Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2009 по делу n А51-8544/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

 

 

 

 

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. 1-я Морская,  2,4, Владивосток, 690007

тел.: (4232) 215-069, 215-063, 215-098, факс (4232) 215-098, 215-023

e-mail: [email protected] , http://5aas.arbitr.ru/

 

Именем Российской Федерации

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Владивосток                                              Дело

№А51-8544/2009

02 сентября 2009г.

№05АП-3487/2009

 

Резолютивная часть постановления оглашена 31.08.2009.

Полный текст постановления изготовлен 02.09.2009.

 

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: Г.А. Симоновой

судей: Т.А. Солохиной., Е.Л.Сидорович

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ворожбит Я.А.

при участии:

от ООО «Союз-Н»: директор Непрокина Н.П. выписка от 21.04.2009 года; представитель Ходыкина О.М. по доверенности от 10.06.2009 года сроком действия 2 года, паспорт 0507 427708;

от Уссурийской таможни: лейтенант Масленникова Е.И. по доверенности №7114 от 20.07.2009 года сроком действия 1 год, удостоверение № 021170 сроком действия до 07.11.2011 года; старший государственный таможенный инспектор Зубова О.А. по доверенности № 8563 от 26.08.2009 года сроком действия до 31.12.2009 года, удостоверение № 075296 сроком действия до 03.07.2014 года.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Союз-Н» на решение от 14 июля 2009г. судьи Колтуновой Н.В. по делу №А51-8544/2009 Арбитражного суда Приморского края  по заявлению ООО «Союз-Н» к Уссурийской таможне

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении, отмене решения

 

 

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Союз-Н» (далее по тексту – ООО «Союз-Н», заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Уссурийской таможни  по делу об административном правонарушении №10716000-120/2009 от 21.05.2009 по части 1 статьи 16.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ).

Решением суда от 14.07.2009г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что вина ООО «Союз-Н» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ доказана материалами дела, в связи с чем оснований для отмены постановления, не имелось.

ООО «Союз-Н» не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы указывает, что таможенный орган, имея в своем распоряжении лицензию, представленную Обществом вместе с пакетом документов на экспорт лесоматериалов никаких ограничений в выпуске лесопродукции, связанных с ограничением срока лицензии при оформлении ГТД и переходе границы в таможенном пункте Гродеково таможенными органами заявлено не было. Заявитель указывает, что им были выполнены требования таможенного законодательства по предъявлению разрешительных документов в отношении вывезенного с таможенной территории РФ товара, а задержка при доставке лесоматериалов произошла не по его вине. По  мнению Общества, именно таможенный орган не принял мер к запрету вывоза товара в связи с истечением срока лицензии на момент фактического вывоза товара, и не сообщил декларанту о нарушении таможенных правил, тем самым, нарушив Инструкцию об оперативном и централизованном контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров, утвержденной приказом ГТК РФ от 15.12.2002 №1342. Более того, вынося постановление о привлечении ООО «Союз-Н» к административной ответственности, таможня указала на неисполнение Обществом обязанностей, установленных ст.13 ТК ПРФ и ст.24 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», но Общество этих законодательных актов не нарушало: лицензия была предоставлена для оформления таможенной декларации и выпуска товара в режиме экспорта. Ссылку таможни на нарушение Приказа ГТК РФ от 15.12.2002 №1342 заявитель считает несостоятельной, т.к. утвержденная им Инструкция адресована таможенным органам и предусматривает обязанность именно таможенного органа осуществлять контроль за ввозом и вывозом, в том числе и за сроками  лицензии.

В судебном заседании представители ООО «Союз-Н» доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали.

Представители Уссурийской таможни с жалобой не согласились, считают решение суда законным и обоснованным, представлен письменный отзыв.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит в связи со следующим.

               Согласно материалам дела, ООО «Союз-Н» зарегистрировано в качестве юридического лица 27.06.2007, что подтверждается  свидетельством серии 25 № 002793830.

              06.03.2008 Министерством экономического развития и торговли РФ заявителю выдана разовая лицензия №ЛР0350804000192 на экспорт товара, поставляемого в рамках внешнеторгового контракта №HLSF-222 от 30.06.2007. Лицензия выдана сроком до 31.12.2008.

              26.12.2008 в Лесозаводский таможенный пост Уссурийской таможни ООО «Союз-Н» подана ГТД №10716020/261208/0006179 на товары №1-4 «пиловочник дуб монгольский различных размеров», поставляемые в счет исполнения внешнеторгового контракта от 30.06.2007 №HLSF-222, дополнений к контракту от 19.10.2007 №1, 27.10.2008 №6 в количестве 63,1 м3, указав в графе 33 ГТД классификационный код товара 4403911000 ТН ВЭД России, в графе 44 ГТД – срок действия разовой лицензии.

              В ходе проверки, проводимой ОТН и ТО таможни в соответствии со статьей 361 Таможенного кодекса РФ в части контроля за перемещением лицензируемых товаров через таможенную границу РФ до истечения срока действия лицензий, в Гродековскую таможню был направлен запрос от 11.02.2009 №19-21/1237 о предоставлении информации о дате фактического вывоза товара №1-4 по ГТД №10716020/261208/0006179.

