Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2015 по делу n А58-6440/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

 

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, г. Чита, ул. Ленина, 100-б, http://4aas.arbitr.ru 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                         дело №А58-6440/2014

09 апреля 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2015 года

В полном объеме постановление изготовлено 09 апреля 2015 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Капустиной Л.В.,

судей Макарцева А.В., Скажутиной Е.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хайбрахмановой Е.Ф., рассмотрев в открытом заседании в помещении суда апелляционную жалобу истца на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 декабря 2014 года по делу №А58-6440/2014 по иску Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры (ИНН 3808152955, ОГРН 1073808016600, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 7а) к государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) «Якутская база авиационной охраны лесов» (ИНН 1435184059, ОГРН 1071435002374, ул. Пионерская, 9, г. Якутск), закрытому акционерному обществу «Авиакомпания ИФаэро» (ИНН 7743748617, ОГРН 1097746403798, адрес: 141407, Московская область, г. Химки, ул. Бабакина, 5А) о признании недействительным в силу ничтожности договора,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН 2721170387, ОГРН 1092721005717, адрес: г. Хабаровск, ул. Комарова, 6), негосударственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Ярославский авиационно-спортивный клуб общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ИНН 7627016242, ОГРН 1027601599662, адрес: 150025, Ярославская область, Ярославский район, п. Карачиха, ул. Школьная, 31) (суд первой инстанции: судья Белоновская Г.И.),

с участием в судебном заседании Морозовой Е.Г. - прокурора по поручению от 18.02.2015,

у с т а н о в и л :

прокурор Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры (далее – Прокурор, истец) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) «Якутская база авиационной охраны лесов» (далее – Учреждение, ответчик) и закрытому акционерному обществу «Авиакомпания ИФаэро» (далее – Общество, ответчик) с требованиями о признании недействительным в силу ничтожности договора на оказание услуг воздушного транспорта по проведению лесоавиационных работ на территории Республики Саха (Якутия) в 2014 году от 20.06.2014 №36, заключенного между Учреждением и Обществом.

Определением суда первой инстанции от 16.10.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено негосударственное образовательное учреждение «Ярославский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ России».

Определением суда первой инстанции от 24.11.2014 в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24.12.2014 в иске отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом по делу, истец подал апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.

Жалоба мотивирована тем, что при заключении спорного договора Обществ не располагало ни одним воздушным судном на законных основаниях, в отсутствие сертификата эксплуатанта в нарушение требований закона (статьи 8, 20, 22, 114, 115 Воздушного кодекса Российской Федерации, Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 №128) Обществом не была обеспечена безопасность выполнения лесоавиационных работ в соответствии с требованиями воздушного законодательства; что спариваемый договор является ничтожной сделкой. Заявитель жалобы полагал выводы суда первой инстанции, на которых основано решение, ошибочными, так как они не основанными на законе. Заявитель сослался на то, что обратился в арбитражный суд с иском в порядке, определенном статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях защиты публичных интересов, а спорный договор нарушает публичные интересы, поскольку создает угрозу безопасности полетов.

Общество и Учреждение в отзывах на доводы апелляционной жалобы возражали, полагая решение суда законным и обоснованным, просило оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

От третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.

Участвовавший в судебном заседании прокурор повторил правовую позицию, изложенную в апелляционной жалобе.

Ответчики и третьи лица извещены о возбуждении судебного производства, однако не направили своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции. Учреждение представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. При таких данных, в силу положений частей 3 и 5 статьи 156 Арбитражного кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание представителей названных лиц не препятствовала судебному разбирательству.

Законность и обоснованность обжалованного судебного акта проверены в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив доводы заявителя жалобы и возражения ответчиков, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.

Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, в порядке пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Учреждение (заказчик) заключило с Обществом (исполнитель) договор на оказание услуг воздушного транспорта по проведению лесоавиационных работ на территории Республики Саха (Якутия) в 2014 году от 20.06.2014 №36 (далее – спорный договор). По условиям договора в целях выполнения работ по тушению лесных пожаров исполнитель обязался по заявкам заказчика оказывать услуги воздушного транспорта для выполнения лесоавиационных работ на установленными договорам условиях (пункт 1.1).

Для выполнения Обществом лесоавиационных работ по спорному договору использовались воздушные суда негосударственного образовательного учреждения «Ярославский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ России» на основании договора о возмездном оказании услуг от 08.12.2013 №1/2014, заключенного между названными лицами.

