Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 по делу n А51-29644/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-29644/2014

29 апреля 2015 года

Резолютивная часть постановления оглашена 23 апреля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2015 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Д.А. Глебова,

судей С.Б. Култышева, Н.А. Скрипки,

при ведении протокола секретарем судебного заседания  А.О. Филипповой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю,

апелляционное производство № 05АП-3218/2015

на решение от 10.03.2015

судьи Е.В. Карандашовой

по делу № А51-29644/2014 Арбитражного суда Приморского края

по иску администрации города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации: 12.12.2002)

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636, дата государственной регистрации: 15.01.2003)

о взыскании 35 344 806 рублей 50 копеек,

при участии:

от истца - Силин А.В. по доверенности от 22.12.2014 №1-3/4344 сроком действия до 31.12.2015, удостоверение,

от ответчика - Артамонова В.В. по доверенности от 13.03.2014 №20-17-30/34 сроком действия до 24.12.2015, удостоверение,

УСТАНОВИЛ:

Администрация  города  Владивостока обратилась в  Арбитражный суд Приморского края  с  иском о взыскании   с Российской  Федерации  в лице  Министерства финансов Российской Федерации  убытки в размере 35 344 806 рублей 50 копеек.

Решением суда от 10.03.2015 исковые требования удовлетворены в заявленном размере.

В апелляционной жалобе ответчик просил решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы привел доводы о выделении финансирования  спорных полномочий за счет субъекта Российской Федерации. Указывает на необходимость пропорционального уменьшения требований в  связи с  предоставлением  помещений гражданам, состоявшим на  учете как малоимущие и как инвалиды. Полагает, что истцом не представлено доказательств  надлежащего исполнения    своих обязанностей, наличия и  размера  вреда и наличия причинной  связи  между действиями (бездействием) и причиненным вредом.

В отзыве на апелляционную жалобу истец выразил несогласие с изложенными в ней доводами, считал обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.

В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции судом заслушаны пояснения представителей лиц, участвующих в деле. Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Представитель истца на доводы жалобы возразил по основаниями, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –  АПК РФ) правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены оспариваемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.

Из материалов дела судом установлено следующее.

