Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2014 по делу n А59-1090/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)Пятый арбитражный апелляционный суд ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001 тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98 http://5aas.arbitr.ru/ Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Владивосток Дело № А59-1090/2014 16 октября 2014 года Резолютивная часть постановления оглашена 09 октября 2014 года. Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2014 года. Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего О.Ю. Еремеевой, судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой, при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Сахалинской таможни, апелляционное производство № 05АП-10072/2014, на решение от 05.06.2014 судьи С.А. Киселева по делу № А59-1090/2014 Арбитражного суда Сахалинской области по заявлению Сахалинской таможни (ИНН 6500000793, ОГРН 1026500535951, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.11.2002) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области (ИНН 6501154644, ОГРН 1046500652065, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 24.12.2004) 3-е лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области о признании незаконными решений от 19.12.2013 № 01/048/2013-269,270,271,272 и от 24.12.2013 № 01/044/2013-546 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления, при участии в заседании: стороны не явились, уведомлены надлежаще; УСТАНОВИЛ: Сахалинская таможня (далее по тексту – «заявитель», «таможенный орган») обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области (далее по тексту – «Росреестр») о признании незаконными решений от 19.12.2013 № 01/048/2013-269,270,271,272 и от 24.12.2013 № 01/044/2013-546 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления таможенного органа на объекты: - наружная сеть электроснабжения 10 кВ, сечением 150 мм, расположенная по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул.Пограничная от ТП № 31 до ТП № 34, протяженностью 500 м, - наружная сеть водопровода из стальных труб диаметром 573,5 мм протяженностью 16 м, - наружная сеть канализации, расположенная по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул.Пограничная, в районе строения 51, из труб чугунных диаметром 150 мм, колодец – из железобетонных колец диаметром 1 м, глубина заложения 3 м. В целях восстановления нарушенных прав заявитель просил обязать Росреестр зарегистрировать право оперативного управления на указанные объекты недвижимости. Определением Арбитражного суда Сахалинской области от 11.04.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области (далее по тексту – «ТУ Росимущества»). Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 05.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, таможенный орган настаивает на том, что представил в Росреестр все необходимые для государственной регистрации права оперативного управления документы. Указывает на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что спорные сооружения не являются самостоятельными объектами недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации, поскольку данный вывод суда опровергается представленными в материалы дела кадастровыми паспортами на каждый объект. Пояснил, что переустройство сетей осуществлялось в рамках реконструкции служебно-производственного здания таможни, и указанные сети вводились в эксплуатацию актом приемки законченного реконструкцией объекта. Вместе с тем считает, что факт регистрации права оперативного управления на служебно-производственное здание не влечет противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами, поскольку данные объекты не являются идентичными объектами недвижимости, и регистрация права оперативного управления на здание не свидетельствует о регистрации права на переустроенные сети электроснабжения, водопровода и канализации. Росреестр в письменном отзыве по доводам апелляционной жалобы возразил, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не усматривает. Стороны в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежаще. Росреестр письмом от 14.08.2014, переданным через канцелярию суда, известил коллегию о возможности рассмотрения апелляционной жалобы без его участия. На основании статей 156, 266 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон по имеющимся в материалах дела документам. Из материалов дела коллегией установлено следующее. На основании договора от 25.12.1995 таможенным органом был приобретен объект незавершенного строительства – здание под офис, расположенное по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул.Пограничная, 51. В период с апреля 1998 г. по сентябрь 1999 г. указанное здание было реконструировано для использования в качестве служебно-производственного здания Сахалинской таможни и сдано в эксплуатацию согласно акту государственной приемочной комиссии от 10.09.1999. Приказом таможенного органа от 15.09.1999 № 203 законченный строительством объект «Служебно-производственное здание Сахалинской таможни по ул.Пограничная, 51 в г.Южно-Сахалинске» принят в эксплуатацию. На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Сахалинской области от 16.07.2007 № 237-р здание передано таможенному органу на праве оперативного управления. Право оперативного управления на здание зарегистрировано в установленном порядке, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права от 17.07.2007 серия 65 АБ № 041569. Помимо указанного здания на основании приказа таможенного органа от 15.09.1999 № 203 в реестр федерального имущества были включены наружная сеть электроснабжения 10 кВ, наружная сеть водопровода и наружная сеть канализации, расположенные по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул.