Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 по делу n А59-4144/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А59-4144/2014

12 февраля 2015 года

Резолютивная часть постановления оглашена 05 февраля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2015 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего С.В. Гуцалюк,

судей Н.Н. Анисимовой, Е.Н. Номоконовой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-6",

апелляционное производство № 05АП-161/2015

на решение от 04.12.2014

судьи С.А. Киселева

по делу № А59-4144/2014 Арбитражного суда Сахалинской области

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-6» (ИНН 6501175620, ОГРН 1066501074310, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 13.11.2006)

к Государственной жилищной инспекции Сахалинской области (ИНН 6501130026, ОГРН 1036500603908, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 06.02.2003)

о признании недействительным пункта 1.2 предписания № 33Л от 30.05.2014

об устранении выявленных в результате проверки нарушений требований жилищного законодательства Российской Федерации,

при участии:

от Государственной жилищной инспекции Сахалинской области: руководитель Кулик В.Е. распоряжение от 16.05.2011 № 98-к, паспорт;

от ООО «ЖЭУ-6»: в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом;

УСТАНОВИЛ:

         Общество с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-6» (далее по тексту – заявитель, общество, ООО «ЖЭУ-6») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Сахалинской области (далее по тексту - инспекция, административный орган) о признании недействительным пункта 1.2 предписания №33Л от 30.05.2014 об устранении выявленных в результате проверки нарушений требований жилищного законодательства Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 04.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ООО «ЖЭУ-6» обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы общество указывает, что в период спорных правоотношений ООО «ЖЭУ-6» уже не являлось управляющей организацией в отношении жилого дома №12 по ул. Курильская г. Южно-Сахалинска, что подтверждается протоколом общего собрания собственников, в котором указаны сведения о расторжении договора управления и избрании непосредственного способа управления многоквартирным домом, в связи с чем инспекция обязывает общество провести работы и оказать услуги при отсутствии на то законных оснований. Кроме того, обращает внимание судебной коллегии на то, что с момента получения указанного протокола, квитанции в адрес собственников ООО «ЖЭУ-6» не направляло, услуги не оказывало, что свидетельствует о признании обществом права на односторонний отказ от договора

ООО «ЖЭУ-6» в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя общества по имеющимся в материалах дела документам.

Представитель инспекции в судебном заседании и  представленном в материалы дела письменном отзыве на апелляционную жалобу общества с доводами жалобы не согласилась, решение суда первой инстанции просила оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.

Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:

По обращению граждан Щебланова П.Н. и Виянкиной В.В. на неудовлетворительное техническое состояние жилых домов №36 по ул. Сахалинская и №12 по ул. Курильская в г. Южно-Сахалинске инспекцией на основании распоряжения от 15.04.2014 №541 проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества на предмет соблюдения обязательных требований при использовании, содержании и сохранении жилищного фонда.

В ходе контрольных мероприятий, результаты которых оформлены актом проверки от 21.04.2014 №541, главным государственным инспектором Лабада О.П. с участием представителя проверяемого лица (мастера Пак Чун Дя) осуществлено обследование указанных многоквартирных жилых домов.

По итогу обследования жилого дома №12 по ул. Курильская выявлено, что в техническом подвале нарушен режим влажности (наличие мошки), в подъезде в общедомовые электрощиты не ограничен доступ, наблюдаются скрутки, во внутреннем тамбуре установлено проседание дощатых полов, повреждение деревянных ступеней, в квартирах №№ 3 и 4 в ванной вентиляция не работает.

Усмотрев нарушение жилищного законодательства, инспекция выдала обществу предписание №23Л от 21.04.2014, пунктом 1.4 которого возложила на юридическое лицо обязанность в срок до 27.05.2014 восстановить работу вентиляции в квартирах №№ 3 и 4.

Распоряжением от 26.05.2014 №732 руководитель инспекции инициировал очередную внеплановую выездную проверку, в том числе на предмет исполнения предписания №23Л от 21.04.2014.

По результатам контрольных мероприятий, оформленных актом №732 от 30.05.2014, выявлен факт невыполнения пункта 1.4 указанного предписания, что явилось основанием для направления обществу нового предписания №33Л от 30.05.2014 об устранении нарушений требований жилищного законодательства Российской Федерации.

Главный государственный инспектор Лабада О.П. в пункте 1.2 данного предписания со ссылкой на пункт 5.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, обязала общество в срок до 30.06.2014 года выполнить аналогичные мероприятия, а именно: восстановить работу вентиляции в квартирах №№ 3 и 4 дома №12 по ул. Курильская.

Не согласившись с требованием предписания в указанной части, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, ООО «ЖЭУ-6» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что предписание инспекции является законным и обоснованным и не нарушает права общества.

Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителя административного органа в судебном заседании, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям:

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

          Частью 2 данной нормы предусмотрено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.

          В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

          Таким образом, организация, обслуживающая жилой дом и получающая от жителей плату за содержание дома, обязана соблюдать положения законодательства, определяющего требования и порядок обслуживания жилищного фонда.

          Частью 3 статьи 39 ЖК РФ предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

          Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 (далее по тексту – Правила №491) определено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

          В соответствии с пунктом 11 Правил №491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя помимо прочего осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт.

          В соответствии с пунктом 16 Правил №491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления обеспечивается собственниками жилых помещений путем заключения договора управления многоквартирными домами с управляющей организацией.

          В свою очередь правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстрой РФ от 27.09.2003 №170 (далее по тексту – Правила №170), которые обязательны для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

          Пунктом 5.7 названных Правил установлены правила содержания вентиляции.

          В силу пункта 5.7.2 Правил №170 персонал, обслуживающий системы вентиляции жилых домов, обязан производить: плановые осмотры и устранение всех выявленных неисправностей системы; замену сломанных вытяжных решеток и их крепление; устранение неплотностей в вентиляционных каналах и шахтах; устранение засоров в каналах; устранение неисправностей шиберов и дроссель-клапанов в вытяжных шахтах, зонтов над шахтами и дефлекторов.

          Следовательно, системное толкование приведенных положений свидетельствует о том, что в части 5 статьи 161 и статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей организацией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.

          Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО «ЖЭУ-6» является управляющей организацией в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: г. Южно-Сахалинск,  ул. Курильская, дом №12. Между обществом (управляющей организацией) и собственниками помещений в многоквартирных домах заключен договор на управление, содержание, ремонт общего имущества и обеспечение коммунальными услугами жилого дома с муниципальной долей собственности от 25.06.2008 (т. 2, л.д. 2-5).

          Согласно пункту 2.1.1 указанного договора общество взяло на себя обязательства по управлению общим имуществом дома в соответствии с действующими законами и иными нормативными актами по содержанию и эксплуатации жилищного фонда.

          В силу пунктов 39, 42 Правил №491 управляющие организации несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

          Таким образом, поскольку общество приняло на себя обязательство оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему управлению указанным многоквартирным домом, то есть является управляющей организацией применительно к общему имуществу такого жилого дома, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в силу приведенных выше норм права заявитель должен обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

          При этом надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме должно обеспечиваться независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

          Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 №6464/10, на которое обоснованно сослался суд первой инстанции, согласно которому все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и

должны осуществляться управляющими компаниями.

          Управляющая организация выступает в этих отношениях как специализированная коммерческая организация, осуществляющая управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.

          Из материалов

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 по делу n А51-27739/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также