Истцом в обоснование исковых требований представлены следующие документы: постановления администрации города Владивостока «О  предоставлении  жилого помещения   общей площадью  35,9  кв.м., расположенного  по адресу: улица Глинки, дом № 23, квартира № 47, по договору социального  найма Гавриловой Любови Матвеевне» от 31.12.2013 № 3880, «О  предоставлении  жилого помещения   общей площадью  35,9  кв.м., расположенного  по адресу: улица Глинки, дом № 23, квартира № 40, по договору социального  найма Гоняевой  Ларисе Геннадьевне» от 31.12.2013 № 3875, «О  предоставлении  жилого помещения   общей площадью  35,9  кв.м., расположенного  по адресу: улица Глинки, дом № 23, квартира № 53, по договору социального  найма Бондаренко Андрею Александровичу» от 31.12.2013 № 3880,  «О  предоставлении  жилого помещения   общей площадью  35,9  кв.м., расположенного  по адресу: улица Глинки, дом № 23, квартира № 39, по договору социального  найма Косовой Тамаре Михайловне» от 27.12.2013 № 3822, «О  предоставлении  жилого помещения   общей площадью  35,9  кв.м., расположенного  по адресу: улица Глинки, дом № 23, квартира № 42, по договору социального  найма Пинигину Сергею Иннокентьевичу» от 31.12.2013 № 3872, «О  предоставлении  жилого помещения   общей площадью  35,9  кв.м., расположенного  по адресу: улица Глинки, дом № 23, квартира № 18, по договору социального  найма Сысун Надежде  Ивановне» от 26.12.2013 № 3803, «О  предоставлении  жилого помещения   общей площадью  35,9  кв.м., расположенного  по адресу: улица Глинки, дом № 23, квартира № 33, по договору социального  найма Касаткиной Галине Викторовне» от 31.12.2013 № 3862, «О  предоставлении  жилого помещения   общей площадью  35,9  кв.м., расположенного  по адресу: улица Глинки, дом № 23, квартира № 41, по договору социального  найма Нагибко Алексею Евгеньевичу» от 31.12.2013 № 3881, «О  предоставлении  жилого помещения   общей площадью  35,9  кв.м., расположенного  по адресу: улица Глинки, дом № 23, квартира № 35, по договору социального  найма Орловской Ольге Валерьевне» от 31.12.2013 № 3863, «О  предоставлении  жилого помещения   общей площадью  35,9  кв.м., расположенного  по адресу: улица Глинки, дом № 23, квартира № 13, по договору социального  найма Ягосфаровой  Светлане  Ивановне» от 27.12.2013 № 3827, «О  предоставлении  жилого помещения   общей площадью  35,9  кв.м., расположенного  по адресу: улица Глинки, дом № 23, квартира № 23, по договору социального  найма Журкину Андрею Геннадьевичу» от 31.12.2013 № 3864, «О  предоставлении  жилого помещения   общей площадью  35,9  кв.м., расположенного  по адресу: улица Глинки, дом № 23, квартира № 14, по договору социального  найма Макаренко Маргарите Юрьевне» от 31.12.2013 № 3868, «О  предоставлении  жилого помещения   общей площадью  35,9  кв.м., расположенного  по адресу: улица Глинки, дом № 23, квартира № 24, по договору социального  найма Савощенко Алексею Анатольевичу» от 31.12.2013 № 3865, договоров социального найма жилого помещения № 2230 от 10.01.2014, № 2229 от 31.12.2013,  № 2209 от 31.12.2013, № 2216 от 31.12.2013, № 2252 от 31.12.2013, № 2234 от 31.12.2013, № 2251 от 31.12.2013, № 2239 от 31.12.2013, № 2220 от 31.12.2013, № 2254 от 31.12.2013, № 2250 от 31.12.2013, № 2251 от 31.12.2013, № 2260 от 31.12.2013,  постановлений администрации города Владивостока «Об утверждении протокола от 16.12.2008 № 46 заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации  города Владивостока» от 25.12.2008 № 818, «О принятии Касаткиной  Галины  Викторовны, страдающей  тяжелыми  формами хронических заболеваний, при  которых  совместное  проживание  с ней в  одной квартире невозможно, на  учет в качестве  нуждающейся  в жилом помещении» от 26.06.2013 № 1823, «О принятии Нагибко Алексея Евгеньевича, страдающего  тяжелой  формой хронического заболевания, при  которых  совместное  проживание  с ним в  одной квартире невозможно, на  учет в качестве  нуждающейся  в жилом помещении» от 06.08.2013 № 2273, «О принятии Орловской Ольги Валерьевны, страдающей  тяжелой  формой хронического заболевания, при  которой  совместное  проживание  с ней в  одной квартире невозможно, на  учет в качестве  нуждающейся  в жилом помещении» от 18.12.2013 № 3670, «О принятии Ягосфаровой Светлане Ивановны, страдающей  тяжелой  формой хронического заболевания, при  которой  совместное  проживание  с ней в  одной квартире невозможно, на  учет в качестве  нуждающейся  в жилом помещении» от 31.10.2013 № 3139, «О принятии Журкина  Андрея Геннадьевича, страдающего  тяжелой  формой хронического заболевания, при  которой  совместное  проживание  с ним в  одной квартире невозможно, на  учет в качестве  нуждающейся  в жилом помещении» от 15.04.2013 № 1045, «О принятии Макаренко  Маргариты Юрьевны, страдающей  тяжелой  формой хронического заболевания, при  которой  совместное  проживание  с ней в  одной квартире невозможно, на  учет в качестве  нуждающейся  в жилом помещении» от 23.12.2013 № 3762, «О принятии Савощенко Алексей Анатольевича, страдающего  тяжелой  формой хронического заболевания, при  которой  совместное  проживание  с ним в  одной квартире невозможно, на  учет в качестве  нуждающейся  в жилом помещении» от 16.04.2013 № 1064, администрация города Владивостока предоставила жилые помещения по договору социального найма лицам, страдающим тяжелой  формой хронического заболевания,  при которой  совместное проживание  с ними в одной  квартире невозможно, -  Гавриловой Л.М.,  Гоняевой Л.Г., Бондаренко А.А., Косовой Т.М., Пинигину  С.И., Сысун Н.И., Касаткиной Г.В., Нагибко  А.Е., Орловской  О.В., Ягосфаровой  С.И., Журкину А.Г., Макаренко М.Ю., Савощенко А.А.

В соответствии с данными ФС Государственной статистики по Приморскому краю средняя цена одного квадратного метра общей площади всех квартир в IV квартале 2013 года на вторичном рынке жилья в г. Владивостоке составляла 75 785 рублей. Соответственно, общая стоимость предоставленного жилья  составила 35 344 806 рублей 50 копеек.

Администрация, полагая, что выполнила свою обязанность по предоставлению жилых помещений нуждающимся гражданам, однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не исполнил, расходы администрации в сумме 35 344 806 рублей 50 копеек по исполнению названных полномочий не компенсировал, обратилась в суд с рассматриваемым иском.

Согласно статье 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрена возможность установления федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации отдельных категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма.

На основании части 4 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 данной статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 4 части 1 статьи 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», установлено, что лица, страдающие заболеваниями из утвержденного Перечня, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.

В силу части 3 статьи 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

В соответствии со статьями 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 55, 60, 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов.

Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.

Согласно статье 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, в том числе обеспечение жилыми помещениями нуждающихся, вставших на учет до 01.01.2005.

Таким образом, данные положения предусматривают целевой характер субвенций, а именно на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005.

Вместе с тем, отсутствие порядка финансирования полномочий, направленных на реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 57 ЖК РФ, то есть на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, не может служить основанием

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 по делу n А51-154/2015. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также