Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2015 по делу n А59-6082/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А59-6082/2014

02 апреля 2015 года

Резолютивная часть постановления оглашена 31 марта 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 02 апреля 2015 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Е.Н. Номоконовой,

судей О.Ю. Еремеевой, С.В. Гуцалюк,

при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Сахалинской области,

апелляционное производство № 05АП-1802/2015

на решение от 16.02.2015

судьи К.Ф. Мухаметшина

по делу № А59-6082/2014 Арбитражного суда Сахалинской области

по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Сахалинской области (ИНН 6501154330, ОГРН 1046500650767, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 15.12.2004)

к Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области» (ИНН 6501156031, ОГРН 1056500617370, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 01.03.2005)

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии: извещённые надлежащим образом стороны в суд не явились;

УСТАНОВИЛ:

Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Сахалинской области (далее – Росздравнадзор, административный орган) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о привлечении федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области» (далее – Учреждение) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением арбитражного суда от 16.02.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, административный орган обратился с рассматриваемой апелляционной жалобой, в обоснование которой сослался на то, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы и услуги являются санитарно-эпидемиологическими мероприятиями и включаются в понятие «Медицинская деятельность» и подлежат лицензированию. Утверждает, что представленными доказательствами – договорами об оказании услуги по дератизации и дезинсекции подтверждается факт осуществления медицинской деятельности без лицензии.

От Учреждения в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу. Возражая против её удовлетворения, Учреждение указало на ошибочность доводов административного органа о том, что деятельность по профилактике и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий равнозначна медицинской деятельности. Полагает, что дезинфектология может рассматриваться как медицинская услуга только при условии её оказания в рамках медицинской помощи. Считает обжалуемое решение законным и обоснованным.

От административного органа в суд апелляционной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Росздравнадзора.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учётом ходатайства административного органа рассмотрел апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей указанных лиц.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Из материалов дела коллегией установлено следующее.

01.03.2013 Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения Учреждению выдана лицензия № ФС-65-01-000415 на осуществление медицинской деятельности в соответствии с приложениями с №1 по №17 применительно к обособленным подразделениям с указанием соответствующих видов работ (услуг), в том числе – доврачебная медицинская помощь (по лабораторному делу, паразитологии); амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь (при осуществлении специализированной медицинской помощи по паразитологии); стационарная медицинская помощь (при осуществлении специализированной медицинской помощи по бактериологии, вирусологии, паразитологии).

На основании приказа от 13.11.2014 № 236-п/14 должностными лицами Управления проведена внеплановая документальная проверка Учреждения на предмет соблюдения юридическим лицом в процессе осуществления медицинской деятельности обязательных требований, установленных правовыми актами.

В ходе контрольных мероприятий, результаты которых оформлены актом проверки № 128/14 от 12.12.2014, установлено, что Учреждением не соблюдаются обязательные требования, а именно в нарушение Закона № 99-ФЗ и Положения о лицензировании медицинской деятельности оно осуществляло деятельность по проведению дезинфикционных работ, в том числе по представлению услуг по дезинфекции, составляющую медицинскую деятельность, без наличия специального разрешения (лицензии).

На основании акта проверки Управлением в отношении Учреждения составлен протокол от 18.12.2014 № 26 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

На основании статьи 23.1 КоАП РФ материалы административного производства переданы на рассмотрение в арбитражный суд, который отказал в удовлетворении требования о привлечении Учреждения к административной ответственности.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на неё, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В соответствии с подпунктом 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 (далее - Положение о лицензировании), определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково".

В силу пункта 3 Положения о лицензировании, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Приложением к указанному Положению является Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в который включен самостоятельный вид работы (услуги) - дезинфектология.

Согласно пункту 3.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.1378-03 3.5. Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности, утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 № 131, дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия. В силу пункта 3.3 Правил дезинфекционные мероприятия на объектах проводят в присутствии представителя администрации объекта (заказчика).

Как следует из письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.05.2014 № 24-1-2046856, Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1), введённым в действие Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454-ст (далее - ОКВЭД), вид деятельности 74.70.3 «Деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ», в том числе предоставление услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации зданий и транспортных средств, предусматривается как часть подкласса 74.70 «Чистка и уборка производственных и жилых помещений, оборудования и транспортных средств» класса 74 «Предоставление прочих видов услуг» раздела К «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг»", что, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), не является лицензируемым видом деятельности; однако, в соответствии с общепринятой терминологией, понятие "дезинфекция" включает в себя удаление или уничтожение возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды и рассматривается как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний; деятельность по проведению дезинфекционных работ должна рассматриваться в понятиях Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, а в понятиях Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) как профилактика инфекционных заболеваний; деятельность по проведению дезинфекционных работ, в том числе, предоставление услуг по дезинфекции, может рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность в понятиях Федерального закона N 323-ФЗ или подкласс 85.1 "Деятельность в области здравоохранения" в терминологии ОКВЭД и, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", является лицензируемой.

Письмом от 24.05.2013 № 16и-521/13 «О лицензировании дезинфектологии» Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения в связи с поступлением многочисленных обращений граждан и организаций, лицензирующих органов по вопросу лицензирования работы (услуги) по дезинфектологии, а также получением разъяснения по этому вопросу из Министерства здравоохранения Российской Федерации (от 18.04.2013 N 14-2/3027427-5709) сообщила, что понятие дезинфектологии, указанное в Перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291), применяется к организациям, проводящим санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в рамках оказания медицинской помощи. Таким образом, в случае, если организация выполняет указанную деятельность, то получение лицензии на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) "дезинфектология" является обязательным.

Таким образом, лицензированию подлежит не любая деятельность по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а только соответствующие услуги, оказываемые в рамках медицинских услуг.

В силу пункта 1 статьи 26.1 КоАП РФ в числе прочих выяснению подлежит наличие события административного правонарушения, с которым закон связывает возникновение правоотношений.

Обязанность доказывания законности оснований привлечения юридического лица к административной ответственности в силу

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2015 по делу n А51-33806/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также