Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2014 по делу n А51-11038/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-11038/2014

07 октября 2014 года

Резолютивная часть постановления оглашена 01 октября 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2014 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего А.В. Ветошкевич,

судей Д.А. Глебова, С.Б. Култышева,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.А. Шабановой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края,

апелляционное производство № 05АП-11978/2014

на решение от 05.08.2014

судьи Е.В. Кобко

по делу № А51-11038/2014 Арбитражного суда Приморского края

по иску Открытого акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» (ОГРН 1051401746769, ИНН 1434031363, адрес регистрации: Республика Саха (Якутия), г.Нерюнгри, пос.Серебряный Бор)

к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ОГРН 1072540005724, ИНН 2538111008, адрес регистрации: Приморский край, г.Владивосток, ул.Светланская, 22)

третье лицо Администрация города Владивостока

о взыскании 210224 рублей 85 копеек,

при участии:

от истца: Верходубенко Н.Н. – представитель по доверенности от 25.06.2014 сроком на один год;

от ответчика: Якушева Т.А. – представитель по доверенности от 30.12.2013 сроком до 31.12.2014;

от третьего лица: Комарова Е.А. – представитель по доверенности от 21.03.2014 сроком до 31.12.2014,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» (далее – ОАО «ДВГК») в лице филиала «Приморские тепловые сети» обратилось в Арбитражный суд Приморского края к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент) с исковым заявлением о взыскании неосновательного обогащения в сумме 15105 рублей 30 копеек за период с 02.07.2013 по 30.11.2013; процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 651 рубль 22 копейки за период с 25.07.2013 по 31.03.2014; процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными на сумму неосновательного обогащения в размере 15105 рублей 30 копеек за период с 01.04.2014 по дату фактической оплаты долга исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, равной 8,25% годовых; с целью обеспечения своевременного исполнения судебного акта - процентов за пользование чужими денежными средствами как последствий неисполнения судебного акта, начисленных на присужденную сумму в размере 17756 рублей 52 копейки с учетом государственной пошлины за период с даты вступления решения в законную силу по дату фактического исполнения судебного акта исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, равной 8,25% годовых (с учетом уточнения требований).

Определением суда от 05.06.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Владивостока (далее – Администрация).

Решением Арбитражного суда Приморского края от 05.08.2014 исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с вынесенным решением, Департамент обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Полагает, что поскольку земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, то порядок определения размера арендной платы устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации, соответствующие нормативные акты которых не оспорены и не признаны недействительными. Также Департамент считает, что отсутствует неосновательное обогащение, поскольку арендная плата вносилась истцом в размере и на условиях, установленных договором аренды. Указывает на реорганизацию филиала истца «Приморские тепловые сети» и на отсутствие уточнения истцом своего наименования при рассмотрении дела.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу ОАО «ДВГК» указало на необоснованность доводов ответчика и просит в удовлетворении жалобы отказать.

В судебном заседании представитель Департамента поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, обжалуемое решение суда первой инстанции просит отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы Департамента.

Представитель истца по апелляционной жалобе возражал, обжалуемое решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.

Как установлено судом из материалов дела, 10.11.2011 Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (арендодатель) и ОАО «ДВГК» (арендатор) заключили договор аренды №01-Ю-11172 в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:010001:159 площадью 76 кв.м, находящегося по адресу: г.Владивосток, Океанский проспект, 40, для использования в целях эксплуатации здания насосной.

25.10.2012 Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (арендодатель) и ОАО «ДВГК» (арендатор) заключили договор аренды № 03-Ю-11178 в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:030011:159 площадью 1066 кв.м, находящегося по адресу: г.Владивосток, ул.40 лет ВЛКСМ, 4, для использования в целях эксплуатации здания насосной.

25.10.2012 Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (арендодатель) и ОАО «ДВГК» (арендатор) заключили договор аренды № 04-Ю-10317 в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:040010:0234 площадью 491 кв.м из земель населенных пунктов, находящегося по адресу: г.Владивосток, ул. Жигура, 48, для использования в целях эксплуатации здания насосной.

Вышеуказанные договоры аренды зарегистрированы в установленном законом порядке.

Ставка арендной платы в данных договорах аренды установлена в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков за период с 01.01.2007 по 31.10.2007 и в размере 2% кадастровой стоимости с 01.11.2007.

Письмом от 13.11.2013 исх.№ 05-06-586/13 общество обратилось в адрес Департамента с просьбой применения ставки арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости земельных участков по вышеуказанным договорам на основании постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 и приказа Минэкономразвития России от 23.04.2013 № 217.

15.01.2014 в адрес общества поступило письмо Департамента с отказом применения ставки арендной платы в размере 0,7% кадастровой стоимости земельных участков.

ОАО «ДВГК», полагая, что Департамент неосновательно обогатился за его счет, в связи с отказом произвести перерасчет ставки арендной платы в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 23.04.2013 № 217 обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

         Законом Приморского края от 18.12.2006 №21-КЗ в Закон Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края. Данный закон вступил в силу с 01.02.2007. Соответствующие полномочия были возложены на Департамент имущественных отношений Приморского края согласно постановлениям администрации Приморского края от 08.02.2007 №23-па, от 12.02.2007 №28-па.

         Постановлением Администрации Приморского края от 18.05.2007 №116-па Департамент имущественных отношений реорганизован путем выделения из него Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, которому переданы функции в области земельных отношений.

         Постановлением Администрации Приморского края от 25.09.2009 №263-па Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края переименован в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.

         В соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 25.10.2012 № 294-па «О реорганизации департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края и департамента имущественных отношений Приморского края» Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края переименован в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (Департамент).

         Согласно Положению о Департаменте он является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Приморского края, а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края.

         Одним из принципов земельного законодательства, закрепленных в статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) является платность использования земли; согласно этому принципу любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

         В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

         В соответствии статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

         Согласно статье 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

         В соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Таким образом, стоимость аренды земли, находящейся в муниципальной (государственной) собственности, относится к категории регулируемых цен.

         Арендная плата в таком случае должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.

         Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.02.2010 №12404/09, независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.

         Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

         При этом согласно пункту 4 статьи 22 ЗК РФ общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

         Во исполнение требований статей 22 и 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - Постановление №582).

         К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.

         Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.

         В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2014 по делу n А51-18852/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также