Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2014 по делу n А59-1090/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А59-1090/2014

16 октября 2014 года

Резолютивная часть постановления оглашена 09 октября 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2014 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего О.Ю. Еремеевой,

судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Сахалинской таможни,

апелляционное производство № 05АП-10072/2014,

на решение от 05.06.2014

судьи С.А. Киселева

по делу № А59-1090/2014 Арбитражного суда Сахалинской области

по заявлению Сахалинской таможни (ИНН 6500000793, ОГРН 1026500535951, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.11.2002)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области (ИНН 6501154644, ОГРН 1046500652065, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 24.12.2004)

3-е лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области

о признании незаконными решений от 19.12.2013 № 01/048/2013-269,270,271,272 и от 24.12.2013 № 01/044/2013-546 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления,

при участии в заседании: стороны не явились, уведомлены надлежаще;

УСТАНОВИЛ:

Сахалинская таможня (далее по тексту – «заявитель», «таможенный орган») обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области (далее по тексту – «Росреестр») о признании незаконными решений от 19.12.2013 № 01/048/2013-269,270,271,272 и от 24.12.2013 № 01/044/2013-546 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления таможенного органа на объекты:

- наружная сеть электроснабжения 10 кВ, сечением 150 мм, расположенная по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул.Пограничная от ТП № 31 до ТП № 34, протяженностью 500 м,

- наружная сеть водопровода из стальных труб диаметром 573,5 мм протяженностью 16 м,

- наружная сеть канализации,  расположенная по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул.Пограничная, в районе строения 51, из труб чугунных диаметром 150 мм, колодец – из железобетонных колец диаметром 1 м, глубина заложения 3 м.

В целях восстановления нарушенных прав заявитель просил обязать Росреестр зарегистрировать право оперативного управления на указанные объекты недвижимости.

Определением Арбитражного суда Сахалинской области от 11.04.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области (далее по тексту – «ТУ Росимущества»).

Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 05.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, таможенный орган настаивает на том, что представил в Росреестр все необходимые для государственной регистрации права оперативного управления документы. Указывает на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что спорные сооружения не являются самостоятельными объектами недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации, поскольку данный вывод суда опровергается представленными в материалы дела кадастровыми паспортами на каждый объект. Пояснил, что переустройство сетей осуществлялось в рамках реконструкции служебно-производственного здания таможни, и указанные сети вводились в эксплуатацию актом приемки законченного реконструкцией объекта. Вместе с тем считает, что факт регистрации права оперативного управления на служебно-производственное здание не влечет противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами, поскольку данные объекты не являются идентичными объектами недвижимости, и регистрация права оперативного управления на здание не свидетельствует о регистрации права на переустроенные сети электроснабжения, водопровода и канализации.

Росреестр в письменном отзыве по доводам апелляционной жалобы возразил, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не усматривает.

Стороны в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежаще. Росреестр письмом от 14.08.2014, переданным через канцелярию суда, известил коллегию о возможности рассмотрения апелляционной жалобы без его участия.

На основании статей 156, 266 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон по имеющимся в материалах дела документам.

Из материалов дела коллегией установлено следующее.

На основании договора от 25.12.1995 таможенным органом был приобретен объект незавершенного строительства – здание под офис, расположенное по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул.Пограничная, 51.

В период с апреля 1998 г. по сентябрь 1999 г. указанное здание было реконструировано для использования в качестве служебно-производственного здания Сахалинской таможни и сдано в эксплуатацию согласно акту государственной приемочной комиссии  от 10.09.1999.

Приказом таможенного органа от 15.09.1999 № 203 законченный строительством объект «Служебно-производственное здание Сахалинской таможни по ул.Пограничная, 51 в г.Южно-Сахалинске» принят в эксплуатацию.

На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Сахалинской области от 16.07.2007 № 237-р здание передано таможенному органу на праве оперативного управления.

Право оперативного управления на здание зарегистрировано в установленном порядке, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации  права от 17.07.2007 серия 65 АБ № 041569.

