Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 по делу n А10-5999/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б  http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                   Дело №А10-5999/2014

«10» апреля 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 8 апреля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2015 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ткаченко Э.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Забайкальского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от  9 февраля 2015 года по делу № А10-5999/2014, рассмотренному в порядке упрощённого производства, по заявлению Забайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1027501164833, ИНН 7536010966, адрес (место нахождения): 672038, Забайкальский край, г. Чита, ул. Тимирязева, 27 А) к обществу с ограниченной ответственностью «Бурят-Терминал» (ОГРН 1020300967510, ИНН 0326011255, адрес (место нахождения): 670004, г. Улан-Удэ, ул. Заовражная, 1) о взыскании 6400 рублей, (суд первой инстанции: Кушнарева Н.П.),

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Горюновой Е.Г., представителя по доверенности от 08.04.2015,

в отсутствие представителей ответчика,

установил:

Забайкальское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Бурят-Терминал» (далее – Общество, ООО «Бурят-Терминал») о взыскании 6400 рублей – задолженности по уплате государственной пошлины.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 9 февраля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что сроки давности для взыскания в судебном порядке государственной пошлины за выданные в 2010 году аттестаты в области промышленной безопасности истекли в 2011 году, следовательно, Управлением утрачено право на взыскание государственной пошлины.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.

Заявитель апелляционной жалобы указывает, что факт проведения аттестации подтверждается протоколами Территориальной аттестационной комиссии Забайкальского управления Ростехнадзора, а также полученными удостоверениями, но обязанность по уплате госпошлины ООО "Бурят-Терминал" не была выполнена.

Управление полагает, что исходя из разъяснения Постановления Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.11.2011 № 8330/11 по делу №А23-2813/10А-21-125 в котором определено, что указанный срок направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа не является пресекательным, следует, что в силу положений статьи 44 Налогового кодекса РФ возможность принудительного взыскания госпошлины не утрачена.

Общество доводы апелляционной жалобы оспорило по мотивам, изложенным в отзыве, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 06.03.2015.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, изучив материалы дела, заслушав пояснения Управления, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что 15 сентября 2002 года общество с ограниченной ответственностью «Бурят-Терминал» зарегистрировано в качестве юридического лица.

Основным видом деятельности Общества является хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки.

2 апреля, 25 июня, 8 и 29 октября 2010 года аттестационной комиссией Управления выданы удостоверения об аттестации 8 работникам Общества, осуществляющим деятельность, связанную с эксплуатацией опасных производственных объектов.

25 апреля 2014 года Генеральной прокуратурой Российской Федерации в адрес Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору вынесено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства по факту неисполнения предусмотренной законом обязанности администратора доходов федерального бюджета при выдаче аттестатов, удостоверяющих качество подготовки в области промышленной безопасности работников организаций, осуществляющих эксплуатацию опасных производственных объектов.

17 мая 2014 года Управлением в адрес Общества по почте направлено уведомление об уплате в месячный срок государственной пошлины за удостоверения об аттестации, выданные в 2010-2012 годах, в общей сумме 10400 рублей.

11 июня 2014 года Обществом в ответ на обращение направлено письмо с указанием на истечение срока давности взыскания недоимки за 2010 год и о погашении задолженности по уплате государственной пошлины за ранее выданные удостоверения за 2011-2012 годы.

28 августа 2014 года Управлением в адрес Общества направлено повторное уведомление об уплате государственной пошлины за ранее выданные удостоверения об аттестации в общей сумме 6400 рублей.

В связи с тем, что задолженность по уплате государственной пошлины Обществом не была погашена, Управление обратилось в суд с заявлением о ее взыскании.

Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных Управлением требований подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, исходя из следующего.

Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 (далее – Положение N 401), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений является. Ростехнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно пункту 1 Положения о Забайкальском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.12.2010 N 1133, Управление является территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Согласно пункту 5.9 Положения N 401, Ростехнадзор организует профессиональную подготовку работников Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку.

В соответствии с пунктом 5.5 Положения N 401, Ростехнадзор осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание службы и реализацию возложенных на нее функций.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13.01.2015 №2 «Об осуществлении Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору бюджетных полномочий главного администратора и администратора доходов федерального бюджета, территориальными органами федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета» утвержден перечень территориальных управлений по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора, в соответствии с которым на Забайкальское Управление Ростехнадзора возложены бюджетные полномочия администратора доходов федерального бюджета (приложение №1 к приказу).

Этим же приказом за территориальными управлениями по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора закреплены источники доходов федерального бюджета, в том числе денежные средства, поступившие от уплаты государственной пошлины за совершение действий, связанных с проведением аттестации в случаях, если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации (приложение №3 к приказу).

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Управление как администратор доходов, в том числе в отношении государственной пошлины, правомерно обратилось в суд с настоящим заявлением.

При рассмотрении настоящего спора, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.

Согласно пункту 2 статьи 9 Закона N 116-ФЗ работники опасного производственного объекта обязаны проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности. За выдачу работнику организации, осуществляющей эксплуатацию опасных производственных объектов, аттестата в области промышленной безопасности уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в 2010 году) под сбором понимался обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Согласно статье 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации государственной пошлиной является сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Из содержания статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что плательщиками государственной пошлины признаются организации, если они обращаются за совершением юридически значимых действий.

В соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса выдача документов (их дубликатов), в том числе аттестатов, свидетельств либо иных документов, подтверждающих уровень квалификации, приравнивается к юридически значимым действиям.

Статьей 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации определены сроки уплаты государственной пошлины. Плательщики уплачивают государственную пошлину при обращении за совершением юридически значимых действий - до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

Пунктом 72 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент выдачи удостоверений об аттестации, определено, что за выдачу уполномоченными органами аттестата, свидетельства либо иного документа, подтверждающего уровень квалификации, подлежит уплате государственная пошлина в размере 800 рублей.

Исходя из указанных положений налогового законодательства Общество должно было уплатить государственную пошлину за выдачу аттестатов в области промышленной безопасности до подачи в Управление соответствующих документов и до выдачи удостоверений об аттестации.

Обязанность по уплате государственной пошлины за выданные в 2010 году удостоверения об аттестации Общество не исполнило, что им не отрицается.

Вместе с тем судом первой инстанции правомерно учтено следующее.

В соответствии со статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов и распространяются на их плательщиков.

Согласно статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 по делу n А19-15753/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также