Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2014 по делу n А51-19739/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-19739/2014

14 ноября 2014 года

Резолютивная часть постановления оглашена 10 ноября 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 14 ноября 2014 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Т.А. Солохиной,

судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества Социальный коммерческий банк Приморья «Примсоцбанк»,

апелляционное производство № 05АП-12598/2014,

на решение от 10.09.2014

судьи Ю.А. Тимофеевой

по делу № А51-19739/2014 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению открытого акционерного общества Социальный коммерческий банк Приморья «Примсоцбанк» (ИНН 2539013067, ОГРН 1022500001061, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 04.11.2002)

о признании незаконным и отмене постановления Центрального банка Российской Федерации (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.01.2003) от 25.05.2014 № 05-14-Ю/0020/3130 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 200000 рублей, представления от 25.05.2014 № 05-14-Ю/0020/3130,

при участии:

от Центрального банка Российской Федерации: представитель Колесников И.П. по доверенности от 17.12.2013 сроком действия до 31.12.2014, удостоверение; представитель Иматова М.Ю. по доверенности от 17.12.2013 сроком действия до 31.12.2014, паспорт,

от открытого акционерного общества «Социальный коммерческий банк Приморья «Примсоцбанк»: представитель Фротер Т.Н. по доверенности от 20.08.2014 сроком действия до 31.12.2014, паспорт,

УСТАНОВИЛ:

 

Открытое акционерное общество Социальный коммерческий банк Приморья «Примсоцбанк» (далее по тексту - заявитель, общество, ОАО «Примсоцбанк») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центрального банка Российской Федерации (далее по тексту - административный орган, ЦБ РФ) от 25.05.2014 № 05-14-Ю/0020/3130 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, а также представления от 25.05.2014 № 05-14-Ю/0020/3130 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Решением от 10.09.2014 суд частично удовлетворил заявленные требования – признал оспариваемое постановление ЦБ РФ незаконным и отменил его в части назначения обществу административного штрафа в размере, превышающем 80.000 руб.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований обществу было  отказано.

Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 10.09.2013, ОАО «Примсоцбанк» просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований в полном объеме.

В апелляционной жалобе общество указало, что буквальное толкование абз.7 пп.4 п.1 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее по тексту – Федеральный закон № 115-ФЗ) позволяет сделать вывод о том, что в контексте рассматриваемой нормы представителем юридического лица выступает лицо, непосредственно совершающее операции с денежными средствами или иным имуществом.

Согласно жалобе в рассматриваемой ситуации управляющие компании не совершают операции, не действуют от имени лица, совершающего операцию, при этом из контекста указанного Федерального закона следует, что представителем лица, совершающего операции с денежными средствами, может являться его единоличный орган или иные лица, указанные в карточке с образцами подписей и оттиска печати.

В обоснование своей правовой позиции податель жалобы также ссылается на письмо Росфинмониторинга от 11.05.2012 № 01-01-36/1425.

Доводы, заявленные в апелляционной жалобе, представитель общества поддержал в судебном заседании.

ЦБ РФ в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразил, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Доводы отзыва на апелляционную жалобу представители ЦБ РФ поддержали в судебном заседании.

Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.

В Главное управление ЦБ РФ поступил массив информации от Департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ РФ за период с 01.09.2013 по 30.09.2013, с 01.12.2013 по 31.12.2013 о выполнении кредитными организациями (их филиалами), поднадзорными Главному управлению, требований Федерального закона № 115-ФЗ.

По результатам рассмотрения указанной информации Главным управлением было установлено, что 30.08.2013 и 26.12.2013 ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» представило в уполномоченный банк недостоверные сведения о сделках, подлежащих обязательному контролю, в том числе:

- запись № 21187 отчета в виде электронного сообщения о договоре купли-продажи квартиры от 26.08.2013 на сумму 6000000 рублей, заключенном между клиентом кредитной организации ЗАО «Игла» в лице управляющей компании ЗАО «Грин Ливз Холдинг», действующего на основании Устава и договора от 02.04.2008 о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ЗАО «Игла» управляющей компании (продавец) и Виноходовой Т.В., Мешковой И.В. (покупатели);

 - запись № 28638 отчета в виде электронного сообщения о договоре купли-продажи недвижимого имущества (административного здания) от 09.12.2013 на сумму 77151249 рублей 47 копеек, заключенном между клиентом кредитной организации ООО «Гефест» в лице управляющей компании ООО «Меридиан-ДВ» (покупатель) и ОАО Национальная нефтегазовая компания «Саханефтегаз» (продавец).

При формировании записи № 21187 заявителем в разделе «Сведения о представителе лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом, поверенном, агенте, комиссионере, доверительном управляющем, действующим от имени лица, совершающего операцию, или в его интересах или за его счет в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления» (далее по тексту - Сведения о представителе лица, совершающего операцию) указаны сведения о физическом лице Игнатенко Ольге Сергеевне (генеральном директоре управляющей компании ЗАО «Грин Ливз Холдинг») вместо сведений о юридическом лице - управляющей компании ЗАО «Грин Ливз Холдинг».

При формировании записи № 28638 заявитель в разделе «Сведения о представителе получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом, поверенном, агенте, комиссионере, доверительном управляющем, действующем от имени получателя или в его интересах или за его счет в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления» (далее по тексту - Сведения о представителе получателя) указал сведения о Сенникове Александре Григорьевиче вместо сведений о юридическом лице - управляющей компании ООО «Меридиан-ДВ».

Указанными действиями, по мнению административного органа, обществом были нарушены требования абзаца 8 подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

Выявленные нарушения были зафиксированы административным органом в протоколе об административном правонарушении от 11.06.2014 № 05-14-Ю/0020/1020.

По результатам рассмотрения материалов административного дела административным органом вынесено постановление от 25.06.2014 № 05-14-Ю/0020/3110, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200000 рублей.

25.06.2014 административным органом вынесено представление №05-14-Ю/0020/3130 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Полагая, что постановление от 25.06.2014 № 05-14-Ю/0020/3110 и представление от 25.06.2014 №05-14-Ю/0020/3130 не отвечают требованиям закона и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанных постановления и представления незаконными и их отмене.

10.09.2014 был вынесен обжалуемый судебный акт.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав в судебном заседании представителей сторон, коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Согласно статье 2 Федерального закона № 115-ФЗ данный Федеральный закон  регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Согласно статье 3 указанного Федерального закона внутренний контроль – это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; осуществление внутреннего контроля – это реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

Статьей 7 Федерального закона № 115-ФЗ установлены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами:

- вид операции и основания ее совершения;

- дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена;

- сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания;

- наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;

- сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица;

- сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица;

- сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.

Центральным банком Российской Федерации утверждено «Положение о порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 29.08.2008 № 321-П.

Согласно приложению № 4 к указанному Положению от 29.08.2008 № 321-П в Сведениях о представителе лица, совершающего операцию, в поле «TU1» указывается тип участника - «1» юридическое лицо, филиал юридического лица, «2» физическое лицо, «3» ИП, «0» операция осуществляется без участия представителя плательщика по

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2014 по делу n А51-21553/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также