Постановление пятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2010 n 05ап-5208/2010 по делу n а24-1832/2010 по делу о взыскании долга за выполненные работы по государственному контракту и процентов за пользование чужими денежными средствами.суд первой инстанции арбитражный суд камчатского края

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2010 г. N 05АП-5208/2010
Дело N А24-1832/2010
Резолютивная часть постановления оглашена 18 октября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2010 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: К.П. Засорина
судей: И.Л. Яковенко, С.В. Шевченко
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е.А. Хоменко
при участии: стороны не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Казенного предприятия Камчатского края "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог"
апелляционное производство N 05АП-5208/2010
на решение от 06.08.2010
судьи Э.Ю. Ферофонтовой
по делу N А24-1832/2010 Арбитражного суда Камчатского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Камчатская механизированная колонная-87"
к Казенному предприятию Камчатского края "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог", Министерству строительства Камчатского края, Министерству финансов Камчатского края
о взыскании 3 952 231 руб. 76 коп.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Камчатская механизированная колонна-87" (далее - ООО Камчатская механизированная колонна-87") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением о взыскании с Государственного унитарного предприятия Камчатского края "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог" 3 952 231 руб. 76 коп., из них: 3 411 771 руб. 76 коп. - основного долга, 540 460 руб. - процентов за пользование чужими денежными средствами.
Определением суда от 07.06.2010 ответчиком по делу признано казенное предприятие Камчатского края "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог". Этим же определением в порядке статьи 46 АПК РФ в качестве соответчиков привлечены Министерство строительства Камчатского края и Министерство финансов Камчатского края.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 06.08.2010 по делу N А24-1832/2010 с казенного предприятия Камчатского края "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог" в пользу ООО "Камчатская механизированная колонна-87"взыскано 3 411 771 руб. 76 коп. долга. В удовлетворении остальной части исковых требований к Казенному предприятию Камчатского края "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог" отказано. В удовлетворении исковых требований к Министерству строительства Камчатского края и Министерству финансов Камчатского края отказано.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, казенное предприятие Камчатского края "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог" обратилось с апелляционной жалобой о его отмене и принятии по делу нового судебного акта. В обоснование жалобы заявитель указывает, что по государственному контракту N 46/ГК от 07.07.2008 казенное предприятие Камчатского края "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог" выступало от имени публично-правового образования - Камчатский край. Государственным заказчиком и главным распорядителем бюджетных средств по объекту выступало Министерство строительства Камчатского края. Казенное предприятие Камчатского края "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог" осуществляло функции заказчика-застройщика, осуществляло технический надзор за строительством. Оплата по договору производилась заказчиком-застройщиком в соответствии с выделенными главным распорядителем денежными средствами. Таким образом, должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само публично-правовое образование в лице уполномоченного органа, у которого находятся выделенные для оплаты указанных работ бюджетные средства. Образовавшаяся задолженность не могла быть погашена ввиду недофинансирования со стороны Министерства строительства Камчатского края.
От Министерства финансов Камчатского края в адрес суда поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором соответчик указал, что источник финансирования объекта строительства (бюджетные средства) не свидетельствуют о том, что Министерство строительства Камчатского края и заказчик-застройщик являются солидарными должниками. Министерство финансов Камчатского края указало на неправомерность увеличения цены контракта до 16 762 212 руб. 70 коп., поскольку в контракте определена цена 13 252 202 руб. 40 коп., а п. 6 ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" допускает увеличение цены контракта не более чем на десять процентов. Акты приемки выполненных работ не соответствуют требованиям контракта (п. 9.2).
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2010 рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось на основании ч. 1 ст. 158 АПК РФ.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции 18.10.2010 стороны явку представителей не обеспечили, в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие на основании имеющихся в материалах дела доказательств.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, между Государственным унитарным казенным предприятием Корякского автономного округа "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог" - ныне Казенное предприятие Камчатского края "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог" (заказчик) и ООО "Камчатская механизированная колонна-87" (подрядчик) заключен государственный контракт N 46/ГК от 07.07.2008, по условиям которого подрядчик в счет оговоренной статьей 3 контракта стоимости принял на себя обязанности выполнить за свой риск собственными и привлеченными силами и средствами комплекс работ по объекту:
1. "Жилой район в с. Тиличики Олюторского МО КАО для жителей пострадавших от землетрясения 21 апреля 2006 года". Первая очередь строительства. Реконструкция существующих высоковольтных сетей.