Помимо указанного здания на основании приказа таможенного органа от 15.09.1999 № 203 в реестр федерального имущества были включены  наружная сеть электроснабжения 10 кВ, наружная сеть водопровода  и наружная сеть канализации,  расположенные по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул.Пограничная, в районе строения 51.

03.10.2013 таможенный орган обратился в Росреестр с заявлениями №65-1-01/048/2013-270, №65-1-01/048/2013-272 о государственной регистрации права оперативного управления на наружную сеть электроснабжения 10 кВ, кадастровый номер 65:01:0702003:4581,  и наружную сеть водопровода, кадастровый номер 65:01:0702003:4580, расположенные по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул.Пограничная, в районе строения 51.

Одновременно от имени ТУ Росимущества были поданы заявления  №65-1-01/048/2013-269, №65-1-01/048/2013-271 о государственной регистрации права Российской Федерации на данные объекты.

Письмом от 21.10.2013 № 01/048/2013-269,270,271,272 государственная регистрация прав на указанные объекты была приостановлена в связи с непредставлением правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, решения собственника о закреплении имущества на праве оперативного управления, а также учредительных документов таможенного органа.

11.11.2013 заявителем в таможенный орган были представлены акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 10.09.1999 и выписки из реестра федерального имущества в отношении спорных объектов.

Письмом от 19.12.2013 № 01/048/2013-269,270,271,272 Росреестр отказал заявителю в государственной регистрации права оперативного управления, указав, что представленный правоустанавливающий документ свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на спорные объекты.

Кроме того, 08.11.2013 таможенный орган обратился в Росреестр с заявлением №65-1-01/044/2013-547 о государственной регистрации права оперативного управления на наружную сеть канализации, кадастровый номер 65:01:0702003:4594, расположенную по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул.Пограничная, в районе строения 51.

Одновременно от имени ТУ Росимущества было подано заявление  №65-1-01/044/2013-546 о государственной регистрации права Российской Федерации на данный объект.

Письмом от 25.11.2013 № 01/044/2013-546,547 государственная регистрация прав на указанный объект была приостановлена в связи с направлением запросов в департамент архитектуры, градостроительства и землепользования г.Южно-Сахалинска о правовом статусе наружной сети канализации как отдельного объекта капитального строительства.

Письмом от 24.12.2013 № 01/044/2013-546 Росреестр отказал заявителю в государственной регистрации права оперативного управления, указав, что представленный правоустанавливающий документ свидетельствует об отсутствии у заявителя права на спорный объект.

Не согласившись с решениями Росреестра, таможенный орган обратился в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорные объекты не имеют самостоятельного хозяйственного назначения, выполняют обслуживающую функцию, не обладают качествами объекта недвижимости и не являются отдельными объектами гражданского оборота, в связи с чем право оперативного управления на них не подлежит государственной регистрации независимо от их физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этих сооружений с земельным участком.

Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – «ГК РФ») право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Порядок государственной регистрации прав на объекты недвижимости установлен Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту – «Закон № 122-ФЗ»).

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 122-ФЗ под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним понимается  юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 16 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.

Частью 2 статьи 16 Закона № 122-ФЗ предусмотрено приложение к заявлению о государственной регистрации прав документов, необходимых для ее проведения.

Перечень оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусмотрен частью 1 статьи 17 Закона № 122-ФЗ и включает акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

По правилам части 10 статьи 33 Закона № 122-ФЗ до 01.01.2013 обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона основаниям государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества.

Коллегией установлено, что, обращаясь в Росреестр с заявлениями о государственной регистрации права оперативного управления на объекты недвижимого имущества: наружную сеть электроснабжения 10 кВ,  кадастровый номер объекта 65:01:0702003:4581, наружную сеть водопровода, кадастровый номер объекта 65:01:0702003:4580, наружную сеть канализации,  , кадастровый номер объекта 65:01:0702003:4594, расположенные по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул.Пограничная, в районе строения 51, таможенный орган в качестве основания возникновения у него права оперативного управления представил акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 10.09.1999 и выписки из реестра федерального имущества в отношении спорных объектов и приложил к указанным заявления кадастровые паспорта спорных объектов.

Рассмотрев

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2014 по делу n А51-20209/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также