Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2009 по делу n А51-7598/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. 1-я Морская,  2,4, Владивосток, 690007

тел.: (4232) 215-069, 215-063, 215-098, факс (4232) 215-098, 215-023

e-mail: [email protected] , http://5aas.arbitr.ru/

 

Именем Российской Федерации

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Владивосток                                            Дело

№ А51-7598/2007 37-143  

14 августа 2009 года

№ 05АП-3373/2009

Резолютивная часть постановления оглашена  10 августа 2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено  14 августа 2009 года

 

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: Т.А. Солохиной

судей: З.Д. Бац, Е.Л. Сидорович

при ведении протокола секретарем судебного заседания: Оноприенко О.А.

при участии:

от Открытого акционерного общества междугородной и международной связи «Ростелеком»: Олару К.Н. по доверенности от 22.06.2009 со специальными полномочиями  сроком до 14.01.2012,

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по г. Санкт-Петербургу: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,

от Межрайонной ИФНС России № 10 по Приморскому краю: Пасынкова Т.И. по доверенности № 32  от 25.06.2009 со специальными полномочиями  сроком до 25.06.2010, паспорт  46 07 146630 от 03.03.2006.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по г. Санкт-Петербургу

на решение от 05 июня 2009 года

судьи А.А. Фокиной

по делу № А51-7598/2007 37-143 Арбитражного суда Приморского края,

по заявлению Открытого акционерного общества междугородной и международной связи «Ростелеком»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по г. Санкт-Петербургу,  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Приморскому краю

об обязании возвратить излишне уплаченный налог на прибыль и пени в общей сумме 241.260,36 руб.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Открытое акционерное общество междугородной и международной связи «Ростелеком» (далее по тексту - Заявитель, Общество, ОАО «Ростелеком) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Приморскому краю (далее по тексту - МИФНС № 10) об обязании возвратить излишне уплаченный налог на прибыль и пени в сумме 241.260,36 руб.

Решением суда первой инстанции от 16.11.2007 и постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 11.06.2008 в удовлетворении требований  Общества было отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.10.2008 № Ф03-3897/2008 решение суда от 16.11.2007 и постановление от 11.06.20084 были отменены, а дело – направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Приморского края в полном объёме.

При новом рассмотрении дела судом в качестве второго ответчика была привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по г. Санкт-Петербургу (далее по тексту – МИФНС № 9, Инспекция, Налоговый орган), МИФНС № 10 суд признал ненадлежащим ответчиком по настоящему делу и  принял отказ Заявителя от требований к МИФНС № 10 .

По результатам нового рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции 05 июня 2009 года было вынесено решение, которым суд  обязал Инспекцию возвратить ОАО «Ростелеком» из бюджета излишне уплаченный налог на прибыль и пени в общей сумме 241.260,36 руб., в том числе налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, в сумме 137374 рубля 28 копеек, налог на прибыль организаций, зачисляемый в местные бюджеты, в сумме 102997 рублей 08 копеек и пени по нему в сумме 889 рублей; в остальной части требований производство по делу было прекращено.

Не согласившись с вынесенным решением, Налоговый орган обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Инспекция указала, что порядок возврата сумм излишне уплаченного налога установлен положениями ст. 78 НК РФ. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Заявление о возврате Обществом было представлено лишь 04.08.2005г., тем самым Заявителем был  пропущен трехлетний срок, в течение которого организации могут реализовать свое право на возврат переплат.

Инспекция также указала, что до настоящего момента не имеет всей необходимой информации по данному вопросу, т.к. согласно порядку постановки и снятия с учета организации и физических лиц установленному ст. 84 НОС РФ, а также, в соответствии с приказом ФНС от 06.11.2007г. № ММ-4-09/30 ДСП, мероприятия налогового контроля в отношении таких организаций осуществляются по новому месту учета в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.

Согласно жалобе, Инспекция обращалась в МИФНС № 10 с просьбой переслать необходимые документы и КРСБ в электронном виде, о чем Общество было надлежащим образом проинформировано. В связи с отсутствием ответа был сделан повторный запрос, на который карточек расчета с бюджетом в электронном виде получено не было.

Инспекция считает требования ОАО «Ростелеком» необоснованными и противоречащими нормам налогового законодательства, в связи с пропуском трехлетнего срока на подачу уточненной декларации и возврат сумм переплаты.

Налоговый орган также указал, что довод суда о том, что МИФНС № 10 представляла все необходимые документы в МИФНС № 9 для проведения сальдо безоснователен, т.к. никаких доказательств в обоснование своей позиции налоговым органом в суд представлено не было и не было отражено в решении Арбитражного суда какими именно письмами была предоставлена информация.

На основании указанных доводов Налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции по настоящему делу и вынести новый судебный акт.

Кроме того, в апелляционной жалобе Налоговым органом было заявлено ходатайство, в котором Инспекция просит обязать МИФНС № 10 предоставить все документы, подтверждающие факт направления и получения ею документов, необходимых для проведения возврата указанной в исковом заявлении переплаты по налогу на прибыль за 2001 год.

