Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015 по делу n А51-11025/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)Пятый арбитражный апелляционный суд ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001 тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98 http://5aas.arbitr.ru/ Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Владивосток Дело № А51-11025/2014 18 марта 2015 года Резолютивная часть постановления оглашена 11 марта 2015 года. Постановление в полном объеме изготовлено 18 марта 2015 года. Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего С.М. Синицыной, судей А.В. Ветошкевич, Н.А. Скрипки, при ведении протокола секретарем судебного заседания А.О. Филипповой, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Артемовского городского округа, апелляционное производство № 05АП-906/2015 на решение от 26.11.2014 судьи А.К. Калягина по делу № А51-11025/2014 Арбитражного суда Приморского края по иску (заявлению) открытого акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» к администрации Артемовского городского округа третье лицо: муниципальное казенное учреждение «Финансовое управление администрации Артемовского городского округа», о взыскании 18 854,95 рублей, при участии: от истца – Верходубенко Г.Н. по доверенности от 25.12.2015 сроком действия на один год, удостоверение, от ответчика – не явился, от третьего лица – не явился, УСТАНОВИЛ: Открытое акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» в лице филиала Приморские тепловые сети (далее по тексту – истец), обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковыми требованиями о взыскании с Администрации Артемовского городского округа (далее по тексту – ответчик, Администрация) 18 854,95 рублей, в том числе 17 987,06 рублей неосновательного обогащения за период с 02.07.2013 по 31.11.2013, 867,89 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму неосновательного обогащения, за период с 13.07.2013 по 31.03.2014, а также просил взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на спорную сумму неосновательного обогащения, за период с 01.04.2014 по дату фактической оплаты данного неосновательного обогащения, исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации в размере 8,25 процентов годовых ( с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ)). Суд первой инстанции в порядке статьи 51 АПК РФ, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Муниципальное казенное учреждение «Финансовое управление администрации Артемовского городского округа» (далее по тексту – третье лицо, МКУ «Финансовое управление администрации Артемовского городского округа»). Решением Арбитражного суда Приморского края от 26.11.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение Арбитражного суда Приморского края и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей правовой позиции Администрация указала, что поскольку арендованные земельные участки относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, размер арендной платы определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем при расчете размера арендной платы не применяются положения Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее по тексту - Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 №582) и Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 23.04.2013 № 217. Также Администрация указала, что суд первой инстанции необоснованно посчитал, что положения пункта 8 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 №582, предусматривающие изменение в одностороннем порядке арендодателем платы на размер уровня инфляции, не подлежат применению в рамках настоящего дела. Полагает, что позиция Президиума ВАС РФ, изложенная в постановлении №15837/11 от 17.04.2012, в настоящем деле неприменима, так как отсутствует схожесть фактических обстоятельств дела. Указала, что Дума Артемовского городского округа как самостоятельное юридическое лицо должна быть привлечена в процессе в качестве ответчика. Считает, что позиция арбитражных судов в части взыскания с муниципального образования разницы между ставками, установленными местными нормативными правовыми актами, и установленной Минэкономразвития РФ ставкой, противоречит правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.03.2011 № 2-П. Кроме того, указала, что суд первой инстанции неправомерно вышел за пределы требований истца и самостоятельно изменил предмет или основание иска, дав оценку ничтожности в части условий определения размера арендной платы по договорам аренды № 315 от 09.08.2010, №316 от 09.08.2010, № 321 от 10.08.2010, № 427 от 17.07.2012, поскольку в судебном заседании вопрос о ничтожности зарегистрированных сторонами договоров аренды в установленном порядке не ставился. В канцелярию суда от истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела. В своем отзыве истец считает, что обжалуемый судебный акт вынесен законно и обоснованно. В судебном заседании представитель истца на доводы апелляционных жалоб возражал. Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств. Материалами дела установлено, что Администрация (Арендодатель) и ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» (Арендатор) заключили следующие договоры аренды: №315 от 09.08.2010 на аренду земельного участка с кадастровым номером 25:27:030106:699 площадью 914 кв.м, находящегося по адресу: г. Артем, ул. Ульяновская, 3/3; №316 от 09.08.2010 на аренду земельного участка с кадастровым номером 25:27:100101:746 площадью 422 кв.м, находящегося по адресу: г.Артем, ул. Бикинская, 1; №321 от 10.08.2010 на аренду земельного участка с кадастровым номером 25:27:060102:445 площадью 3537 кв.м, находящегося по адресу: г. Артем, ул. Михайловская, 3/3; №427 от 17.07.2012 на аренду земельного участка с кадастровым номером 25:27:100101:1172 площадью 923 кв.м, находящегося по адресу: г. Артем, ул. Каширская, 23а (далее по тексту - договоры аренды № 315 от 09.08.2010, №316 от 09.08.2010, № 321 от 10.08.2010, № 427 от 17.07.2012). Земельные участки были переданы арендатору по актам приема-передачи. В указанных договорах аренды установлена ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка. Истец направил в адрес Главы Артемовского городского округа письмо №05-06-584/13 от 13.11.2013 с предложением произвести перерасчет ставки арендной платы с 02.07.2013 по договорам аренды № 315 от 09.08.2010, № 316 от 09.08.2010, № 321 от 10.08.2010, № 427 от 17.07.2012 в размере 0,7% от кадастровой стоимости на основании приказа Минэкономразвития Российской Федерации №217 от 23.04.2013. Администрация Артемовского городского округа 27.12.2013 направила в адрес истца письмо №30-18/3163, в котором уведомляло о том, что согласно Приказу Минэкономразвития Российской Федерации от 23.04.2013 №217 применение данных документов относится к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации, в связи с чем основания для перерасчета стоимости арендной платы по договорам аренды отсутствуют. Истец, полагая, что ответчик неосновательно обогатился за его счет, обратился в Арбитражный суд Приморского края с настоящим иском. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим. Отношения сторон спора регулируются нормами главы 34 «Аренда» Гражданского кодекса РФ (далее по тексту – ГК РФ). Согласно абзацу 1 статьи 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В силу части 1 статьи 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается. В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. При этом согласно части 4 статьи 22 ЗК РФ общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации. Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (действовавшим в спорный период) были отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Во исполнение требований статей 22 и 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 № 582. К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей. Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами. В соответствии с пунктом 5 «Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», утвержденных Постановлением № 582, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации. В Приказе Минэкономразвития Российской Федерации от 23.04.2013 №217 установлена ставка арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов. Согласно разъяснениям пункта 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Таким образом, поскольку земельные участки по договорам аренды №315 от 09.08.2010, №316 от 09.08.2010, № 321 от 10.08.2010, № 427 от 17.07.2012 предоставлены для размещения объектов технического и инженерного обеспечения предприятий, в том числе насосной, теплового пункта ЖП, то к данным договорам аренды земельных участков применимы положения вышеуказанного приказа Минэкономразвития России от 23.04.2013 № 217. Указанный приказ введен в действие с 02.07.2013. В силу части 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Таким образом, поскольку спорные земельные участки предоставлены по договорам аренды № 315 от 09.08.2010, №316 от 09.08.2010, № 321 от 10.08.2010, № 427 от 17.07.2012 и фактически используются в целях размещения объектов теплоснабжения, технического и инженерного обеспечения предприятий, в том числе насосной, теплового пункта ЖП, то годовой размер арендной платы по договорам в отношении указанных земельных участков не должен превышать 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, что соответствует размеру арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015 по делу n А51-27133/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июль
|