2. "Жилой район в с. Тиличики Олюторского МО КАО для жителей пострадавших от землетрясения 21 апреля 2006 года". Вторая очередь строительства. Административно-бытовой комплекс поз.60.
3. "Жилой район в с. Тиличики Олюторского МО КАО для жителей пострадавших от землетрясения 21 апреля 2006 года". Вторая очередь строительства. Специализированная школа-интернат на 50 мест поз.70.
4. "Жилой район в с. Тиличики Олюторского МО КАО для жителей пострадавших от землетрясения 21 апреля 2006 года". Вторая очередь строительства. Высоковольтные сети 6 кВ.
5. "Жилой район в с. Тиличики Олюторского МО КАО для жителей пострадавших от землетрясения 21 апреля 2006 года". Вторая очередь строительства. Наружное освещение.
6. "Жилой район в с. Тиличики Олюторского МО КАО для жителей пострадавших от землетрясения 21 апреля 2006 года". Вторая очередь строительства. Низковольтные сети 0,4 кВ, в соответствии с условиями контракта, проектной документацией, включая возможные работы, определенно в нем не упомянутые, но необходимые для выполнения работ по настоящему контракту.
В соответствии с п. 3.1 контракта общая стоимость выполняемых работ по контракту, указанных в локальной смете (в том числе: материалы, изготовление, транспортировка до строительной площадки, разгрузка на стройплощадке, оборудование, командировочные затраты, временные здания и сооружения), налоги и сборы, действующие в РФ на момент подписания контракта, составляет 16 762 212 руб. 10 коп., в том числе НДС.
В силу пункта 5.2 контракта заказчик производит оплату по мере и пропорционально выполненным работам, для чего предоставляет заказчику следующие документы: акт выполненных работ ф-2 - 3 экз. (3 ориг.), справку о стоимости выполненных работ и затрат ф-3 - 3 экз. (3 ориг.). После подписания заказчиком указанных в пункте 5.2 документов, подрядчик в течение 2 (двух) рабочих дней предоставляет заказчику: счета подрядчика на сумму выполненных работ - 3 экз. (3 ориг.), счета-фактуры на выполненные работы - 3 экз. (3 ориг.) (пункт 5.3 контракта).
В пункте 6.1 контракта стороны согласовали следующие сроки выполнения строительных работ: начало работ - 07.07.2008, окончание работ - 30.11.2008.
Факт выполнения подрядчиком предусмотренных контрактом работ на общую сумму 16 762 212 руб. 70 коп. подтверждается подписанными подрядчиком и заказчиком без замечаний и возражений справками о стоимости выполненных работ и затрат (т. 1, л.д. 37 - 46).
Как следует из пояснений истца, и ответчиками не оспаривается, по состоянию на 29.04.2010 сумма оплаты за выполненные истцом по государственному контракту N 46/ГК от 07.07.2008 работы составила 13 320 190 руб. 46 коп.
Наличие у ответчика перед истцом суммы долга в размере 3 411 771 руб. 76 коп. подтверждается двухсторонним актом сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2009 между ООО Камчатская механизированная колонна-87" и казенным предприятием Камчатского края "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог" по договору N 46/ГК от 07.07.2008.
При изложенных обстоятельствах, поскольку факт выполнения истцом работ на сумму 16 762 212 руб. 70 коп. подтверждается материалами дела и ответчиками не оспаривается, а доказательства оплаты образовавшейся задолженности в размере 3 411 771 руб. 76 коп. в материалы дела не представлены, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований в части взыскания основного долга на основании ст. ст. 309, 740, 763 ГК РФ за счет казенного предприятия Камчатского края "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог".
