Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014 по делу n А51-13855/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК),Возвратить госпошлину (ст.104 АПК)

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-13855/2014

17 сентября 2014 года

Резолютивная часть постановления оглашена 15 сентября 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2014 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего С.В. Гуцалюк,

судей О.Ю. Еремеевой, Е.Н. Номоконовой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Технический сервис",

апелляционное производство № 05АП-11215/2014

на решение от 21.07.2014

судьи И.С. Чугаевой

по делу № А51-13855/2014 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Технический сервис» (ИНН 2536042983, ОГРН 1022501296300, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 08.12.1994)

к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)

третье лицо: администрация г.Владивостока

о признании незаконным решения,

при участии:

от ООО «Технический сервис»: директор Яковчук Г.А., решение №1 от 14.10.2013, паспорт;

от администрации г. Владивостока: представитель Грачева А.Ю. по доверенности от 30.12.2013 сроком действия до 31.12.2014, удостоверение;

от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: не явились, извещены;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Технический сервис» (далее по тексту – общество, ООО «Технический сервис») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - Департамент) об отказе в перезаключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 25:28:030018:9 на новый срок, изложенного в письме от 24.02.2014 №20/03/02-14/5521 и обязании Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 25:28:030018:9 на новый срок с ООО «Технический сервис» для целей, не связанных со строительством (эксплуатация стоянок автотранспортных средств).

Определением суда от 03.06.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена администрация города Владивостока.

Решением от 21.07.2014 суд первой инстанции отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, распоряжение о предварительном согласовании места размещения объекта не может служить основанием для отказа в перезаключении договора аренды на новый срок. Податель апелляционной жалобы считает, что администрации в установленном законом порядке необходимо обратиться с ходатайством об изменении целевого назначения земельного участка.

В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

В представленном в материалы дела отзыве и в судебном заседании представитель администрации на доводы апелляционной жалобы возразила, решение суда первой инстанции считает законным и не подлежащим отмене.

Департамент, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее:

26.02.2013 между Департаментом и ООО «Технический сервис» заключен договор №03-Ю-15607 аренды земельного участка с кадастровым номером 25:28:030018:9, площадью 1698 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Пацаева, 1, для использования в целях, не связанных со строительством (эксплуатация стоянок транспортных средств), сроком на 11 месяцев.

15.11.2013 ООО «Технический сервис» обратилось в Департамент о перезаключении указанного договора аренды на новый срок на основании п.3.3.4 договора, части 3 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ), части 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Письмом от 11.12.2013 №20/03/02-12/34451 Департамент сообщил о том, что перезаключить договор аренды земельного участка от 26.02.2013 №03-Ю-15607 не представляется возможным, поскольку земельный участок с кадастровым номером 25:28:030018:9 налагается на границы земельного участка, в отношении которого Департаментом издано распоряжение от 20.08.2013 №1830-рз «О предварительном согласовании Администрации г. Владивостока мета размещения дошкольного образовательного учреждения (детский сад) на земельном участке по адресу: г.Владивосток, в районе ул. Добровольского, 15», которое в соответствии с пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

28.01.2014 ООО «Технический сервис» направило в Департамент возражения на письмо от 11.12.2013 №20/03/02-12/34451.

24.02.2014, рассмотрев возражения ООО «Технический сервис», Департаментом письмом №№20/03/02-14/5521 указано, что 11.12.2013 в адрес ООО «Технический сервис» уже было направлено письмом о невозможности предоставления в аренду на новый срок вышеуказанного земельного участка.

Не согласившись с  решением Департамента, изложенного в письме от 24.02.2014 №20/03/02-14/5521, посчитав его в качестве отказа в продлении договора аренды земельного участка на новый срок, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемым решением Департамента права Общесива не нарушены, оснований для понуждения к заключению договора аренды не имеется.

Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, в отзыве на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям:

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

В силу пункта 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 статьи 34 ЗК РФ).

Как установлено судом и следует из материалов дела, основанием для обращения общества в суд послужило то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:030018:9 налагается на границы земельного участка, в отношении которого Департаментом издано распоряжение от 20.08.2013 №1830-рз «О предварительном согласовании Администрации г. Владивостока мета размещения дошкольного образовательного учреждения (детский сад) на земельном участке по адресу: г.Владивосток, в районе ул. Добровольского, 15», которое в соответствии с пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет, в связи с чем перезаключить договор аренды земельного участка от 26.02.2013 №03-Ю-15607 не представляется возможным.

При этом довод апелляционной жалобы о том, что распоряжение о предварительном согласовании места размещения объекта не может служить основанием для отказа в перезаключении договора аренды на новый срок, судом апелляционной инстанции отклоняется в силу следующего:

Законом Приморского края от 18.12.2006 №21-КЗ в Закон Приморского края от 29.12.2003 №90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края.

Полномочия по распоряжению такими участками в настоящее время осуществляет Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.

В соответствии со статьей 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 №90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», пунктами 2.1.1.3, 2.1.1.7, 2.1.1.8 Положения о департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 05.12.2012 N 374-па, названный орган исполнительной власти распоряжается земельными участками, находящимися в собственности и в ведении Приморского края; принимает решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности и в ведении Приморского края, в собственность, в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование; заключает, изменяет и расторгает договоры аренды земельных участков, безвозмездного срочного пользования земельными участками и контролирует исполнение их условий

В силу статьи 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно части 3 статьи 214 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции считает, что Департамент, как лицо уполномоченное на распоряжение земельными участками, находящимися в ведении Приморского края, имеет право свободно ими распоряжаться в пределах своих полномочий без какого-либо понуждения от третьих лиц.

При этом довод общества о необходимости понуждения Департамента заключить договор аренды на новый срок, апелляционной коллегией оценивается как основанный на неверном толковании норм права в силу следующего:

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 ЗК РФ, земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 621 ГК

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014 по делу n А51-10254/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также