Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2008 по делу n 07АП-5801/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24. П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № 07АП-5801/08 15.10.2008г. Резолютивная часть постановления оглашена 13.10.2008г. Постановление в полном объеме изготовлено 15.10.2008г. Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Зенкова С.А., судей: Кулеш Т.А., Хайкиной С.Н., при ведении протокола судебного заседания судей Кулеш Т.А., при участии: от заявителя: Штырева А.А. по доверенности от 02.05.07г., ордер № 297/08 от 13.10.08г., удостоверение адвоката № 676, от заинтересованного лица: Логачевой Е.Г. по доверенности № 4 от 20.12.07г., паспорт, рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу и ОАО «Гилевский элеватор» на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07.08.08г. по делу № А45-3351/2008-24/84 по заявлению ОАО «Гилевский элеватор» к Управлению Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу о признании действий незаконными, УСТАНОВИЛ: Открытое акционерное общество «Гилевский элеватор» (далее по тексту - ОАО «Гилевский элеватор», общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании незаконными действия Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу (далее – по тексту заинтересованное лицо, Управление) по взысканию штрафных санкций в размере 4 175 340 руб., о признании инкассового поручения № 2 от 05.02.2008г. не подлежащим исполнению и об обязании Управления произвести возврат заявителю денежных средств в сумме 1 995 934 руб. 26 коп., также просил взыскать с заинтересованного лица в пользу заявителя судебные расходы в сумме 480 руб. за получение информации в органах статистики. Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 07.08.08г. по делу № А45-3351/2008-24/84 признаны незаконными действия Управления по взысканию с ОАО «Гилевский элеватор» штрафа в сумме 700 996,56 руб., инкассовое поручение Управления №2 от 05.02.2008г. признано не подлежащим исполнению на сумму 700 996,56 руб., с Управления взысканы расходы в пользу заявителя за получение информации органах статистики в сумме 480 руб. В остальной части требований заявителю отказано. Полагая решение суда первой инстанции неправомерным, Управление и ОАО «Гилевский элеватор» обратились с апелляционными жалобами. В апелляционных жалобах Управление и общество с решением не согласились, просят его отменить, принять по делу новый судебный акт по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах. В судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица поддержали доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе. Кроме того, стороны представили отзывы на апелляционную жалобу другой стороны, в которых указали, что с доводами апелляционной жалобы другой стороны по делу не согласны, просят оставить решение суда первой инстанции без изменений в оспариваемой другой стороной части и отказать в удовлетворении апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Как следует из материалов дела, должностными лицами Сибирского территориального управления Росрезерва проведена проверка 14.11.2007г. количественной и качественной сохранности зерна государственного резерва на пункте ответственного хранения ОАО «Гилевский элеватор», по итогам которой были выявлены нарушения правил и условий хранения зерна, не обеспечение количественной сохранности зерна. Результаты проверки отражены в акте от 14.11.2007г. (л.д. 71 т. 1). Данным актом зафиксирована недостача 20 200 тонн пшеницы, в том числе: 18 946 тонн урожая 2005г. и 1 254 тонны урожая 2006 года. В адрес общества было выставлено инкассовое поручение № 8 от 28.11.2007г. о взыскании с ОАО «Гилевский элеватор» штрафных санкций в размере 590 850 руб. за период с 14.11.2007г. по 28.11.2007г. В связи с тем, что проверкой факт недостачи зерна госрезерва был установлен на 31.07.2007г., Управлением был сделан перерасчет штрафных санкций за период с 31.07.2007г. по 28.11.2007г. и выставлено инкассовое поручение № 2 от 05.02.2008г. на сумму 4 175 340 руб. (л.д. 50 т. 1), в котором был учтен факт оплаты суммы пени 590 850 руб. (л.д. 45 т. 1) по инкассовому поручению № 8 от 28.11.2007г. (л.