Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2015 по делу n А24-3924/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А24-3924/2014

02 марта 2015 года

Резолютивная часть постановления оглашена 24 февраля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 02 марта 2015 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего С.В. Гуцалюк,

судей О.Ю. Еремеевой, А.В. Гончаровой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью  "Ритуал",

апелляционное производство № 05АП-104/2015

на решение от 25.11.2014

судьи К.Ю. Иванушкиной

по делу № А24-3924/2014 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ритуал» (ИНН 4105022337, ОГРН 1024101224025, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.12.2002)

к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН 4101131945, ОГРН 1094101003710, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 14.07.2009)

третье лицо: Муниципальное унитарное предприятие «Лотос-М» (ИНН 4101111297, ОГРН 1064101061375, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.08.2006),

о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, оформленного письмом от 12.03.2014 № 01-08-01/1298/14;

о возмещении судебных расходов в размере 35 000 руб.,

при участии: лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились; извещены надлежащим образом;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Ритуал» (далее по тексту – заявитель, общество, ООО «Ритуал») обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) с заявлением о признании незаконным решения Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее по тексту – Департамент) от 12.03.2014 №01-08-01/1298/14 об отказе в предоставлении земельных участков, а также об обязании Департамента повторно рассмотреть заявление общества от 24.08.2012 и предоставить земельные участки. Одновременно обществом заявлено ходатайство о взыскании с Департамента судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 35.000 рублей.

          Определением от 02.10.2014 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципальное унитарное предприятие Петропавловск-Камчатского городского округа «Лотос-М» (далее по тексту  – третье лицо, МУП «Лотос-М»).

          Решением Арбитражного суда Камчатского края от 25.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

          Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ООО «Ритуал» обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

          В обоснование доводов жалобы указывает на злоупотребление Департаментом своими правами. По мнению заявителя, Департамент должен был повторно рассмотреть его заявление от 24.08.2012, но с учетом обстоятельств, которые существовали на указанную дату, когда на указанных в заявлении территориях не были сформированы земельные участки, обремененные впоследствии правами третьего лица. Полагает, что спорные земельные участки могут быть предоставлены обществу в аренду для размещения кладбища, поскольку Федеральный закон от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее по тексту – Закон №8-ФЗ) не содержит ссылки на то, что кладбища должны находиться в исключительном ведении специализированных служб по вопросам похоронного дела, создаваемых органами местного самоуправления. Кроме того отмечает, что орган местного самоуправления допустил фактическое использование земельных участков до момента их постановки на кадастровый учет и до заключения договоров аренды с третьим лицом.

          Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

От Департамента поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. Заявленное ходатайство коллегией рассмотрено и удовлетворено.

В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле по имеющимся в материалах дела документам.

Департамент в представленном в материалы дела письменном отзыве на апелляционную жалобу общества с доводами жалобы не согласился, решение суда первой инстанции просил оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.

МУП «Лотос-М» в письменном отзыве, поступившем в канцелярию суда 25.02.2015, по доводам апелляционной жалобы возразило. Решение суда просило оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

          Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:

          24.08.2012 ООО «Ритуал» обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет двух земельных участков, расположенных в городе Петропавловске-Камчатском, для строительства кладбища для населения (на земельном участке площадью 15 гектаров), а также крематория и кладбища для животных (на земельном участке площадью 2 гектара).

          Письмом от 06.09.2012 №08-01-12/3803/12 Департамент отказал обществу в согласовании места размещения названных выше объектов на испрашиваемых земельных участках. Основанием для отказа явилось то, что земельные участки расположены в границах земельного участка площадью 42 га, предоставленного муниципальному учреждению «Управление капитального строительства и ремонта» в безвозмездное срочное пользование для строительства объекта «Обустройство мест захоронения».

          Решением Арбитражного суда Камчатского края от 25.03.2013 по делу № А24-5082/2012 названный отказ Департамента признан незаконным. При этом арбитражный суд обязал Департамент повторно рассмотреть заявление ООО «Ритуал» от 24.08.2012 в соответствии с требованиями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ).

          Рассмотрев во исполнение решения арбитражного суда от 25.03.2013 по делу № А24-5082/2012 заявление ООО «Ритуал» от 24.08.2012, Департамент письмом от 12.03.2014 №01-08-01/1298/14 сообщил заявителю, что испрашиваемый земельный участок площадью 2 га находится в границах земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010104:79; земельный участок площадью 15 га находится в границах земельных участков 41:01:0010104:79 и 41:01:0010104:80. Данные участки сформированы и поставлены на кадастровый учет 12.02.2013, то есть до принятия решения Арбитражным судом Камчатского края по делу № А24-5082/2012. При этом в соответствии с постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 04.04.2013 №931 на указанных земельных участках созданы муниципальные места погребения для сооружения муниципального кладбища. В настоящее время земельные участки переданы в аренду МУП «Лотос-М». На основании изложенного обществу отказано в предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков для размещения объектов – кладбище для населения, кладбище для животных и крематория.

          Не согласившись с указанным решением Департамента, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ. Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзывах на нее, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям:

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30–32 ЗК РФ.

В силу пункта 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется только в аренду (пункт 3 статьи 31 ЗК РФ).

         Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ и включает в себя:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

         2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

         3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 ЗК РФ).

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (пункт 5 статьи 31 Кодекса).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).

Таким образом, принятию решения о предоставлении земельных участков для строительства должно предшествовать проведение работ по их формированию, в том числе предварительное согласование размещения участка, которое оформляется актом о выборе земельного участка с указанием проекта его границ и решением о предварительном согласовании места размещения участка, утверждающим этот акт. При этом обязанность по обеспечению выбора земельного участка возложена на орган местного самоуправления.

Вместе с тем выбор земельного участка по смыслу статьи 31 ЗК РФ возможен при отсутствии к тому препятствий, которые могут быть выражены в объективной невозможности представления испрашиваемого земельного участка.

Из материалов дела усматривается, что обществом 24.08.2012 (вх. №08-01-13/4436/12) подано заявление, в котором указаны назначение объектов, строительство которых планируется – кладбище для населения, крематорий и кладбище для животных, примерный размер земельных участков, испрашиваемое право на земельные участки, примерное место расположения объектов недвижимости, а также приложены копии схемы предполагаемого размещения объекта на земельном участке.

Согласно пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Исходя из анализа приведенных норм права, следует, что орган местного самоуправления обязан сформировать земельный участок, исключив наложение на границы участков смежных землепользователей.

Как указывалось выше, основанием для отказа обществу

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2015 по делу n А51-32071/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также