Пограничная, в районе строения 51. 03.10.2013 таможенный орган обратился в Росреестр с заявлениями №65-1-01/048/2013-270, №65-1-01/048/2013-272 о государственной регистрации права оперативного управления на наружную сеть электроснабжения 10 кВ, кадастровый номер 65:01:0702003:4581, и наружную сеть водопровода, кадастровый номер 65:01:0702003:4580, расположенные по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул.Пограничная, в районе строения 51. Одновременно от имени ТУ Росимущества были поданы заявления №65-1-01/048/2013-269, №65-1-01/048/2013-271 о государственной регистрации права Российской Федерации на данные объекты. Письмом от 21.10.2013 № 01/048/2013-269,270,271,272 государственная регистрация прав на указанные объекты была приостановлена в связи с непредставлением правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, решения собственника о закреплении имущества на праве оперативного управления, а также учредительных документов таможенного органа. 11.11.2013 заявителем в таможенный орган были представлены акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 10.09.1999 и выписки из реестра федерального имущества в отношении спорных объектов. Письмом от 19.12.2013 № 01/048/2013-269,270,271,272 Росреестр отказал заявителю в государственной регистрации права оперативного управления, указав, что представленный правоустанавливающий документ свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на спорные объекты. Кроме того, 08.11.2013 таможенный орган обратился в Росреестр с заявлением №65-1-01/044/2013-547 о государственной регистрации права оперативного управления на наружную сеть канализации, кадастровый номер 65:01:0702003:4594, расположенную по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул.Пограничная, в районе строения 51. Одновременно от имени ТУ Росимущества было подано заявление №65-1-01/044/2013-546 о государственной регистрации права Российской Федерации на данный объект. Письмом от 25.11.2013 № 01/044/2013-546,547 государственная регистрация прав на указанный объект была приостановлена в связи с направлением запросов в департамент архитектуры, градостроительства и землепользования г.Южно-Сахалинска о правовом статусе наружной сети канализации как отдельного объекта капитального строительства. Письмом от 24.12.2013 № 01/044/2013-546 Росреестр отказал заявителю в государственной регистрации права оперативного управления, указав, что представленный правоустанавливающий документ свидетельствует об отсутствии у заявителя права на спорный объект. Не согласившись с решениями Росреестра, таможенный орган обратился в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорные объекты не имеют самостоятельного хозяйственного назначения, выполняют обслуживающую функцию, не обладают качествами объекта недвижимости и не являются отдельными объектами гражданского оборота, в связи с чем право оперативного управления на них не подлежит государственной регистрации независимо от их физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этих сооружений с земельным участком. Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене в силу следующего. Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – «ГК РФ») право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Порядок государственной регистрации прав на объекты недвижимости установлен Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту – «Закон № 122-ФЗ»). Согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 122-ФЗ под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В силу части 1 статьи 16 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. Частью 2 статьи 16 Закона № 122-ФЗ предусмотрено приложение к заявлению о государственной регистрации прав документов, необходимых для ее проведения. Перечень оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусмотрен частью 1 статьи 17 Закона № 122-ФЗ и включает акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. По правилам части 10 статьи 33 Закона № 122-ФЗ до 01.01.2013 обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона основаниям государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества. Коллегией установлено, что, обращаясь в Росреестр с заявлениями о государственной регистрации права оперативного управления на объекты недвижимого имущества: наружную сеть электроснабжения 10 кВ, кадастровый номер объекта 65:01:0702003:4581, наружную сеть водопровода, кадастровый номер объекта 65:01:0702003:4580, наружную сеть канализации, , кадастровый номер объекта 65:01:0702003:4594, расположенные по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул.Пограничная, в районе строения 51, таможенный орган в качестве основания возникновения у него права оперативного управления представил акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 10.09.1999 и выписки из реестра федерального имущества в отношении спорных объектов и приложил к указанным заявления кадастровые паспорта спорных объектов. Рассмотрев Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2014 по делу n А51-20209/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июль
|