д. 47 т. 1). На основании указанного выше инкассового поручения с расчетного счета ОАО «Гилевский элеватор» в бесспорном порядке были списаны денежные средства в сумме 1 995 934,26 руб. Полагая незаконными действия Управления по взысканию штрафных санкций, общество обжаловало их в арбитражный суд. Суд первой инстанции, принимая решение о частичном удовлетворении заявленного требования, исходил из следующего. Учитывая, что проверкой факт самовольного расходования зерна госрезерва в количестве 20 200 тонн был установлен по состоянию на 31.07.2007г., Управлением был сделан перерасчет штрафных санкций за период с 31.07.2007г. по 28.11.2007г. и выставлено инкассовое поручение № 2 от 05.02.2008г. на сумму 4 175 340 руб. Факт оплаты суммы пени 590 850 руб. по инкассовому поручению № 8 от 28.11.2007г., уплаченному ранее, Управлением был учтен. Таким образом, суд посчитал, что период начисления пени с 31.07.2007г. (с момента возникновения недостачи зерна госрезерва) по 28.11.2007г., определенный Управлением, не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает права заявителя. Арбитражным судом установлено, что при определении размера ущерба, причиненного недостачами и хищениями, следует исходить из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба, суд пришел к выводу, что Управлением при определении размера штрафа не представлены доказательства, подтверждающие, что рыночная стоимость зерна на момент обнаружения ущерба составляла 6500 руб. за тонну (доведенной до Управления письмом Росрезерва от 26.11.2007г. № 2-04/10688). Однако, по информации Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю от 24.03.2008г. № 22-15/1235 средняя цена реализации сельскохозяйственными организациями Алтайского края пшеницы в ноябре 2007 года с НДС составила 5 544 руб. за тонну, что на 956 руб. меньше стоимости, используемой в расчете штрафных санкций. В связи с чем, суд решил, что сумма штрафа, указанная в инкассовом поручении № 2 от 05.02.2008г. завышена на 700 996,56 руб. Учитывая изложенное, суд указал в решении, что действия Управления по взысканию с ОАО «Гилевский элеватор» штрафа в сумме 700 996,56 руб. являются незаконными, а инкассовое поручение Управления № 2 от 05.02.2008г. - не подлежащим исполнению на сумму 700 996,56 руб. В связи с тем, что с ОАО «Гилевский элеватор» по инкассовому поручению № 2 от 05.02.2008г. были списаны денежные средства в сумме 1 995 934,26 руб., что не превышает сумму штрафа, рассчитанную исходя из рыночной стоимости пшеницы согласно информации органов статистики (3 474 343,44 руб.), суд пришел к выводу, что в требовании общества об обязании Управления произвести возврат денежных средств в сумме 1 995 934,26 руб. следует отказать. Кроме того, суд пришел к выводу, что требование ОАО «Гилевский элеватор» о взыскании с заинтересованного лица расходов за получение информации в органах статистики в сумме 480 руб. подлежат удовлетворению. Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционная инстанция считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения. Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв), согласно Положению о нем, утвержденному Постановлением Правительства от 23 июля 2004г. № 373, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере управления государственным материальным резервом. В ведении Росрезерва находятся организации, перечень которых утвержден Правительством. Свою деятельность Агентство осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы. Управление Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу является территориальным органом Федерального агентства по государственным резервам и входит в единую федеральную систему государственного материального резерва. Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.1994г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, его территориальными органами и подведомственными организациями. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственном материальном резерве» под закладкой материальных ценностей в госрезерв понимается принятие материальных ценностей для хранения в государственном резерве. При этом, из положений ст. 3 Федерального закона от 29.12.1994г. № 79-ФЗ следует, что госрезерв предназначен для обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации; обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; оказания государственной поддержки различным отраслям народного хозяйства, организациям, субъектам Российской Федерации в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке; оказания гуманитарной помощи; оказания регулирующего воздействия на рынок. Согласно статье 6 Федерального закона от 29.12.1994г. № 79-ФЗ в составе государственного резерва образуется неснижаемый запас материальных ценностей (постоянно поддерживаемый объем их хранения). Номенклатура и объем материальных ценностей, подлежащих хранению в неснижаемом запасе государственного резерва, а также порядок использования неснижаемого запаса устанавливаются Правительством Российской Федерации. В силу пункта 8 статьи 16 Федерального