Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2009 по делу n А59-740/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияПятый арбитражный апелляционный суд ул. 1-я Морская, 2,4, Владивосток, 690007 тел.: (4232) 215-069, 215-063, 215-098, факс (4232) 215-098, 215-023 e-mail: [email protected] , http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело № А59-740/2009 13 августа 2009 г. № 05АП-2330/2009 Резолютивная часть постановления оглашена 11.08.2009г. Постановление в полном объеме изготовлено 13.08.2009г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего: З.Д. Бац судей: Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной при ведении протокола секретарем судебного заседания О.А. Оноприенко при участии: стороны не явились, извещены надлежащим образом рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «12» на решение от 28.04.2009 судьи А.И. Белоусова по делу №А59-740/2009 Арбитражного суда Сахалинской области по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «12» к Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области о признании незаконным и отмене постановления от 11.02.09 г. № 22, УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «12» (далее по тексту – ООО «12», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Сахалинской области (далее по тексту - налоговый орган, инспекция) от 11.02.2009 № 22 о назначении административного наказания. Решением суда от 28.04.2009 в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях ООО «12» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ, поскольку материалами дела подтвержден факт нарушения обществом порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. Не согласившись с решением суда, общество подало апелляционную жалобу, доводы которой сводятся к тому, что в акте проверки № 005075, в протоколе об административном правонарушении № 11 и в постановлении о назначении административного наказания № 22 от 11.02.2009 отсутствуют доказательства совершения обществом вмененного ему правонарушения. В то же время, заявитель жалобы указал, в нарушение части 1 статьи 29.6 КоАП РФ протокол об административном правонарушении инспекцией составлен 22.01.2009г., тогда как постановление о назначении административного наказания вынесено 11.02.2009г. Заявитель жалобы считает, что инспекцией нарушен порядок привлечения заявителя к административной ответственности, так как при проверке в нарушение статьи 7, пункта 5 статьи 9 Федерального закона от 08.08.01 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» при проведении проверки должностными лицами распоряжение на проведение проверки не предъявлялось, а также не была произведена соответствующая запись в журнале учета мероприятий по контролю. Общество указало, что по результатам проверки принадлежащей ей торговой точки инспекция вынесла два постановления о назначении административного наказания по статье 15.1 и по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, не применив нормы части 2 статьи 4.4 КоАП РФ. Судом не дана оценка факту превышения полномочий должностными лицами налоговой инспекции при проведении проверки в магазине «Авось». Стороны, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд не обеспечили. На основании пункта 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие сторон по имеющимся в деле документам. Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что 15 января 2009 сотрудниками инспекции на основании поручения № 6501/2 от 11.01.2009 проведена проверка по вопросам соблюдения законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в магазине «Авось», принадлежащем ООО «12» и расположенном по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. пр-кт Мира, 20А, в ходе которой установлен факт отсутствия оборудованной кассы (изолированное помещение) для расчетов, хранения и выдачи наличных денег, места для работы бухгалтера по юридическому адресу данной организации, что является нарушением пунктов 3, 19, 21, 22, 24 и 29 «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации», утвержденного Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22.09.93 г. № 40 (далее по тексту – Порядок ведения кассовых операций). В ходе проверки кассовая книга и кассовые документы представлены не были. При снятии кассового отчета за декабрь 2008 года выручка составила 1.548.720,21 рублей. Факт нарушения зафиксирован в акте проверки № 005075/57 от 15.01.2009. По данному факту должностными лицами инспекции в присутствии двух понятых составлены протокол от 15.01.09 г. осмотра принадлежащих организации помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, акт от 15.01.09 г. № 005075/57 проверки выполнения Федерального закона от 22.05.03 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, которым руководитель общества был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Инспекторами МИФНС России № 1 по Сахалинской области определением от 16.01.2009г. № 22 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, срок которого определением от 04.02.2009 № 4 продлен до 11.02.2009 года. По факту нарушения обществом порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций инспекцией в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 22 от 22.01.2009, согласно которому действия общества квалифицированы по ст. 15.1 КоАП РФ, и вынесено постановление от 11.02.2009г. о назначении административного наказания в виде взыскания административного штрафа в размере 40 000 рублей. Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным. Статья 15.