Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2008 по делу n 07АП-706/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Томск                                                                                                             Дело № 07АП-706/08

«28» февраля 2008 года

Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2008 года

Постановление в полном объеме изготовлено 28 февраля 2008 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - судьи Усенко Н.А.,

судей: Музыкантовой М.Х., Усаниной Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.,

при участии:

от заявителя: Вершинина И.Л. по доверенности от 01.03.2005г., Татариновой Н.В. (распоряжение от 01.02.2008г. №5-к), Марковской О.В. по доверенности от 27.02.2008г.,

от административного органа – без участия,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

Муниципального предприятия «Водо-канализационное хозяйство Яшкинского района» Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28 декабря 2007 года по делу № А27-17/2008-5 (судья Смычкова Ж.Г.) по заявлению Муниципального предприятия «Водо-канализационное хозяйство Яшкинского района» к государственному инспектору Кемеровской области по охране природы, государственному инспектору Кемеровской области по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов об оспаривании постановления №1П/11/2007 от 03.12.2007г.,

У С Т А Н О В И Л:

Муниципальное предприятие «Водо-канализационное хозяйство Яшкинского района» Кемеровской области (далее - МП «ВКХ Яшкинского района») обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о призна­нии незаконным и об отмене постановления госу­дарственного инспектора Кемеровской области по охране природы, государственного инспек­тора Кемеровской области по контролю и надзору за использованием и охраной водных объ­ектов №1П/11/2007 от 03.12.2007 г. о привлечении к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области  от 28.12.2007г. (резолютивная часть объявлена 27.12.2007г.) в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, МП «ВКХ Яшкинского района» подало апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28.12.2007г. отменить полностью и прекратить производство по делу, в связи с неполным выяснением и недоказанностью обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными. Податель апелляционной жалобы считает не основанным на каких-либо доказательствах вывод суда о том, что не является существенным нарушение срока вынесения Кемеровским межрайонным природоохранным прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.11.2007г., кроме того, полагает, что при рассмотрении дела судом: необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства заявителя о вызове в судебное заседание Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора и о привлечении к участию в деле Управления Ростехнадзора по Кемеровской области; не установлена форма вины МП «ВКХ Яшкинского района»; не доказано, что юридическое лицо не приняло все зависящие от него меры по внесению в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду; не рассмотрены доказательства в подтверждение позиции МП «ВКХ Яшкинского района» о невозможности внесения указанной платы до принятия Управлением Ростехнадзора по Кемеровской области оформленного расчета. По мнению заявителя, оспариваемое поста­новление о привлечении к административной ответственности вынесено с нарушением действующего законодательства, нарушает права и законные интересы юридического лица на свободу экономической деятельности, а также незаконно возлагает на него обязанность по уплате штрафа.

В судебное заседание представитель административного органа не явился, представил заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие.

В судебном заседании представители МП «ВКХ Яшкинского района» апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям.

Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, определив в соответствии со статьями 156  (частью 3), 210 (частью 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствии не явившего представителя административного органа, суд апелляционной инстанции считает, что решение от 28.12.2007г. подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения, исходя из следующего.

Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана им правильная оценка и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Как следует из материалов дела, 16.11.2007г. Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор, рассмотрев поступившую из Управления Ростехнадзора по Кемеровской области информацию о непредставлении МП «ВКХ Яшкинско­го района» администратору платежей расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2007г. и невнесении в бюджет платы за негативное воздействие за указанный период, вынес постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и направил его для рассмотрения в Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области.

Государственный инспек­тор Кемеровской области по контролю и надзору за использованием и охраной водных объ­ектов, госу­дарственный инспектор Кемеровской области по охране природы, усмотрев в действиях МП «ВКХ Яшкинско­го района» состав административного правонарушения, вынес постановление №1П/11/2007 от 03.12.2007г. о привлечении МП «ВКХ Яшкинско­го района» к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 80 000 рублей за неисполнение обязанности по внесению в срок до 20.10.2007г. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2007г.

МП «ВКХ Яшкинско­го района» с постановлением о привлечении к административной ответственности не согласилось и обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о призна­нии его незаконным и об отмене данного постановления.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих норм права и обстоятельств дела.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 16 настоящего Федерального закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; размещение отходов производства и потребления.

Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".

Пунктом 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632, определено, что перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004г. №401 предусмотрено, что нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006г. №557 установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (статья 8.41 КоАП РФ).

Как следует из постановления №1П/11/2007 о назначении административного наказания, МП «ВКХ Яшкинско­го района» вменяется в вину то, что при осуществлении уставной деятельности (эксплуатация канализационных сетей, распределение воды среди потребителей, отвод бытовых сточных вод) предприятие оказывает негативное воздействие на окружающую среду в виде сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, однако плату за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2007г. в установленный срок (до 20.10.2007г.) не уплатило.

Факт невнесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2007г. подтвержден материалами дела (постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 16.11.2007г., протоколом № 41 от 28.08.2007 г. об исследовании питьевой воды, протоколом № 42 от 28.08.2007 г. об исследовании сточной воды, расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2007 года, объяснениями энергетика МП «ВКХ Яшкинско­го района» Иванова В.И., платежным поручением № 78 от 03.12.2007г., карточкой лицевого счета за период с 01.01.2005 по 14.11.2007) и признан МП «ВКХ Яшкинско­го района» в судебном заседании апелляционной инстанции.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии вины МП «ВКХ Яшкинско­го района» в совершении административного правонарушения рассмотрен и отклонен, как необоснованный.

Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правона­рушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное дейст­вие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установ­лена административная ответственность.

Согласно статье 2.2 настоящего Кодекса административное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ, является формальным. Для формальных составов правонарушений характерна умышленная вина. Она заключается в осознании виновным лицом противоправного характера совершаемого действия или бездействия.

Частью 2 статьи 2.1 Кодекса предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Ссылка заявителя на невозможность внесения МП «ВКХ Яшкинского района» платы за негативное воздействие на окружающую среду в связи с возвращением своевременно представленного расчета для доработки не может быть принята судом в качестве доказательства об обстоятельствах, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Действующее законодательство не устанавливает обязанность плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду согласовывать расчет платы с территори­альными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и не ставит в зависимость уплату платы за негативное воздействие на окружающую среду от согласования расчета платы с территориальными органами Ростехнадзора.

Довод апелляционной жалобы о том, что МП «ВКХ Яшкинского района» не имело возможности уплатить плату за 3 квартал 2007г. в установленный законом срок, поскольку не было своевременно ознакомлено с письмом Ростехнадзора от 04.09.2007г. №04-09/1242 является несостоятельным, поскольку вышеназванное письмо не носит нормативный характер и является разъяснением действующего законодательства по конкретному запросу.

Кроме того, о недопустимости нарушения сроков внесения в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам 3 и 4 кварталов 2007г. Кемеровским природоохранным прокурором 27.09.2007г. было вынесено предостережение директору МП «ВКХ Яшкинского рай­она», в котором зафиксированы как выявленные факты осуществления МП «ВКХ Яшкинского района» деятельности, связанной с выбросами вредных веществ атмосферу, сбросами загрязняющих веществ в поверхностный водный объект, а также деятельности в области обращения с отходами производства и потребления, в отсутствие разрешения на выбросы, лимитов на размещение отходов и решения о предоставлении водного объекта в пользование, так и нарушения юридическим лицом сроков внесения в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2005, 2006, 1-2 кварталах 2007г.

Согласно расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2007г. предприятие самостоятельно в октябре 2007

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2008 по делу n А27-9805/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также