закона от 29.12.1994г. № 79-ФЗ за необеспечение количественной сохранности материальных ценностей государственного резерва с организаций - ответственных хранителей взыскиваются пени в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от стоимости недостающих материальных ценностей за каждый день до полного восстановления их запасов в государственном резерве. Взыскание неустоек, предусмотренных пунктами 2, 3, 4, 5, 8 и 12 настоящей статьи, осуществляется в бесспорном порядке (пункт 16 статьи 16 Федерального закона от 29.12.1994г. № 79-ФЗ). Приказом Федерального агентства по государственным резервам от 30.03.07 г. №38 «Об утверждении порядка ведения бюджетного учета в бюджетных учреждениях системы государственного материального резерва» установлено, что при определении размера ущерба, причиненного недостачами и хищениями, следует исходить из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов. Из материалов дела следует, что 28.08.1996г. между ОАО «Гилевский элеватор» и Западно-Сибирским территориальным управлением Роскомрезерва был заключен договор № 11/13 ответственного хранения государственного резерва хлебопродуктов (л.д. 57 т.1). Пунктом 4.2 данного договора «ответхранитель» обеспечивает неприкосновенность, полную количественную и качественную сохранность хлебопродуктов госрезерва и не вправе без наряда органа госрезерва, пользоваться для собственных нужд переданными ему на хранение хлебопродуктами госрезерва, а также не имеет права самостоятельно заключать в отношении хлебопродуктов госрезерва сделки купли, продажи, обмена, аренды и отчуждения их в любых формах, включая акционирование. Однако, проверкой установлена недостача 20 200 тонн пшеницы, в том числе: 18 946 тонн урожая 2005г. и 1 254 тонны урожая 2006 года. Судом первой инстанции установлено, что проверкой факт недостачи зерна госрезерва был установлен на 31.07.2007г., Управлением произведен расчет штрафных санкций за период с 31.07.2007г. по 28.11.2007г. и выставлено инкассовое поручение № 2 от 05.02.2008г. на сумму 4 175 340 руб. В данном поручении был учтен факт оплаты суммы пени 590 850 руб. по инкассовому поручению № 8 от 28.11.2007г. (выставленному и оплаченному обществом ранее). На основании указанного выше инкассового поручения с расчетного счета ОАО «Гилевский элеватор» в бесспорном порядке были списаны денежные средства в сумме 1 995 934,26 руб. Апелляционный суд соглашается с доводом арбитражного суда, что Управлением неправомерно сделан расчет штрафа исходя из рыночной стоимости пшеницы в ноябре 2007г. в размере 6500 руб. за тонну, так как по информации Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю от 24.03.2008г. № 22-15/1235 средняя цена реализации сельскохозяйственными организациями Алтайского края пшеницы в ноябре 2007 года с НДС составила 5 544 руб. за тонну, что на 956 руб. меньше стоимости, используемой в расчете штрафных санкций. Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что сумма штрафа, указанная в инкассовом поручении № 2 от 05.02.2008г. завышена на 700 996,56 руб. В связи с тем, что с ОАО «Гилевский элеватор» по инкассовому поручению № 2 от 05.02.2008г. были списаны денежные средства в сумме 1 995 934,26 руб., что не превышает сумму штрафа, рассчитанную исходя из рыночной стоимости пшеницы согласно информации органов статистики (3 474 343,44 руб.), то в удовлетворении требования общества об обязании Управления произвести возврат денежных средств в сумме 1 995 934,26 руб. обоснованно отказано. Так как судебные расходы в размере 480 руб. подтверждены платежным поручением № 627 от 25.03.2008г., справкой органов статистики от 24.03.2008г. судом первой инстанции правомерно удовлетворено требование общества в данной части. Доводы апелляционных жалоб аналогичны доводам заявления, поданного в суд первой инстанции и отзыва на него, которым данный арбитражный суд дал надлежащую оценку. Из выше изложенного следует, что арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в оспариваемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их отмены у апелляционной инстанции не имеется. С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда первой инстанции. Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07.08.08г. по делу № А45-3351/2008-24/84 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу и открытого акционерного общества «Гилевский элеватор» - без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции. Председательствующий С.А. Зенков Судьи Т.А. Кулеш С.Н. Хайкина Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2008 по делу n 07АП-5826/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|