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся, в том числе, в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. Согласно статье 34 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее по тексту – Закон № 86-ФЗ) в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагается, в том числе определение порядка ведения кассовых операций. Пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций предусмотрено, что для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу. В соответствии с пунктом 29 названного Порядка руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег). Перечень требований, которым должно отвечать помещение кассы для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей, установлен пунктом 3 приложения № 3 к Порядку ведения кассовых операций "Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий", в том числе и требование о том, что помещение кассы должно быть изолированным от других служебных и подсобных помещений; располагаться на промежуточных этажах многоэтажного здания; иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки, закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу, и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы; оборудоваться специальным окошком для выдачи денег; иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, в обязательном порядке прочно прикрепленный к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами. В соответствии с Порядком ведения кассовых операций для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом РФ. Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.98 г. № 88 утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к которым относятся приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств. В силу пунктов 13, 22 - 24 Порядка прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным, письменным распоряжением руководителя предприятия. Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно, в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге. Из положений названных норм следует, что требования к порядку работы с денежной наличностью и к ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств, то есть административное правонарушение, предусмотренное в ст. 15.1 Кодекса, признается совершенным при несоблюдении этого требования. Таким образом, в случае неоприходования выручки сразу после ее получения, состав рассматриваемого административного правонарушения является оконченным. Как установлено судом, на момент проверки помещение, используемое обществом, не было оборудовано в соответствии с требованиями, предъявляемыми к устройству помещения кассы и в период с 01.12.08 г. по 31.12.08 г. обществом не полностью оприходовало в кассу выручку, полученную с применением контрольно- кассовой техники, в сумме 1.548.720,21 рублей. Данное обстоятельство подтверждается протоколом осмотра помещения от 15.01.09 г., актом от 15.01.2009 № 005075/57, протоколом об административном правонарушении от 22.01.2009 № 22, светокопией фискального чека за период с 01.12.08 г. по 31.12.2008. При этом, отсутствие кассовой книги общества не отрицается самим обществом, что свидетельствует о несоблюдении обществом в совокупности действий, совершаемых при оформлении наличности в течение каждого рабочего дня в период с 01.12.2008 г. по 31.12.2008. В связи с чем, коллегия с читает правильным вывод суда о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ, а довод заявителя в указанной части – необоснованным. Ссылка общества на то, что налоговым органом был нарушен срок вынесения постановления от 11.02.09 г. № 22 о назначении административного наказания является необоснованной, поскольку материалами дела подтверждается, что 04.02.09 г. от общества поступили письменные возражения на административный протокол № 008214 и на акт проверки от 15.01.09 г. № 005075, в результате чего инспекция в соответствии с пунктом 2 статьи 29.6 КоАП РФ в целях всестороннего, полного и объективного его рассмотрения вынесла определение от 04.02.09 г. № 4 об отложении рассмотрении протокола на 11.02.2009 года. Кроме того, пятнадцатидневный срок рассмотрения дела не является пресекательным и при соответствующих обстоятельствах может быть продлен. Коллегия считает несостоятельной ссылку общества на отсутствие в определении от 04.02.09 г. № 4 об отложении рассмотрения протокола об административном правонарушении номера и даты протокола, а также мотивированного обоснования вынесения данного определения, поскольку названное определение выносилось в присутствии законного представителя юридического лица Федорищева Н.Ю., что подтверждается отметкой о получении копии определения. Таким образом, проведенная инспекцией проверка и оформленные по ее результатам документы, а также протокол об административном правонарушении, подтверждают факт нарушения обществом порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. Отклоняя довод общества о нарушении инспекцией положений ст. 7 и п. 5 ст. 9 Закона № 134-ФЗ суд правомерно исходил из того, что контрольные мероприятия, проводимые налоговыми органами в целях проверки соблюдения организациями и индивидуальными предпринимателями законодательства о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, не направлены на проверку соблюдения этими лицами обязательных требований к товарам (работам, услугам), в связи с чем эти мероприятия не попадают под понятие «государственный контроль», используемое в целях Закона № 134-ФЗ. При таких обстоятельствах, у должностного лица инспекции отсутствовала обязанность производить запись в журнале общества по учету мероприятий по контролю. При этом, в материалах дела имеется подписанное заместителем начальника инспекции поручение от 11.01.09 г. № 6501/2 о Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2009 по делу n А51-12862/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июль
|