Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 по делу n А24-3007/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А24-3007/2014

15 октября 2014 года

Резолютивная часть постановления оглашена 09 октября 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 октября 2014 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи О.Ю. Еремеевой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго»,

апелляционное производство № 05АП-12122/2014

на решение от 29.08.2014

судьи А.М. Сакуна

по делу № А24-3007/2014 Арбитражного суда Камчатского края,

принятое в порядке упрощённого производства,

по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (ИНН 4100000668, ОГРН 1024101024078, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 09.11.2002)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю (ИНН 4101099804, ОГРН 1054100005068, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 24.02.2005)

об оспаривании постановления от 19.06.2014 № 149124 о привлечении к административной ответственности,

при участии в заседании: стороны не явились, уведомлены надлежаще;

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (далее по тексту – «заявитель», «общество») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю (далее по тексту – «Управление», «административный орган») от 19.06.2014 № 149124 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.

Решением Арбитражного суда Камчатского края от 29.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, общество считает, что не является субъектом ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, поскольку во взаимоотношения с потребителями не вступало. Настаивает на том, что оказывает управляющей компании услуги по ведению электронной базы данных потребителей коммунального ресурса,  осуществлению учета показаний индивидуальных приборов учета, производству и расчету платы за отпущенный коммунальный ресурс каждому потребителю, формированию и печати платежных документов, а ответственность перед гражданами-потребителями как исполнитель указанных услуг несет непосредственно управляющая компания. Пояснило, что является получателем платы за коммунальные услуги опосредовано, через управляющую компанию, которая, в свою очередь, имеет право переуступить заявителю право требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате предоставляемой коммунальной услуги, в том числе на общедомовые нужды.

Кроме того, общество сослалось на составление протокола об административном правонарушении с нарушением норм материального права и неуполномоченным должностным лицом.

         Административный орган по тексту представленного в материалы дела отзыва возражал против доводов апелляционной жалобы. Решение суда просил оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

         В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу без участия сторон по имеющимся в материалах дела документам.

Исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.

В соответствии с договором энергоснабжения от 15.12.2008, заключенным с ООО «Объединенная управляющая компания «Спектр», заявитель является поставщиком электрической энергии в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Камчатский край, г.Елизово, ул.Рябикова, д.49.

В связи с обращением Руденко Р.Ф. на основании распоряжения от 13.02.2014 № 392  Государственной жилищной инспекцией Камчатского края проведена внеплановая выездная проверки соблюдения заявителем требований жилищного законодательства в связи с поставкой электрической энергии в указанный дом.

В ходе проверки установлено, что в многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета электроэнергии, который введен в эксплуатацию и находится в исправном состоянии. При проверке расчета размера платы и объема коммунальной услуги по электроснабжению собственнику кв.153 в указанном доме было выявлено, что выставляемый к оплате объем коммунальной услуги, предоставляемой на общедомовые нужды, в 2-2,5 раза превышает объем, подлежащий оплате исходя из установленных нормативов, о чем указано в акте проведения планового (внепланового) мероприятия по государственному контролю от 06.03.2014 № 392/1-3ю.

Материалы проверки направлены в Управление для рассмотрения вопрос о привлечении заявителя к административной ответственности.

Установив, что общество производило расчет платы за отпущенный коммунальный ресурс за октябрь-декабрь 2013 года, платежные документы сформированы и направлены потребителю непосредственно обществом и в них указан расчетный счет общества, Управление пришло к выводу о том, что обществом нарушены права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о предоставляемой коммунальной услуге.

26.05.2014 Управлением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, в котором действия общества квалифицированы по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ. Протокол составлен при участии представителя общества.

Постановлением от 19.06.2013 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб. Дело об административном правонарушении рассмотрено с участием представителя общества.

Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым  заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого правонарушения и соблюдения административным органом порядка привлечения к административной ответственности.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуги), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту – «Закон о защите прав потребителей»).

Под потребителем в силу Закона о защите прав потребителей понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а под исполнителем - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Согласно статье 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – «ЖК РФ») предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.

В подпункте «б» пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее по тексту – «Правила № 354») закреплено, что в платежном документе указываются, в том числе наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет.

Как следует из материалов дела, заявитель выставляет потребителям, проживающим в доме № 49 по ул.Рябикова в г.Елизово счета-квитанции об оплате за электроснабжение от имени исполнителя коммунальных услуг ООО «Спектр». При этом приведенные в счете-квитанции номера банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес в сети Интернет принадлежат заявителю, который в силу пункта 2 Правил № 354 является ресурсоснабжающей организацией.

Между тем правовые основания для начисления и взимания платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды (ОДН) с собственников помещений в указанном доме, а также по направлению в адрес потребителей платежных документов у заявителя отсутствовали.

По правилам части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.

Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда, собственники в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) непосредственно ресурсоснабжающим организациям.

Иные основания получения ресурсоснабжающей организацией платы от жильцов дома жилищным законодательством не установлены.

Таким образом, плата за коммунальную услугу, потребленную собственниками помещений в многоквартирном доме, в том числе и на общедомовые нужды, не может вноситься напрямую ресурсоснабжающей организации. Соответственно, последняя не вправе выставлять потребителям услуг платежные документы на ее оплату от собственного имени.

Материалами дела подтверждается, что управление домом № 49 по ул.Рябикова в г.Елизово осуществляется управляющей компанией ООО «Объединенная управляющая компания «Спектр». То есть исполнителем коммунальных услуг и организацией, отвечающей за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителям, проживающим в указанных домах, предоставляются коммунальные услуги, в том числе по электроснабжению, является управляющая компания, и именно на нее возложена обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды (ОДН) с собственников помещений в указанном доме, а также по направлению в адрес потребителей платежных документов.

Однако в нарушение вышеуказанных норм заявитель производит начисление и взимание платы за потребленную электроэнергию, в том числе на ОДН, на свои расчетные счета, что нарушает в данном случае права граждан-потребителей, проживающих в многоквартирном доме, на получение необходимой и достоверной информации об оказываемых коммунальных услугах и образует событие административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

Доводы заявителя о том, что он не является надлежащим субъектом административного правонарушения, так как осуществляет начисление и взимание коммунальных платежей на общедомовые нужды с потребителей в связи с уступкой управляющей компанией права требования к гражданам, коллегией рассмотрены и отклоняются.

Действительно, 24.01.2013 между заявителем и управляющей компанией заключено соглашение о внесении изменений в договор энергоснабжения (электроснабжения) от 15.12.2008 № 11017Е, согласно которому раздел 5 договора «Порядок расчетов» дополнен новым пунктом о том, что оплата за электрическую энергию, потребленную в расчетном периоде, осуществляется путем уступки потребителем гарантирующему поставщику в полном объеме своих прав на получение денежных средств граждан по оплате потребленной электрической энергии, включая потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды.

В то же время, согласно части 1 статьи 388 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 по делу n А59-3185/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также