семь тысяч двести сорок семь) рублей 73 копейки, в том числе 14657756 (четырнадцать миллионов шестьсот пятьдесят семь тысяч семьсот пятьдесят шесть) рублей 60 копеек платы за пользование вагонами, 839491 (восемьсот тридцать девять тысяч четыреста девяносто один) рублей 13 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 100486 (сто тысяч четыреста восемьдесят шесть) рублей расходов по уплате государственной пошлины и 954 (девятьсот пятьдесят четыре) рублей 20 копеек судебных расходов на оплату почтовой корреспонденции. Суд определил: проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат начислению на сумму 14657756 (четырнадцать миллионов шестьсот пятьдесят семь тысяч семьсот пятьдесят шесть) рублей 60 копеек и взысканию с закрытого акционерного общества «Промышленный транспорт» в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» с 01.03.2015 по 31.05.2015 по учётной ставке банковского процента 8,25% годовых, и с 01.06.2015 по день исполнения обязательства исходя из опубликованных Банком России и имевших место в соответствующие периоды средних ставках банковского процента по вкладам физических лиц.

Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда от 04.09.2015 и принять по делу новый судебный акт.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему.

Размер платы за использование инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования должен определяться компетентным государственным органом в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», следовательно, размер платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику не может быть установлен в договорном порядке и, как следствие, указанное договорное условие является ничтожным в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. Наличие причин задержки вагонов в пути следования можно подтвердить лишь единственным доказательством - актом общей формы ГУ-23, составленным на станции Черногорские Копи по факту ожидания подачи порожних вагонов на пути ЗАО «Промышленный транспорт» (пункт 2.1. Методических рекомендаций по оформлению ОАО «Российские железные дороги» задержки вагонов, контейнеров в пути следования в поездах, временно отставленных от движения, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 22.03.2012 №558р). Поскольку ответчик доказал факт подачи перевозчиком вагонов в количестве, превышающем количество вагонов, установленных пунктом 15 договора от 24.08.2007 №4, суд первой инстанции необоснованно не применил положения статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и не освободил ответчика от взыскиваемой истцом платы. Поскольку Тарифным руководством N 2 не установлена плата за пользование вагонами и данная плата является договорной, то применение в п. 20 Договора пункта 12 Тарифного руководства N 2 является не более чем арифметическим элементом для расчета стоимости за данный вид услуги. Соответственно, без специальной оговорки в договоре о применении НДС к расчету платы за пользование вагонами, считается, что НДС уже содержится в указанной плате.

Ответчиком по настоящему делу было заявлено ходатайство об уменьшении взыскиваемой суммы в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации на 95%. Суд первой инстанции в удовлетворении указанного ходатайства отказал по причине того, что взыскиваемая плата не является неустойкой, что противоречит сложившейся судебной практике.

Истец должен был отказать в согласовании заявки в связи с отсутствием технической возможности ответчика принять груз вследствие превышения перерабатывающей способности. Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» намеренно нарушает пункт 15 договора от 24.08.2007 №4 - не регулирует грузопоток.

Истец представил отзыв, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Общество с ограниченной ответственностью «СУЭК-Хакасия»,  открытое акционерное общество «Русский уголь» представили отзывы, в которых поддержали доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда первой инстанции.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015 апелляционная жалоба принята к производству, её рассмотрение  назначено на 12.11.2015.

В судебном заседании представитель закрытого акционерного общества «Промышленный транспорт» поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.

Представитель  открытого акционерного общества «Российские железные дороги» поддержал возражения на доводы жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «СУЭК-Хакасия» поддержал доводы отзыва, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

ОАО «РЖД» (перевозчик) и ЗАО «Промтранс» (владелец) 24.08.2007 заключили договор № 4 (в редакции дополнительного соглашения от 28.10.2010 №579 с протоколом урегулирования разногласий от 27.01.2011) на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО «Промтранс», примыкающего к станции Черногорские Копи Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», по условиям которого осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Черногорские Копи со станции Новая стрелочными переводами № 33 и № 69 к пути № 1 и стрелочным переводом № 9 к продолжению пути 1БП парка «Б»; со стороны станции Деповская стрелочным переводом № 941 к пути 1АП парка «А», обслуживаемого локомотивом владельца (пункт 1 договора).

