Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2015 по делу n А51-16157/2015. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                              Дело

№ А51-16157/2015

20 октября 2015 года

Резолютивная часть постановления оглашена 13 октября 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 20 октября 2015 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Н.Н. Анисимовой,

судей А.В. Гончаровой, Е.Н. Номоконовой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЛОТС»,

апелляционное производство № 05АП-8667/2015

на решение от 25.08.2015

судьи Д.А. Самофала

по делу № А51-16157/2015 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2540188030, ОГРН 1122543024262, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 29.12.2012)

к обществу с ограниченной ответственностью «ЛОТС» (ИНН 2536004642, ОГРН 1022501298742, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 06.12.2002)

о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ (протокол от 03.07.2015 №524),

при участии:

от ООО «ЛОТС»: адвокат Горовая Л.Г. по доверенности от 10.04.2015 сроком на 3 года;

от Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: представитель Чернякова О.С. по доверенности от 29.12.2014 №52/01/04-02/07, сроком до 31.12.2015;

УСТАНОВИЛ:

Инспекция регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее – заявитель, инспекция, административный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ЛОТС» (далее – общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс).

          Решением арбитражного суда от 25.08.2015 заявленные требования удовлетворены, и общество на основании части 6 статьи 19.5 КоАП РФ привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50000 руб.

          Обжалуя в порядке апелляционного производства указанное решение суда, общество просит его отменить, как принятое с нарушением норм материального права. Ссылаясь на письмо Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 22.12.2014 №27122СП, пояснило, что ранее выданное предписание не может быть им исполнено, поскольку градостроительным законодательством не предусмотрена возможность получения разрешения на реконструкцию объекта, который уже фактически реконструирован. Полагает, что материалами административного дела вина общества в совершении административного правонарушения по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ не доказана, так как им приняты все зависящие от него меры для исполнения ранее выданного предписания, в том числе в уполномоченный орган направлено заявление о выдаче разрешения на реконструкцию, которое оставлено органом местного самоуправления без удовлетворения, а в арбитражный суд подан иск о признании права собственности на самовольную постройку (реконструкция объекта капитального строительства), который ещё не рассмотрен. Учитывая изложенное, а также обстоятельства аналогичного дела №А51-7556/2015, общество просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об отказе в привлечении к административной ответственности.

          В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

          Инспекция в представленном в материалы дела письменном отзыве, поддержанном в судебном заседании, на доводы апелляционной жалобы возразила, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

          В судебном заседании 06.10.2015 судом апелляционной инстанции на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) был объявлен перерыв до 13.10.2015, о чем лица, участвующие в деле, были извещены путем размещения соответствующей информации на сайте суда.

          Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в силу следующего.

          На основании распоряжения от 23.03.2015 №194-п инспекцией в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки исполнения ранее выданного предписания от 15.12.2014 №04/401/14 сроком исполнения до 15.03.2015 по факту выявленных нарушений на объекте капитального строительства «Реконструкция торгово-развлекательного комплекса реконструированного городка отдыха «Жемчужный», расположенного по адресу: г. Владивосток, бухта Лазурная, 19. Результаты проверки оформлены актом №194-п от 31.03.2015.

          В ходе проверки административным органом установлено, что предписание от 15.12.2014 №04/401/14 не исполнено, в том числе: в нарушение статей 51, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) не предоставлено положительное заключение экспертизы проектной документации (пункт 1) и не предоставлено разрешение на реконструкцию (строительство) объекта (пункт 2).

          По итогам проверки обществу выдано новое предписание №118 от 31.03.2015 о необходимости в срок до 01.07.2015 представить положительное заключение экспертизы проектной документации и разрешение на строительство (реконструкцию).

          Проверка указанного предписания проведена инспекцией на основании распоряжения от 03.06.2015 №411-п с оформлением акта проверки №411-п от 03.07.2015, согласно которому административный орган установил, что ранее выданное предписание №118 от 31.03.2015 не исполнено.

          С учетом изложенного заявитель сделал вывод о том, что в действиях (бездействии) общества имеются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

          03.07.2015 по данному факту инспекция составила протокол об административном правонарушении №524 и в порядке части 3 статьи 23.1 Кодекса направила материалы административного дела в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.

          Решением арбитражного суда от 25.08.2015 по делу №А51-16157/2015 общество было привлечено к административной ответственности за неисполнение предписания №118 от 31.03.2015 ввиду подтверждения факта неисполнения данного предписания материалами дела.

          Между тем судом первой инстанции не учтено следующее. 

          В силу части 6 статьи 19.5 Кодекса административная ответственность предусмотрена за неисполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

          Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).

          Субъектом административного правонарушения в данном случае выступает юридическое лицо, не выполнившее в установленный срок законное предписание.

          Объективная сторона предусматривает невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

          По правилам пункта 1 части 1 статьи ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется, в том числе при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 данного Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.

          Согласно пункту 1 части 2 этой же статьи предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

          В соответствии с частью 6 статьи 54 ГрК РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.

          Пунктом 3 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 (далее – Положение №54), установлено, что задачей государственного строительного надзора является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушения соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

          Таким образом, законность соответствующего правоприменительного акта выступает важным квалифицирующим признаком административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

          Из протокола об административном правонарушении №524 от 03.07.2015 усматривается, что обществу вменяется в вину неисполнение в срок до 01.07.2015 предписания №118 от 31.03.2015, которым последнему было предписано представить положительное заключение экспертизы проектной документации (основание - статьи 49, 52 ГрК РФ) и представить разрешение на строительство (реконструкцию) (основание - статья 51 ГрК РФ).

          Поводом для проведения проверки в марте 2015 года, результатом чего явилась выдача предписания №118 от 31.03.2015, явилась проверка ранее выданного предписания №04/401/14 от 15.12.2014.

          Оценив данные обстоятельства в соответствии со статьей 71 АПК РФ в совокупности с материалами дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что материалами дела состав вменяемого административного правонарушения не доказан, так как основания для выдачи обществу предписания №118 от 31.03.2015 у инспекции отсутствовали в силу следующего.

          По правилам частей 1, 2 статьи 51 ГрК РФ строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

          Полномочиями по выдаче разрешения на строительство в соответствии с частью 4 статьи 51 ГрК РФ наделены органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

          Согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ получению разрешения на строительство предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

          Проектная документация должна осуществляться на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 11 статьи 48 ГрК РФ).

          Частью 1 статьи 49 ГрК РФ предусмотрено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 названной статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.

          Совокупный анализ названных норм права показывает, что застройщик вправе приступить к строительству либо к реконструкции объекта капитального строительства только после получения разрешения на строительство (реконструкцию) такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства. При этом предоставление застройщиком предусмотренных в статье 51 ГрК РФ документов, необходимых для строительства (реконструкции) является обязательным и исполнение такой обязанности необходимо совершить перед началом строительства (реконструкции).

          Из материалов дела усматривается, и заявителем жалобы не отрицается, что обществом произведена реконструкция торгово-развлекательного комплекса, расположенного по адресу: г. Владивосток, бухта Лазурная, 19, и принадлежащего последнему на праве собственности согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14.07.2010 серия 25-АБ №402741, в отсутствие положительного заключения экспертизы проектной документации

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2015 по делу n А59-1229/2015. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также