Рассмотрев данное ходатайство, коллегия с учетом мнения сторон определила его отклонить: налоговые органы представляют собой единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, следовательно, вопросы взаимоотношений между налоговыми инспекциями, в том числе, и по пересылке документов, должны решаться внутри этой системы, а не в рамках рассматриваемого арбитражным судом дела.

От Общества в материалы дела поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, из содержания которого следует, что с доводами жалобы Заявитель не согласен, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу  - без удовлетворения.

МИФНС № 9, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в судебное заседание не направила. Принимая во внимание неявку стороны, коллегия на основании ст. 156 АПК РФ рассмотрела дело в ее отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.

Из материалов дела коллегией установлено следующее.

ОАО «Ростелеком»  зарегистрировано Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 40 по г. Москве 03.03.2003, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным регистрационным номером 2037740000109.

Из материалов дела следует, что Обществом был организован  Дальневосточный филиал, Территориальное управление № 3 которого было расположено по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Некрасова, д. 221-б.

ОАО «Ростелеком» до 01.11.2005 состояло на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Приморскому краю по месту нахождения отделения обособленного подразделения Территориального управления № 3 ДВ филиала ОАО «Ростелеком» – радиорелейной станции ОЛТЦ № 14 (г. Артём Приморского края) и в соответствии с положениями пункта 2 статьи 288 НК РФ являлось плательщиком налога на прибыль организаций.

На основании заявления Налогоплательщик 01.11.2005 был снят с учета в налоговом органе по месту  нахождения обособленного подразделения, о чем свидетельствует уведомление о снятии с учета в налоговом органе юридического лица от 08.11.2005 №  655480.

04.08.2005 ООО «Ростелеком» подало в МИФНС № 10 уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2001 год по отделению обособленного подразделения - радиорелейной станции ОЛТЦ № 14 ТУ-3 ДВФ. Одновременно, Общество обратилось в МИФНС № 10 с заявлением № 1117/7 о возврате  переплаты в сумме 102.624,51 руб. по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местный бюджет, и переплаты по пене в сумме 775 руб.

22.09.2005 Общество получило отказ в возврате переплаты, который был мотивирован тем, что возврат переплаты, зачисляемый в местный бюджет, не может быть произведен, так как в карточке расчетов с бюджетом числится переплата в меньшем размере, чем  заявленная сумма.

После проведения сверки расчетов с МИФНС № 10, 27.09.2005 Заявитель на основании акта сверки расчетов от 23.09.2005 № 1781 обратился в МИФНС № 10 с заявлением № 1444 на возврат переплаты в сумме 102.997,08 руб. по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местный бюджет, и соответствующих пеней в сумме 889 руб.

МИФНС № 10 письмом от 24.11.2005 не произвела возврат суммы налога, сославшись на то, что им был сделан запрос по поводу проведения налоговой проверки в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 7 по крупнейшим налогоплательщикам г. Москвы и указал, что возврат будет произведен только после получения ответа из г. Москвы и наличия нового заявления налогоплательщика.

20.12.2005 Общество вновь обратилось в МИФНС № 10 с заявлением № 1889 на возврат переплаты в сумме 137.374,28 руб.  по налогу на прибыль организаций в сумме 26.724,77 руб.

09.08.2006 Общество на основании акта сверки расчетов от 27.03.2006 № 3102 обратилось в Налоговый орган с заявлением № 1392 на возврат переплаты по налогу на прибыль организаций и соответствующих пеней в общей сумме 241.260,36 руб., указав, что оно снято с учета в МИФНС № 10 в связи с ликвидацией обособленного подразделения с 01.11.2005, и дальнейших расчетов по налогу на прибыль по данному подразделению не будет производиться.

Письмами от 17.01.2006 № 1342, от 28.08.2006 №№ 1920-1921 налоговый орган отказал заявителю в осуществлении возврата (зачета) переплаты по налогу на прибыль в вышеуказанных суммах по различным основаниям.

Не согласившись с отказом Налогового органа в возврате переплаты по налогу на прибыль организаций и пеней в общей сумме 241.260,36 руб., Общество обратилось с заявлением о признании данного отказа недействительным в арбитражный суд, который при повторном рассмотрении дела удовлетворил заявленные требования.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с подпунктом 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. Данному праву корреспондирует обязанность налоговых органов, предусмотренная подпунктом 7 п. 1 ст. 32 НК РФ, принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

Согласно п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ). Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. (п. 7 ст. 78 НК РФ). Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п. 8 ст. 78 НК РФ). Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (п. 9 ст. 78 НК РФ).

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Абзацем 4 п. 3 ст. 80 НК РФ установлено, что  налогоплательщики, в соответствии со ст. 83 НК РФ, отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с Налоговым Кодексом РФ, в налоговый орган

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2009 по делу n А51-13614/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также