Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2009 по делу n А59-1703/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. 1-я Морская,  2,4, Владивосток, 690007

тел.: (4232) 215-069, 215-063, 215-098, факс (4232) 215-098, 215-023

e-mail: [email protected] , http://5aas.arbitr.ru/

 

Именем Российской Федерации

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Владивосток                                              Дело

№ А59-1703/2009

03 августа 2009 г.

№ 05АП-3316/2009

Резолютивная часть постановления оглашена  30.07.2009г.

Постановление в полном объеме изготовлено  03.08.2009г.

 

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: З.Д. Бац

судей:  Е.Л. Сидорович, Г.А. Симоновой

при ведении протокола секретарем судебного заседания Я.А. Ворожбит

при участии:

стороны не явились, извещены надлежащим образом  

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Продукты» на решение от 04.06.2009 судьи С.О. Кучеренко по делу №А51-1703/2009 Арбитражного суда Сахалинской области по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Продукты» к Инспекции Федеральной налоговой службы  по Углегорскому району Сахалинской области о признании незаконным и отмене постановления от 02.04.2009 № 6508/03-09,

УСТАНОВИЛ:

 

  Общество с ограниченной ответственностью «Продукты» (далее по тексту – ООО «Продукты», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы  по Углегорскому району Сахалинской области (далее по тексту - налоговый орган, инспекция) от 02.04.2009 № 6508/03-09 о назначении административного наказания.

Решением суда  от 04.06.2009 в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях ООО «Продукты» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, поскольку материалами дела подтвержден факт осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции  без специального разрешения (лицензии).

          Не согласившись с решением суда, общество подало  апелляционную жалобу, доводы которой сводятся к тому, что несмотря на явку для составления протокола об административном правонарушении представителя общества Хван Ден Нам, протокол составлен был в ее отсутствие. Также указано, что в отношении общества по одному эпизоду возбуждено два административных производства ОВД по Углегорскому району по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ и инспекцией по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.

          Стороны, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд не обеспечили.

          На основании пункта 3 статьи 156 АПК РФ  суд рассматривает дело в отсутствие сторон по имеющимся в деле документам.

                Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что  03 марта 2009 сотрудниками инспекции   при  участии  инспектора БППР и ИАЗ ОВД по Углегорскому муниципальному району, инспектора БППР ОВД по Углегорскому муниципальному району на основании поручения № 6508/26 проведена проверка по вопросам соблюдения законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники  в магазине «Продукты», принадлежащем ООО «Продукты» и расположенном по адресу: Сахалинская область, г. Шахтерск, ул. 3 Сентября, 49, в ходе которой установлен  факт реализации населению алкогольной продукции, а именно: напиток слабоалкогольный газированный «Джин-Тоник, емкостью 0,33л., крепость 8,7 % об., дата розлива 15.10.2008г., производитель Мегалок ООО, Россия, стоимостью 35 рублей в количестве 1 банки; напиток слабоалкогольный газированный «Джин-Тоник, емкостью 0,5 л., крепость 8,7 % об., дата розлива 26.11.2008г., производитель Мегалок ООО, Россия, стоимостью 46 рублей в количестве 6 банок; газированный слабоалкогольный напиток «Дыня», емкостью 0,5л., крепость 8,9 % об., дата розлива 30.05.2008г., производитель ЗАО «Бородино», Россия, стоимостью 44 рублей в количестве 7 банок; напиток слабоалкогольный «Грейпфрутовый рай», емкостью 1,5л., крепость 8,9 % об., дата розлива 06.06.2008г., производитель ЗАО «Бородино», Россия, стоимостью 74 рубля в количестве 1 бутылки; напиток газированный слабоалкогольный «Коктейль Лимонный», емкостью 1,5л., крепость 8,9 % об., дата розлива 10.10.2008г., производитель ЗАО «Бородино», Россия, стоимостью 74 рубля в количестве 1 бутылки, за наличный денежный расчет при отсутствии лицензии на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, что является нарушением статьи 16, пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», а также пункта 10  Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых постановлением Правительства от 19.01.1998 № 55 (далее по тексту - Правила продажи отдельных видов товаров»).

          Факт нарушения зафиксирован в акте проверки № 000176 от 27.03.2009 № 6508/03 от 03.03.2009г.

         Инспекторами ОВД по Углегорскому муниципальному району определением от 04.03.2009г. в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

          По факту нарушения правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции инспекцией в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3                  статьи 14.16 КоАП РФ и вынесено постановление от 02.04.2009г. о назначении административного наказания в виде взыскания административного штрафа в размере 30 000 рублей.

   Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995                № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" запрещается нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.

  В соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (не указанных в частях первой и второй названной статьи Кодекса) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией  алкогольной и спиртосодержащей  продукции или без таковой; на юридических лиц – от трехсот до четырехсот минимальных  размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Согласно статье 23 Федерального закона N 171-ФЗ, статьи 6 Федерального закона от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", статье 23.50 КоАП РФ налоговый орган правомочен осуществлять государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями,

 Как следует из материалов дела,  согласно поручению от 03.03.2009 года                  № 6508/26 (л.д. 33) сотрудникам налогового органа  при участии инспектора БППР и ИАЗ ОВД по Углегорскому муниципальному району, инспектора БППР ОВД по Углегорскому муниципальному району была поручена проверка исполнения законодательства в области применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью на объектах, расположенных на территории Углегорского района, в ходе которой был установлен факт осуществления обществом реализации алкогольной продукции без соответствующей лицензии, что является нарушением статьи 16, пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», а также пункта 10  Правила продажи отдельных видов товаров.

В соответствии с пунктами 9.1, 9.5 Положения о территориальных органах Федеральной налоговой службы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2005 N 101н, руководитель налогового органа организует и осуществляет на принципах единоначалия общее руководство и контроль за деятельностью налогового органа, издает приказы, распоряжения и дает указания по вопросам деятельности налогового органа, обязательные для исполнения всеми работниками.

Таким образом, проведение любого контрольного мероприятия в пределах полномочий налогового органа является правомерным лишь при условии наличия соответствующего распоряжения, выданного на имя конкретного сотрудника с указанием хозяйствующего субъекта, подлежащего проверке.

 Между тем, сотрудники налогового органа не были уполномочены на проведение проверки по вопросам соблюдения требований законодательства в области государственного регулирования и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

 Таким образом, коллегия считает, что действия сотрудников налогового органа по проведению проверки по вопросам, не указанным в поручении, были осуществлены с превышением предоставленных им полномочий.

 Частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Следовательно, постановление налогового органа о привлечении ООО «Продукты» к административной ответственности, основанное на результатах незаконной проверки, является неправомерным.

В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Установленное выше нарушение, допущенное налоговым органом при производстве по делу об административном правонарушении при проведении проверки с превышением предоставленных им полномочий  и составления акта проверки № 6508 от 03.03.2009 как основного доказательства факта совершения вмененного обществу правонарушения, является существенным, и не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что в силу части 2 статьи 211 АПК РФ является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.

         На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.

Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение от 04.06.2009 по делу №А59-1703/2009 отменить.

Признать  незаконным  и отменить постановление Инспекции Федеральной налоговой службы  по Углегорскому району Сахалинской области от  02.04.2009            № 6508/03-09 делу об административном правонарушении в отношении ООО «Продукты» о привлечении его к ответственности в виде штрафа в сумме 30.000 рублей

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок  через арбитражный суд, вынесший решение.

Председательствующий                                                  З.Д. Бац

   Судьи                                                                                                            Г.А. Симонова

                                                               Е.Л. Сидорович

                                                                                           

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2009 по делу n А59-801/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также