Истец обратился в арбитражный суд с иском указывая, на то, что спорный договор на выполнение авиационных работ заключен в нарушение закона, в отсутствие у Общества воздушных и сертификат эксплуатанта, как обязательного условия при заключении договора с эксплуатантом, имеющим воздушное судно, является ничтожной сделкой, нарушает публичные интересы, создает угрозу безопасности полетов.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 166, 168, пунктов 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 8, 20, пункта 1 статьи 21, пункта 1 статьи 22, пунктов 3, 4 статьи 61, пункта 2 статьи 67 Воздушного кодекса Российской Федерации, статьи 57 Лесного кодекса Российской Федерации. Суд исходил из отсутствия оснований для удовлетворения иска, поскольку истец надлежащим образом не обосновал, каким образом признание договора недействительным восстановит права Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в чьих интересах заявлен иск. Суд указал, что в связи с исполнением спорного договора приведение сторон договора в первоначальное положение невозможно, так как возврат результата работ, выполненных в целях противопожарной безопасности в лесах, как следствие недействительности сделки, не возможен; не усматривается нарушение прав и законных интересов истца или Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта действиями ответчиков по заключению и исполнению договора. Полагал, что ввиду того, что использованные при исполнении Обществом договора воздушные суда негосударственного образовательного учреждения «Ярославский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ России» не относятся к гражданской авиации, сертификация данного лица не обязательна.

Между тем, судом не правильно применил нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам.

В соответствии со статьей 20 Воздушного кодекса Российской Федерации авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.

В силу пункта 1 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации обязательной сертификации подлежат в том числе физические лица, юридические лица, осуществляющие и (или) обеспечивающие коммерческие воздушные перевозки, выполнение авиационных работ; воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное авиационное оборудование и другие объекты.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации под авиационным предприятием понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ. Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Требования к эксплуатанту определяются федеральными авиационными правилами.

Пунктом 4 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2009 №973 «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» ДОСААФ России выполняет, в том числе, такие государственные задачи, как осуществление иных видов авиационных работ.

Согласно статье 57 Лесного кодекса Российской Федерации авиационные работы по охране и защите лесов включают в себя: авиационное патрулирование; тушение лесных пожаров; доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно; осуществление авиационного лесопатологического мониторинга и проведение иных работ по защите лесов от вредных организмов.

Исходя из изложенных правоположений, выполнение иных видов авиационных работ негосударственным образовательным учреждением «Ярославский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ России» не запрещено.

Пунктами 334, 335 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 24.09.2004 № 275, установлено, что к специальным авиационным работам относятся: тушение пожаров; ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической, пожарной разведки и мониторинга местности; обработка заданных объектов химическими и биологическими препаратами; авиационно-монтажные и демонтажные работы; ликвидация ледовых заторов в естественных и искусственных водоемах.

Организация и выполнение полетов по различным видам авиационно-спасательных и специальных авиационных работ осуществляется в соответствии с названными Правилами, руководством по летной эксплуатации воздушного судна, другими служебными документами.

По смыслу указанных положений выполнение лесоавиационных работ может осуществляться также государственными воздушными судами.

Таким образом, авиацию, используемую организацией, входящей в структуру ДОСААФ России, для выполнения авиационных работ по охране и защите лесов, следует относить к государственной авиации, за исключением тех случаев, когда ее суда непосредственно зарегистрированы в реестре воздушных судов гражданской авиации.

Соответственно, в силу пункта 4 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации получение сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа не требуется.

Вместе с тем, данные выводы являются правильными лишь для случаев, когда организация, входящая в структуру ДОСААФ России, самостоятельно принимает участие в открытом аукционе в электронной форме на оказание авиационных слуг по проведению лесоавиационных работ, по тренировке, патрулированию и тушению.

Кроме того, такие услуги могут быть оказаны лишь на некоммерческой основе.

Однако по настоящему делу обстоятельства иные.

В пункте 2 статьи 21 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданская авиация, используемая для предоставления услуг (по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты) и (или) выполнения авиационных работ, относится к коммерческой гражданской авиации.

Пунктом 1 статьи 114 Воздушного кодекса Российской Федерации закреплено, что авиационные работы - работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2009 №973 «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», ДОСААФ России выполняет государственные задачи, в число которых входит выполнение «иных

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2015 по делу n А10-6610/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также