Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по делу n А51-14117/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)Пятый арбитражный апелляционный суд ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001 тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98 http://5aas.arbitr.ru/ Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Владивосток Дело № А51-14117/2014 04 марта 2015 года Резолютивная часть постановления оглашена 03 марта 2015 года. Постановление в полном объеме изготовлено 04 марта 2015 года. Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Л.Ю. Ротко, судей К.П. Засорина, Л.А. Мокроусовой, при ведении протокола секретарем судебного заседания Л.В. Янчиной, рассмотрев апелляционную жалобу Администрации Артемовского городского округа апелляционное производство № 05АП-570/2015 на решение от 02.12.2014 по делу № А51-14117/2014 Арбитражного суда Приморского края по иску открытого акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» (ИНН 1434031363, ОГРН 1051401746769, дата регистрации 19.12.2005) к Администрации Артемовского городского округа (ИНН 2502012187, ОГРН 1022500538444, дата регистрации 27.12.2002), третье лицо: муниципальное казенное учреждение «Финансовое управление администрации Артемовского городского округа» о взыскании 50 020 рублей 29 копеек, при участии: от истца: представитель Ерёмин И.В. (доверенность № 51/15 от 10.01.2014, паспорт); от ответчика: представитель Зубкова О.Ю. (доверенность № 04 от 12.01.2015, служебное удостоверение № 135); от третьего лица: не явились; УСТАНОВИЛ: Открытое акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» (далее – Общество) обратилось с исковыми требованиями о взыскании с Администрации Артемовского городского округа 50 020 рублей 29 копеек, в том числе 46 631 рубля 19 копеек неосновательного обогащения за период с 31.08.2013 по 30.11.2013, 3 389 рублей 10 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.09.2013 по 01.09.2014, процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму неосновательного обогащения в размере 46 631 рубль 19 копеек, за период с 02.09.2014 по дату фактической оплаты суммы неосновательного обогащения, исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации в размере 8,25 процентов годовых (с учётом уточнения требования). Арбитражный суд первой инстанции в порядке статьи 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Муниципальное казенное учреждение «Финансовое управление администрации Артемовского городского округа». Решением Арбитражного суда Приморского края от 02.12.2014 заявленные истцом требования удовлетворены. Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой указал, что арендная плата подлежит внесению в соответствии с условиями договора аренды. При этом, решение Думы Артёмовского городского округа от 30.07.2009 № 191 является действующим, незаконным не признано. Пояснил, что Методика определения размера арендной платы установлена для земель, находящихся в федеральной собственности. Кроме того, по мнению апеллянта, судом не учтена необходимость корректировки размера арендной платы на уровень инфляции. Полагает также, что истец не представил доказательств пользования ответчиком чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания. Изложенные обстоятельства, по мнению апеллянта, являются основанием для отмены решения суда первой инстанции. В канцелярию суда от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщён судом к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ. В отзыве истец указал на законность и обоснованность принятого по делу решения, просил оставить его без изменения. От третьего лица, надлежащим образом извещённого о времени и месте рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, что согласно статье 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению жалобы в его отсутствие. Представитель истца и представитель ответчика поддержали свои позиции по делу, изложенные в письменных документах. Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на неё, выслушав явившихся представителей сторон, суд апелляционной инстанции не установил наличия оснований для отмены решения суда первой инстанции. Из материалов дела следует, что Артемовским городским округом в лице муниципального учреждения управления муниципальным имуществом администрации Артемовского городского округа как арендодателем и истцом как арендатором заключен договор аренды № 92 от 03.05.2011 на аренду земельного участка с кадастровым номером 25:27:100101:1138 площадью 21622 кв.м., находящегося по адресу: г. Артем, ул. Володарского, д. 11, для размещения производственных баз и складских помещений строительных и других предприятий, требующие большегрузного или железнодорожного транспорта, в том числе, для размещения мазутного хозяйства. Земельный участок был передан арендатору по акту приема-передачи. В пункте 3.1 договора аренды № 92 от 03.05.2011 установлена ставка арендной платы 1,5% по виду разрешенного использования земельного участка, что составляет 316 422 рубля 83 копейки ежегодно. Истец, полагая, что арендная плата за пользование переданным в аренду земельным участком должна рассчитываться с учётом положений Приказа Минэкономразвития России от 18.06.2013 № 347 «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов» (далее – Приказ № 347), обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Признавая обоснованной позицию истца о применении к спорным правоотношениям при расчёте размера арендной платы положений Приказа № 347, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего. В силу положений части 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Согласно части 1 статьи 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается. В соответствии с частью 2 статьи 607 ГК РФ законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов. Как установлено в абзацах 1, 2 части 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. При этом согласно части 4 статьи 22 ЗК РФ общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации. Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Во исполнение требований статей 22 и 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (действующее с 04.08.2009). К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей. При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности. Принцип запрета необоснованных предпочтений также предусматривает, что порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться. Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами. В соответствии с пунктом 5 «Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», утвержденных Постановлением № 582, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по её расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации. Согласно пункту 1 Приказа № 347 утверждена ставка арендной платы в размере 1,6% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов. При этом в силу пункта 2 Приказа № 347 ставка арендной платы, утвержденная пунктом 1 настоящего приказа, не должна превышать прилагаемых предельных ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов. Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. В данном случае договор аренды заключен сторонами после введения в действие Земельного кодекса РФ; размер арендной платы определен не по результатам торгов и не предписан федеральным законом. Последующее изменение условий ее определения не требует дополнительного изменения договора. Поскольку ставки арендной платы за земли, являющиеся публичной собственностью, относятся к регулируемым ценам, и Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, они должны выступать ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами. Применение другого размера арендной платы, превышающего предельные ставки за использование федеральных земель, не допускается. Таким образом, поскольку спорный земельный участок предоставлен для обслуживания тепловых станций и сооружений, а именно для размещения мазутного хозяйства, арбитражный суд первой инстанции правильно установил, что годовой размер арендной платы по спорному договору в отношении земельного участка должен определяться в соответствии с Приказом № 347 исходя их предельной ставки 6,12 рублей за 1 кв.м., поскольку установленная пунктом 1 Приказа № 347 ставка (в данном случае 15,61 рублей за 1 кв.м.) превышает ставку, установленную для Приморского края – 6,12 рублей за 1 кв.м. Вместе с тем заключённый между сторонами договор аренды устанавливает иные ставки для определения размера арендной платы. В этой связи арбитражный суд первой инстанции сделал законный и обоснованный вывод о том, что договор аренды в части условия определения размера арендной платы в силу статьи 168 ГК РФ является ничтожным, поскольку противоречит положениям абзаца 3 части 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ и Приказу № 347, вступившему в действие с 31.08.2013. Следовательно, суд первой инстанции правильно признал обоснованной позицию истца о применении при расчёте арендных платежей положений Приказа № 347. В соответствии с частью 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по делу n А24-5100/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июль
|