Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 по делу n А19-10615/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                         Дело №А19-10615/2014

«8» апреля 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 1 апреля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 8 апреля 2015 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,

судей Сидоренко В.А., Басаева Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Шелеховского городского поселения на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от  19 января 2015 года по делу № А19-10615/2014  по исковому заявлению  Общества с ограниченной ответственностью «Коммерческий центр» (ОГРН 1023802255993, ИНН 3821004811; 666033, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ШЕЛЕХОВ, УЛ. КОЧУБЕЯ, 56) к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, адрес: 107078, г. Москва, пер. Орликов, д. 10, стр. 1), третьи лица: Администрация Шелеховского городского поселения (ОГРН 1053848032347, ИНН 3821013291, адрес: Иркутская область, г. Шелехов, ул. Ленина, 15), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН 1043801066760, адрес: 664011, г. Иркутск, ул. Желябова, 6), Правительство Иркутской области (ОГРН 1073808005534, ИНН 3808163259, адрес: г. Иркутск, ул. Ленина, 1а), об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, (суд первой инстанции: Капустенская Е.Ф.)

в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Коммерческий центр» (далее – Общество, истец, ООО «Коммерческий центр») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палат Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ответчик, учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:27:000129:0021, общей площадью 5 180 кв. м., расположенного по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, ул. Кочубея, уч. № 56, категория земель: земли поселений, разрешенное использование: для эксплуатации нежилого здания, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01.01.2012, в размере 1 113 070 руб.  и обязании возложить на орган кадастрового учета федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палат Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» обязанность внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:27:000129:0021, общей площадью 5 180 кв. м., расположенного по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, ул. Кочубея, уч. № 56, категория земель: земли поселений, разрешенное использование: для эксплуатации нежилого здания, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01.01.2012, в размере 1 113 070 руб., взыскании с ответчика - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области в пользу истца - Общества с ограниченной ответственностью «Коммерческий центр» судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 4 000 рублей.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Шелеховского городского поселения (далее - Администрация), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (далее - Управление), Правительство Иркутской области (далее - Правительство).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 января 2015 года исковые требования общества удовлетворены на основании статей 65, 66 Земельного кодекса РФ, статьи 388, 389 Налогового кодекса РФ, Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Судом установлено существенное несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости и наличие правовых оснований для установления кадастровой стоимости спорного земельного участка равной их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы.

Установление судом рыночной стоимости земельных участков послужило основанием для обязания органа кадастрового учета внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости с момента вступления в силу судебного акта.

С ответчика в пользу истца взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 000 руб.

Администрация Шелеховского городского поселения, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловала его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований общества, по мотивам неправильного применения судом норм процессуального и материального права, а также неполного исследования обстоятельств, имеющих значение по делу.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, заключение комиссии экспертов № 19-С/14/2014-ИН-82 от 28.11.2014 не является достоверным доказательством так как:

-       Эксперты в качестве объектов-аналогов (таблица 3, страница 21 заключения) указали четыре земельных участка. При этом в строке "Разрешенное использование" у объекта оценки указано "Для производственной деятельности", а у объектов-аналогов указано соответственно "Под коммерческое использование", "Для размещения промышленных объектов, логистического центра", "Для строительства объектов придорожного сервиса" и "Под бизнес-объекты". Заявитель считает, что только у одного объекта-аналога (№ 2) разрешенное использование земельного участка может с натяжкой совпадать с разрешенным использованием объекта оценки. По мнению заявителя, эксперты не обосновали возможность использования для оценки объектов-аналогов с иным разрешенным видом использования земельных участков;

-       В этой же таблице (строка "Дата оценки/предложения") у объекта-аналога № 3 указано "Январь 2010 г.". Заявитель считает, что эксперты не обосновали возможность использования данного земельного участка при расчете рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 года;

-       В таблице 4 (страница 22 заключения) в строке "Разрешенное использование" для объекта оценки указано "Для эксплуатации нежилого здания", то есть налицо противоречие экспертов своим же ранее указанным сведениям;

-       Недостоверность сведений, приведенных экспертами в таблице 3 по строке "Разрешенное использование" приводит к недостоверности удельного веса по таблице 5 (страница 23 заключения);

-       При расчете корректировки на масштаб (площадь) эксперты в качестве источника информации указывают на журнал "Имущественные отношения в Российской Федерации", при этом сведений о годе выпуска этого издания не имеется, равно как и ссылки на этот источник в Перечне использованной нормативной и методической документации на странице 29 заключения;

-       На странице 31 заключения имеются сведения о разрешенном использовании земельного участка - для ведения личного подсобного хозяйства, что так же противоречит сведениям, указанным в таблице 3 для разрешенного использования объекта-аналога № 3 -для строительства объектов придорожного сервиса.

Вышеуказанные обстоятельства не позволяют, по мнению заявителя, признать заключение эксперта документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговую величину рыночной стоимости - достоверной и рекомендуемой для совершения сделки с объектом оценки, а так же позволяют заявителю сомневаться в обоснованности заключения эксперта.

Лицами, участвующими в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представлены.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 04.03.2015.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Обществу с ограниченной ответственностью "Коммерческий центр" на основании договора купли-продажи от 09.06.2005 принадлежит на праве собственности земельный участок, кадастровый номер 38:27:000129:0021, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатации нежилого здания, общая площадь 5 180 кв.м., адрес (местоположение) объекта: Иркутская область, г. Шелехов, ул. Кочубея, уч. № 56, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 38-АГ №096065 от 26.07.2005 (том 1 л.д. 17).

Согласно Постановлению Правительства Иркутской области №517-пп от 15.11.2013 «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе населенных пунктов на территории Иркутской области» удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:27:000129:0021 по состоянию на 01.01.2012 составляет 2 878 руб. 35 коп. за 1 кв.м., соответственно, кадастровая стоимость земельного участка составляет 14 909 853 руб.

Правительством Иркутской области принято Постановление №239-пп от 05.05.2014 «О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 15.11.2013 №517-пп», вступившее в силу 24.05.2014, в котором удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:27:000129:0021, принадлежащего на праве собственности ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КОММЕРЧЕСКИЙ ЦЕНТР», составляет 2 666 руб. 74 коп. за 1 кв.м., соответственно, кадастровая стоимость земельного участка составляет 13 813 713 руб. 20 коп.

Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего обществу, существенно превышает его рыночную стоимость, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса РФ, является нарушение прав Общества как собственника данного земельного участка и плательщика земельного налога, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных Обществом исковых требований подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.

В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Согласно пункту 3 статьи 3 Налогового кодекса РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 3 статьи  66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.

При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Заявленные Обществом требования имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.

Требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельных участков, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.

Данный подход основан на правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформированной в постановлении от 28.06.2011 №913/11.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 по делу n А19-15374/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также