Доводы заявителя апелляционной жалобы о необходимости возложения обязанности по оплате на Министерство строительства Камчатского края подлежит отклонению, поскольку последнее стороной государственного контракта N 46/ГК от 07.07.2008 не является, а пунктами 5.1, 5.4 контракта предусмотрено, что платежи осуществляются заказчиком, то есть казенным предприятием Камчатского края "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог".
Согласно договору от 03.03.2008 N 15 Министерство строительства Камчатского края приняло на себя обязанности по перечислению казенному предприятию Камчатского края "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог" бюджетных средств на счет, открытый в управлении федерального казначейства, по мере их поступления и в пределах выделенных бюджетных ассигнований из федерального и краевого бюджета в объеме, указанном в пункте 1.2 договора для оплаты выполненных объемов работ по объектам (подпункт 2.1.2 договора), однако, те обстоятельства, что источником финансирования объекта строительства являются бюджетные средства, а главным распорядителем - Министерство строительства Камчатского края, не свидетельствуют о том, что на Министерство строительства Камчатского края может быть возложена обязанность по оплате выполненных работ по государственному контракту N 46/ГК от 07.07.2008.
Таким образом, судом правомерно отказано в удовлетворении требований к Министерству строительства Камчатского края и Министерству финансов Камчатского края.
Помимо требования о взыскании основного долга, истцом заявлено о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 ГК РФ за период с 29.12.2008 по 28.04.2010 в размере 540 460 руб.
В соответствии со статьей 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Согласно статье 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Из материалов дела следует, что ответчик - казенное предприятие Камчатского края "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог", осуществлял оплату выполненных истцом работ с учетом перечисленных Министерством строительства Камчатского края бюджетных средств.
При этом материалами дела подтверждается, что ответчик неоднократно обращался к Министерству строительства Камчатского края о необходимости выделения средств для погашения задолженности перед истцом, а также о возможном перераспределении выделенных средств для погашения задолженности перед истцом (письма от 12.09.2008 N 585, от 12.09.2008 N 591, от 30.01.2009 N 63, от 16.03.2009 N 207, от 06.07.2009 N 574, от 05.05.2010 N 281).
Кроме того, аналогичные просьбы направлялись ответчиком в Министерство финансов Камчатского края (письма от 19.01.2009 N 36, от 05.03.2009 N 181).
Таким образом, ответчиком принимались все возможные меры к надлежащему исполнению взятых на себя обязательств перед истцом по своевременному погашению задолженности, в связи с чем суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами.
Подлежит отклонению довод Министерства финансов Камчатского края о неправомерности увеличения цены контракта до 16 762 212 руб. 70 коп., поскольку в материалы дела представлен подписанный между государственным унитарным казенным предприятием Корякского автономного округа "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог" - ныне казенное предприятие Камчатского края "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог" (заказчик) и ООО "Камчатская механизированная колонна-87" (подрядчик) государственный контракт N 46/ГК от 07.07.2008, пунктом 3.1 которого предусмотрена стоимость в 16 762 212 руб. 10 коп. (т. 1, л.д. 55 - 68). Подлинность указанного контракта ответчиками не оспорена, возражений относительно цены контракта не заявлялось. Таким образом, увеличение стоимости контракта более чем на 10% не имеет места быть.
Ссылка Министерства финансов Камчатского края на несоответствие Актов приемки выполненных работ требованиям пункта 9.2 контракта не принимается, поскольку факт выполнения работ истцом и принятие результата ответчиком подтверждается материалами дела, в связи с чем, у последнего возникло денежное обязательство по оплате выполненных истцом и имеющихся для ответчика потребительскую ценность работ.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, либо являются безусловным основанием для его отмены, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах основания для изменения или отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 06.08.2010 по делу N А24-1832/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Казенного предприятия Камчатского края "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий:
К.П.ЗАСОРИН
Судьи:
И.Л.ЯКОВЕНКО
С.В.ШЕВЧЕНКО

Постановление пятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2010 n 05ап-5152/2010 по делу n а24-2752/2010 по делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 10.6 коап рф за несоблюдение ветеринарно-санитарных правил.суд первой инстанции арбитражный суд камчатского края  »
Читайте также