              В результате предоставленной информации было выявлено, что по данной ГТД вывоз товара в КНР был осуществлен 02.01.2009, то есть после истечения срока действия лицензии.

              По факту обнаружения признаков административного правонарушения 11.03.2009 Уссурийская таможня возбудила в отношении ООО «Союз-Н» дело об административном правонарушении №10716000-120/2009, предусмотренном частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.

10.04.2009 в отношении ООО «Союз-Н» уполномоченным по ОВД отдела административных расследований Уссурийской таможни составлен протокол об административном правонарушении №10716000-120/2009, в соответствии с которым действия общества квалифицированы по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ, а 21.05.2009 вынесено постановление №10716000- 120/2009, которым Общество было признано виновным в совершении указанного правонарушения, на него наложен административный штраф в размере 180 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением о привлечении к административной ответственности, ООО «Союз-Н»  обратилось с рассматриваемым заявлением в суд.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, коллегия пришла к следующему.

В соответствии со статьей 123 Таможенного кодекса РФ (далее – ТК РФ), товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также  в других случаях, установленными статьями 183, 184,247 и 391 настоящего Кодекса.

Согласно статье 131 ТК РФ подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. В частности, при декларировании товаров представляются разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

              Частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.

              Объективную сторону правонарушений, предусмотренных данной статьей, составляют несоблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ и (или) вывоз товаров с таможенной территории РФ.

              В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 № 164 "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Федеральный Закон) установлена необходимость и порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами. В статье 24 названного Федерального закона установлено, что основанием для экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров является лицензия, выдаваемая уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами России.

              В силу п. 17 ст. 2, ст. 20 названного Федерального закона лицензирование в сфере внешней торговли товарами относится к мерам нетарифного регулирования и представляет собой метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.

              Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, вводятся исходя из национальных интересов и целей, определенных статьей 32 Федерального закона, независимо от иных положений главы 5 данного Закона (например, лицензии в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 24 этого Закона, лицензия на ввоз и вывоз продукции военного назначения, товаров и технологий, используемых при создании оружия массового уничтожения и средств его доставки, запрет на ввоз на территорию Российской Федерации отходов в целях их захоронения и обезвреживания, разрешение МВД России на ввоз на территорию Российской Федерации оружия, сертификат соответствия и т.д.). Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, в отличие от запретов и ограничений экономического характера согласно статье 158 ТК РФ применяются независимо от заявленного таможенного режима.

              Во исполнение данного Федерального закона в целях защиты интересов Российской Федерации при заготовке, реализации древесины ценных лесных пород и осуществлении внешнеторговых операций Правительством Российской Федерации принято Постановление от 05.01.1999 № 18 "О дополнительных мерах государственного регулирования при заготовке, реализации и экспорте древесины ценных лесных пород".

              Данным нормативно-правовым документом установлено, что на товары "лесоматериалы из дуба", классифицируемые кодом 4403911000 ТН ВЭД России, выдается лицензия Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Выдача лицензий на экспорт из РФ лесоматериалов ценных лесных пород осуществляется Министерством торговли РФ в автоматическом режиме (без количественных ограничений).

              Согласно п. 3 а) Положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2005 № 364, (далее - Постановление) "разовая лицензия - документ, выдаваемый заявителю на основании договора (контракта), оформившего внешнеторговую сделку, предметом которой является экспорт или импорт отдельного вида товара в определенном количестве. Срок действия разовой лицензии не может превышать 1 год со дня ее выдачи. В случае если в отношении товара введены временные количественные ограничения, срок действия такой лицензии заканчивается 1 января следующего года".

              В соответствии с лицензией № ЛР0350804000192 срок ее действия - до 31.12.2008. Таким образом, ООО «Союз-Н» осуществляя внешнеэкономическую деятельность, имело возможность для соблюдения таможенных правил, т.к. не могло не знать об истечении срока лицензии, выдаваемой на 1 год, однако никаких мер направленных на получение новой лицензии или ускорении вывоза лесоматериалов до истечения действия имеющейся лицензии не предприняло.

              В соответствии с пунктом 28 статьи 2 Федерального закона №164-ФЗ под экспортом товара понимается вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе.

           Статьями 165 и 166 ТК России установлено, что экспорт - таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе. Экспорт товаров осуществляется при условии соблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством России о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

              В силу пп. 9 п. 1 ст. 11 ТК России вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации - это подача таможенной декларации, а также все последующие предусмотренные Таможенным кодексом России действия с товарами до фактического пересечения ими таможенной границы. Пределы таможенной территории России являются таможенной границей, которая совпадает с Государственной границей России (ст. 2 ТК России).

              Пунктом 20 "Инструкции об оперативном и централизованном контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров", утвержденной приказом ГТК России от 15.12.2002 № 1342 "О контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров" (зарегистрирован в Минюсте России 26 февраля 2003 г. № 4233) установлено, что лицензируемые товары должны быть перемешены через таможенную границу Российской Федерации до истечения срока действия лицензии то есть фактически вывезены с таможенной

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2009 по делу n А51-5820/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также