Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 по делу n А51-9717/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)Пятый арбитражный апелляционный суд ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001 тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98 http://5aas.arbitr.ru/ Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Владивосток Дело № А51-9717/2014 08 октября 2014 года Резолютивная часть постановления оглашена 01 октября 2014 года. Постановление в полном объеме изготовлено 08 октября 2014 года. Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего С.Б. Култышева, судей А.В. Ветошкевич, Д.А. Глебова, при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.А. Шабановой, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Газпром», апелляционное производство № 05АП-11774/2014 на решение от 17.07.2014 судьи О.Л. Заяшниковой по делу № А51-9717/2014 Арбитражного суда Приморского края по иску (заявлению) открытого акционерного общества «Газпром» (ИНН 7736050003, ОГРН 1027700070518, дата регистрации 02.08.2002) к Главному управлению Центрального Банка Российской Федерации по Приморскому краю заинтересованные лица: Центральный Банк России, Федеральная Антимонопольная служба РФ, ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ» о признании недействительным предписания при участии: от истца: Самоховец М.А. по доверенности от 03.04.2014 сроком действия на 3 года, паспорт, от Центрального Банка России: Сучкова И.В. по доверенности от 17.12.2013 сроком действия до 31.12.2014, служебное удостоверение, Ткаченко Е.А. по доверенности от 21.03.2014 сроком действия до 31.12.2014, служебное удостоверение, от ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ»: Себельдина Д.В. по доверенности от 29.05.2014 сроком действия до 31.12.2014, паспорт. от Федеральной Антимонопольной службы РФ представитель не явился УСТАНОВИЛ: Открытое акционерное общество «Газпром» (далее ОАО «Газпром», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным предписания Межрегионального управления службы Банка Российской Федерации по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе от 19.02.2014 № 20-14-МА-05/653. К участию в деле в качестве заинтересованных лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Федеральная Антимонопольная служба РФ, Центральный Банк России, открытое акционерное общество «РОСНЕФТЕГАЗ» (далее – ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ»). В соответствии с решением Совета директоров Банка России от 29.11.2013 Служба Банка России по финансовым рынкам с 03.03.2014 упразднена. Полномочия по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков переданы иным структурным подразделениям Банка России (в рассматриваемом случае Главное управлению Центрального Банка Российской Федерации по Приморскому краю), в связи с чем судом удовлетворено ходатайство заявителя о замене ответчика на Главное управление Центрального Банка Российской Федерации по Приморскому краю (далее ГУ ЦБ РФ ПК). Решением Арбитражного суда Приморского края от 17.07.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано. Не согласившись с вынесенным судебным актом, ОАО «Газпром» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 17.07.2014 отменить. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что в период приобретения ОАО «Газпром» акций ОАО «Биробиджаноблгаз» по договору от 09.04.2013 № 11/Д-2013 РНГ, по ряду признаков ОАО «Газпром» и ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ» являлись аффилированными лицами по признаку отнесения к одной группе лиц в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем в силу пункта 8 статьи 84.2 ФЗ «Об акционерных обществах» ОАО «Газпром» освобождается от обязанности по направлению другим акционерам ОАО «Биробиджаноблгаз» обязательного предложения. Также заявитель считает, что Банк России в лице соответствующего подразделения не вправе был выносить спорное предписание, при этом действия заявителя не нарушают интересы миноритарных акционеров, отсутствие нарушений прав указанных лиц исключает их восстановление обжалуемым предписанием. От истца поступили письменные дополнения к апелляционной жалобе, содержащие пояснения по основаниям аффилированности ОАО «Газпром» и ОАО «Роснефтегаз» и об отсутствии у Банка России полномочий направлять обжалуемое предписание, включая доводы о нарушении сроков его вынесения. В канцелярию Пятого арбитражного апелляционного суда от ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ» и Центрального Банка России поступили отзывы на апелляционную жалобу, который приобщены к материалам дела. В судебном заседании представитель ОАО «Газпром» поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе и дополнениях. Представители ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ» и Центрального Банка России по доводам апелляционной жалобы возразили, обжалуемое решение считают законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, жалобу – без удовлетворения. Федеральная антимонопольная служба РФ, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечила. Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ), суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие третьего лица. Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение не подлежит отмене или изменению в силу следующих обстоятельств. Как следует из материалов дела, на основании Указа Президента РФ от 25.07.2013 № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РФ» ФСФР России упразднена с 01.09.2013, функции по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков переданы Банку России. Согласно статье 84.9 ФЗ «Об акционерных обществах» государственный контроль за приобретением акций открытых акционерных обществ возложен на Банк России. В соответствии с приказом ФСФР России от 21.11.2006 № 06-130/пз-н «О разграничении полномочий по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытого акционерного общества между Федеральной службой по финансовым рынкам и ее территориальными органами», подлежащим применению на основании части 1 статьи 49 Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с передачей Центральному банку РФ полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков», государственный контроль за приобретением акций открытых акционерных обществ, местом нахождения которых являются территории Дальневосточного федерального округа, за исключением эмитентов, включенных в Список эмитентов, регистрирующим органом для которых является ФСФР России, а также акционерных обществ, являющихся кредитными организациями, осуществляло Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе (ныне Главное управлению Центрального Банка РФ по Приморскому краю). В Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе (далее – МУ СБР в ДФО) поступило обращение относительно нарушения ОАО «Газпром» правил приобретения более 30% акций ОАО «Биробиджаноблгаз». По итогам рассмотрения указанного обращения МУ СБР в ДФО установлено следующее. Согласно справке ОАО «Газпромбанк» об операциях с ценными бумагами по счету депо акционера ОАО «Биробиджаноблгаз» - ОАО «Газпром», представленной в МУ СБР в ДФО, 23.04.2013 проведена операция по зачислению 839 000 обыкновенных именных акций ОАО «Биробиджаноблгаз». Указанные акции приобретены ОАО «Газпром» у ОАО «Роснефтегаз». В результате данной операции ОАО «Газпром» стало владельцем 839 000 обыкновенных именных акций ОАО «Биробиджаноблгаз», что составляет 57,6% от общего количества размещенных обществом обыкновенных акций. В ходе осуществления государственного контроля за приобретением акций ОАО «Биробиджаноблгаз» контролирующий орган установил, что в нарушение пункта 1 статьи 84.2, пункта 2 статьи 84.9 ФЗ «Об акционерных обществах» ОАО «Газпром» после приобретения более 30% общего количества акций ОАО «Биробиджаноблгаз» не исполнило в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по счету депо обязанность по направлению акционерам - владельцам остальных обыкновенных акций общества обязательного предложения о приобретении у них таких ценных бумаг, а также не представило обязательное предложение в МУ СБР в ДФО не позднее даты направления данного предложения в ОАО «Биробиджаноблгаз». С целью устранения допущенных нарушений правил приобретения более 30% акций открытого акционерного общества, установленных законодательством Российской Федерации, МУ СБР в ДФО в адрес ОАО «Газпром» направлено оспариваемое Предписание. Посчитав оспариваемое предписание не соответствующим нормам действующего законодательства и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ОАО «Газпром» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, основывая свои требования на положениях пункта 8 статьи 84.2 ФЗ «Об акционерных обществах». Рассмотрев исковое заявление, суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал, сочтя, что заявителем не доказана аффилированность ОАО «Газпром» и ОАО «Роснефтегаз», обжалуемое предписание выдано уполномоченным органом, соответствуют действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов заявителя. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ. Исследовав представленные в дело доказательства и оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы в силу следующего. Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, исследовав представленные в дело доказательства и оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия приходит к следующему. Приобретение более 30% акций открытого общества регулируется главой XI.1 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об акционерных обществах). Пункт 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах определяет ,что лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (далее - обязательное предложение). Правовой смысл приведенной нормы сводится к тому, что лицо, приобретшее более определенного количества акций открытого акционерного общества с учетом акций, принадлежащих его аффилированным лицам, в целях соблюдения прав миноритарных акционеров обязательно должно направить остальным акционерам, владеющими акциями, предложение о покупке их акций. Пункт 8 статьи 84.2 ФЗ «Об акционерных обществах» устанавливает перечень случаев, когда требования названной статьи закона о направлении обязательного предложения не применяются, в том числе передача акций лицом его аффилированным лицам или передача акций лицу его аффилированными лицами (абзац 5 пункта 8 статьи 84.2 ФЗ «Об акционерных обществах»). Согласно статье 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» аффилированные лица - физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Как следует из абзаца 5 статьи 4 названного Закона, аффилированными лицами юридического лица являются лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное лицо. Правила определения группы лиц закреплены в статье 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» - группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из числа перечисленных в данной норме. Эти признаки предусмотрены, в частности, в пунктах 1, 2, 4, 6, 8 части 1 статьи 9 названного Закона, согласно которым группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков: хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства); хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства); хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), в котором более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица; хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 по делу n А51-8682/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июль
|