Согласно пункту 15 договора перерабатывающая способность по погрузке угля составляет 320 вагонов в сутки, в том числе ООО «СУЭК – Хакасия» – 166 вагонов, ООО «Разрез Степной» и ЗАО «Русский Уголь» – 104 вагона, ООО «Хакасразрезуголь» – 43 вагона.

В соответствии с абзацем 1 пункта 20 договора (в редакции дополнительного соглашения от 28.10.2010 №579 с протоколом урегулирования разногласий от 27.01.2011) за время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприёма их железнодорожной станцией Черногорские Копи по причинам, зависящим от владельца или его контрагентов, владелец вносит перевозчику плату за пользование вагонами:

- за вагоны, принадлежащие перевозчику – в размере, установленном тарифным руководством № 2;

- за вагоны, не принадлежащие перевозчику – за всё время нахождения таких вагонов на путях общего пользования – в размере 50% платы за пользование вагонами, установленной пунктом 12 тарифного руководства № 2.

Из материалов дела усматривается, что на станции Черногорские Копи 03.03.2014 по прибытии поезда № 3642, индекс 8878-181-8879 составлены акты общей формы №№ 2161, 2165 от 03.03.2014, свидетельствующие о следующем: на основании распоряжения перевозчика 14.02.2014 задержаны вагоны по станции Казановская из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО «СУЭК-Хакасия», ОАО «Русский уголь», что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов отправлен со станции Казановская 21.02.2014. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец были уведомлены извещениями №№ 287, 398, 289, 400, 290, 288, 399, 401, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. По актам №№ 2161, 2165 время простоя составило 175-00 часов.

В ведомости подачи и уборки вагонов № 054228, начислена плата в сумме 26621 рубль 07 копеек без учета НДС или 31413 рублей 60 копеек с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов № 054227 начислена плата в сумме 8873 рубля 90 копеек без учета НДС или 10471 рубль 20 копеек с НДС.

Акты общей формы №№ 2161, 2165 подписаны с разногласиями. На акте № 2161 имеется отметка об отказе от подписания представителя грузополучателя ОАО «Русский Уголь». На акте № 2165 содержится выполненная 11.03.2014 представителем ООО «СУЭК-Хакасия» надпись: грузополучатель имеет возможность принять на свои пути 483 вагона. Фактически 14.02.2014 в наличии с полным сроком было 168 вагонов, предлагаемую группу в 3 вагона готовы были принять на свои пути.

На станции Черногорские Копи 10.03.2014 по прибытии поезда № 3646, индекс 9200-109-8879 составлен акт общей формы № 2292 от 10.03.2014 свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика 17.02.2014 задержаны вагоны по станции Минусинск из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО «СУЭК-Хакасия», ОАО «Русский уголь», что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов отправлен со станции Минусинск 10.03.2014. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями №№ 346, 553, 347, 554, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. По акту №2292 время простоя составило 497-35 часов.

В ведомости подачи и уборки вагонов № 054226 начислена плата в сумме 1665036 рублей без учета НДС или 1964742 рубля 48 копеек с НДС.

Акт общей формы № 2292 подписан с разногласиями. На акте содержится выполненная 11.03.2014 представителем ООО «СУЭК-Хакасия» надпись: грузополучатель имеет возможность принять на свои пути 483 вагона. Фактически 17.02.2014 в наличии с полным сроком было 293 вагона, предлагаемую группу в 60 вагонов готовы были принять на свои пути.

На станции Черногорские Копи 27.02.2014 по прибытии поезда № 3704, индекс 9200-105-8879

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.11.2015 по делу n А33-15652/2014. Отменить определение первой инстанции полностью или в части, Разрешить вопрос по существу (ст.272 АПК РФ)  »
Читайте также