Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 по делу n А19-11494/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Чита                                                                                Дело № А19-11494/2014

«12» февраля 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2015 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,

судей: Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 ноября 2014 по делу №А19-11494/2014 по иску Администрации города Иркутска, (ОГРН 1053808211610; ИНН 3808131271, 664025, г.Иркутск, ул.Ленина д.14-1), министерства имущественных отношений Иркутской области (ИНН 3808174613, ОГРН 1083808003564, 664007, г. Иркутск, ул. Карла Либнехта, 47) к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЛЕССЕРВИС-2005» (ОГРН 1053808011146, ИНН 3808118150; 664013, Иркутская обл., г. Иркутск, ул.Пржевальского, д.4) о взыскании 1 108 010 руб. 65 коп.,

(суд первой инстанции – М.Н. Габескирия)

при участии в судебном заседании:

от Администрации города Иркутска: не явился, извещен;

от Министерства имущественных отношений Иркутской области: не явился, извещен;

от ответчика:  не явился, извещен;

установил:

Администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610; ИНН 3808131271, 664025, г.Иркутск, ул.Ленина д.14-1, далее - администрация) обратилась с иском, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЛЕССЕРВИС-2005» (ОГРН 1063810005093, ИНН 3810040656; 664013, Иркутская обл., г. Иркутск, ул.Пржевальского, д.4, далее - общество) о взыскании суммы 582 646 руб. 51 коп., составляющей на основании договора аренды земельного участка от 07.10.2005 № 3126 задолженность по арендной плате за период с 01.04.2013 по 31.03.2014, суммы 262 682 руб. 07 коп. – проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 23.04.2013 по 31.03.2014.

Определением от 25.09.14 в качестве соистца по делу привлечено министерство имущественных отношений Иркутской области (ИНН 3808174613, ОГРН 1083808003564, 664007, г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 47, далее - министерство) (ранее привлеченное в качестве третьего лица) с уточненными требованиями о взыскании с ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЛЕССЕРВИС-2005» задолженность по арендной плате по договору от 07.10.05 № 3126 в сумме 732 398 руб. 30 коп. за период с 01.04.2013 по 30.09.2014 и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 442 137 руб. 21 коп. за период с 23.04.2014 по 31.10.2014.

Решением Арбитражный суд Иркутской области взыскал с ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЛЕССЕРВИС-2005» (ОГРН 1063810005093, ИНН 3810040656) в пользу министерства имущественных отношений Иркутской области (ИНН 3808174613, ОГРН 1083808003564) сумму 582646 руб. 51 коп. – арендную плату, сумму 262682 руб. 07 коп. – проценты; в удовлетворении требований Администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610; ИНН 3808131271) отказал; взыскал с ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЛЕССЕРВИС-2005» (ОГРН 1063810005093, ИНН 3810040656) в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 19906 руб. 57 коп.

В обосновании отказа в удовлетворении требований администрации суд первой инстанции указал, что Закон Иркутской области от 15.07.2013 № 69-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области» вступил в законную силу 22.08.2013. Учитывая положения указанных правовых актов, следует признать, что с 22.08.2013 полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, перешли к Правительству Иркутской области. Согласно Положению о Министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009 № 264/43-пп, министерство имущественных отношений Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим, в том числе, функции по управлению и распоряжению землями и земельными участками. Таким образом, законом Иркутской области от 15.07.2013 № 69-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области» изменен  порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и к министерству имущественных отношений Иркутской области перешли права арендодателя по договору аренды земельного участка от 31.03.2008 № 886-ВС независимо от его переоформления. С учетом указанных обстоятельств, довод Администрации города Иркутска о том, что Правительство Иркутской  области либо уполномоченное им лицо не является выгодоприобретателем по совершенным сделкам и не имеет материально-правового интереса в исполнении обязательства, не может быть во внимание.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области 07.11.2014 по делу № А19-11494/2014 отменить; принять по делу новый судебный акт - исковые требования Администрации города Иркутска удовлетворить в полном объеме.

Полагает, что в независимости от того, произошла ли смена распорядителя земельными участками администрация города Иркутска является лицом, чьи права и законные интересы затрагиваются исполнением (неисполнением) арендных обязательств. В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Таким образом, бюджеты муниципальных органов формируются самостоятельно. В связи с этим, представляется, что правительство Иркутской области либо уполномоченное им лицо не является выгодоприобретателем по совершенным сделкам в силу указания закона и не имеет материально - правового интереса в исполнении обязательства, в отличие от администрации города Иркутска

На апелляционную жалобу администрации поступил отзыв министерства, в котором оно соглашается с выводами суда первой инстанции и  просит оставить решение суда первой инстанции  без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет»  27.12.2014.

Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.

Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -  АПК РФ).

Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением мэра города Иркутска от 20.09.2005 № 031-06-1613/5 «О предоставлении ООО «Стройлессервис» земельного участка под строительство жилого дома в Октябрьском районе г.Иркутска по ул.Цимлянской»  (т.1 л.д.44) Обществу с ограниченной ответственностью «Стройлессервис» предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок из земель поселений, площадью 1656 кв.м., с кадастровым номером 38:36:000023:0163, расположенный в Октябрьском районе г.Иркутска по ул.Цимлянская, под строительство жилого дома.

На основании пунктов 1.1, 1.5, договора аренды земельного участка от 07.10.2005 № 3126 (т.1 л.д.24-30) заключенного Администрацией города Иркутска - арендодателем, с Обществом с ограниченной ответственностью «Стройлессервис» - арендатором, арендодатель предоставил арендатору за плату во временное владение и пользование земельный участок из земель поселений, площадью 1656 кв.м., с кадастровым номером 38:36:000023:0163, расположенный в Октябрьском районе г.Иркутска по ул.Цимлянская, под строительство жилого дома.

В соответствии с пунктом 1.3. договора, границы объекта установлены на местности и обозначены поворотными точками в кадастровой карте (плане) земельного участка, прилагаемой к договору и являющегося неотъемлемой его частью (приложение № 1).

В соответствии с пунктом 1.6 договора, срок его действия установлен с 20.09.2005 по 20.09.2010.

Согласно пункту 2.1.5 договора, арендодатель обязан осуществлять контроль за исполнением арендатором условий договора, фиксировать результаты проверок соответствующим актом, составленном совместно с арендатором.

В соответствии с пунктом 2.2.3 договора, арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением, определенным в пункте 1.5 договора, принадлежностью к категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе как природному объекту.

В соответствии с пунктом 2.2.4 договора, арендатор обязан своевременно вносить арендную плату в порядке и размерах, установленных разделом 3 договора.

В соответствии с пунктом 2.2.6 договора, арендатор обязан не передавать свои права и обязанности по договору третьим лицам, в том числе не передавать право аренды земельного участка в залог и не вносить его в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив, а также не передавать  земельный  участок  в  субаренду без  письменного  согласования  арендодателя,  в ином случае уведомить арендодателя в двухнедельный срок до момента совершения указанных действий.

Согласно пунктам 3.2, 3.3, 3.4 договора, арендная плата исчисляется с 20.09.2005, путем перечисления денежных средств на расчетный счет арендодателя, равными долями не позднее 15.03, 15.06, 15.09, 15.11 текущего года.

В соответствии с пунктом 3.5 договора, размер арендной платы на текущий календарный год определяется расчетом, прилагаемым к договору и являющимся неотъемлемой его частью (приложение№2).

Согласно пункту 3.6 договора, размер арендной платы пересматривается ежегодно.

В случае изменения размера арендной платы на основании нормативных правовых актов РФ, Иркутской области, органов городского самоуправления г.Иркутска изменение условий договора производится арендодателем в одностороннем порядке.

Об изменении расчета арендной платы арендодатель отправляет (заказным путем с уведомлением о вручении) арендатору соответствующее уведомление.

Согласно пункту 4.4 договора, за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанности, установленной п.2.2.4, 3.4 договора, арендатор оплачивает арендодателю пеню в размере 0,1 % от невнесенной суммы арендной платы, рассчитанной по ставкам текущего года за каждый день просрочки.

Земельный участок передан арендатору по передаточному акту 20.09.2005 (т.1 л.д.31).

Согласно уведомлению Главного управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 30.11.2005 № 09-13841 (т.1 л.д.32), в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.11.2010 осуществлена государственная регистрация договора аренды земельного участка от 07.10.2005 № 3126.

В соответствии с представленными сведениями из ЕГРЮЛ, ООО «Стройлессервис» - арендатор, сменил наименование на ООО «Лессервис – 2005».

В связи с неуплатой арендной платы администрация и министерство обратились с исковыми требованиями в арбитражный суд Иркутской области.

Решением Арбитражного суда Иркутской области требования министерства удовлетворены частично, администрации в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.

Рассматривая дело в части удовлетворения требований министерства, суд первой инстанции пришел к следующим правильным выводам.

Согласно п. 1 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).

На основании п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

На основании п. 2 названной статьи, изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

На основании п. 3 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.

В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

На основании п. 10 ст. 3 Закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 10 утвержденного постановлением Администрации Иркутской области от 31.07.08 № 213-па Положения «О порядке определения размера арендной платы,

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 по делу n А78-10579/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также