Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2008 по делу n 07АП-5801/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24.

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Томск                                                                                            Дело № 07АП-5801/08

15.10.2008г.

Резолютивная часть постановления оглашена 13.10.2008г.

Постановление в полном объеме изготовлено 15.10.2008г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Зенкова С.А.,

судей:                                Кулеш Т.А.,

Хайкиной С.Н.,

при ведении протокола судебного заседания судей Кулеш Т.А.,

при участии:

от заявителя: Штырева А.А. по доверенности от 02.05.07г., ордер № 297/08 от 13.10.08г., удостоверение адвоката № 676,

от заинтересованного лица: Логачевой Е.Г. по доверенности № 4 от 20.12.07г., паспорт,

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу и ОАО «Гилевский элеватор»

на решение Арбитражного суда Новосибирской области

от 07.08.08г. по делу № А45-3351/2008-24/84

по заявлению ОАО «Гилевский элеватор»

к Управлению Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу

о признании действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Гилевский элеватор» (далее по тексту - ОАО «Гилевский элеватор», общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании незаконными действия Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу (далее – по тексту заинтересованное лицо, Управление) по взысканию штрафных санкций в размере 4 175 340 руб., о признании инкассового поручения № 2 от 05.02.2008г. не подлежащим исполнению и об обязании Управления произвести возврат заявителю денежных средств в сумме 1 995 934 руб. 26 коп., также просил взыскать с заинтересованного лица в пользу заявителя судебные расходы в сумме 480 руб. за получение информации в органах статистики.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 07.08.08г. по делу                   № А45-3351/2008-24/84 признаны незаконными действия Управления по взысканию с ОАО «Гилевский элеватор» штрафа в сумме 700 996,56 руб., инкассовое поручение Управления №2 от 05.02.2008г. признано не подлежащим исполнению на сумму 700 996,56 руб., с Управления взысканы расходы в пользу заявителя за получение информации органах статистики в сумме 480 руб. В остальной части требований заявителю отказано.

Полагая решение суда первой инстанции неправомерным, Управление и ОАО «Гилевский элеватор» обратились с апелляционными жалобами.

В апелляционных жалобах Управление и общество с решением не согласились, просят его отменить, принять по делу  новый судебный акт по основаниям, изложенным в  апелляционных жалобах.

В судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица поддержали доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе.

Кроме того, стороны представили отзывы на апелляционную жалобу другой стороны, в которых указали, что с доводами апелляционной жалобы другой стороны по делу не согласны, просят оставить решение суда первой инстанции без изменений в оспариваемой другой стороной части и отказать в удовлетворении апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

Как следует из материалов дела, должностными лицами Сибирского территориального управления Росрезерва  проведена проверка 14.11.2007г. количественной и качественной сохранности зерна государственного резерва на пункте ответственного хранения ОАО «Гилевский элеватор», по итогам которой были выявлены нарушения правил и условий хранения зерна, не обеспечение количественной сохранности зерна.

Результаты проверки отражены в акте от 14.11.2007г. (л.д. 71 т. 1). Данным актом зафиксирована недостача 20 200 тонн пшеницы, в том числе: 18 946 тонн урожая 2005г. и 1 254 тонны урожая 2006 года.

В адрес общества было выставлено инкассовое поручение № 8 от 28.11.2007г. о взыскании с ОАО «Гилевский элеватор» штрафных санкций в размере 590 850 руб. за период с 14.11.2007г. по 28.11.2007г.

В связи с тем, что  проверкой факт недостачи зерна госрезерва был установлен на 31.07.2007г., Управлением был сделан перерасчет штрафных санкций за период с 31.07.2007г. по 28.11.2007г. и выставлено инкассовое поручение № 2 от 05.02.2008г. на сумму 4 175 340 руб. (л.д. 50 т. 1), в котором был учтен факт оплаты суммы пени 590 850 руб. (л.д. 45 т. 1) по инкассовому поручению № 8 от 28.11.2007г. (л.д. 47 т. 1).

На основании указанного выше инкассового поручения с расчетного счета ОАО «Гилевский элеватор» в бесспорном порядке были списаны денежные средства в сумме            1 995 934,26 руб.

Полагая незаконными действия Управления по взысканию штрафных санкций, общество обжаловало их в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, принимая решение о частичном удовлетворении заявленного требования, исходил из следующего.

Учитывая, что проверкой факт самовольного расходования зерна госрезерва в количестве  20 200  тонн  был  установлен по состоянию на 31.07.2007г.,  Управлением  был  сделан перерасчет   штрафных санкций за период с 31.07.2007г. по 28.11.2007г. и выставлено инкассовое поручение № 2 от 05.02.2008г. на сумму 4 175 340 руб. Факт оплаты суммы пени 590 850 руб. по инкассовому поручению № 8 от 28.11.2007г., уплаченному ранее, Управлением был учтен.

Таким образом, суд посчитал, что период начисления пени с 31.07.2007г. (с момента возникновения недостачи зерна госрезерва) по 28.11.2007г., определенный Управлением, не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает права заявителя.

Арбитражным судом установлено, что при определении размера ущерба, причиненного недостачами и хищениями, следует исходить из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба, суд пришел к выводу, что Управлением при определении размера штрафа не представлены доказательства, подтверждающие, что рыночная стоимость зерна на момент обнаружения ущерба составляла 6500 руб. за тонну (доведенной до Управления письмом Росрезерва от 26.11.2007г. № 2-04/10688). Однако, по информации Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому    краю    от    24.03.2008г.    №    22-15/1235    средняя    цена    реализации  сельскохозяйственными организациями Алтайского края пшеницы в ноябре 2007 года с НДС составила 5 544 руб. за тонну, что на 956 руб. меньше стоимости, используемой в расчете штрафных санкций. В связи с чем, суд решил, что сумма штрафа, указанная в инкассовом поручении № 2 от 05.02.2008г. завышена на 700 996,56 руб.

Учитывая изложенное, суд указал в решении, что действия Управления по взысканию с ОАО «Гилевский элеватор» штрафа в сумме 700 996,56 руб. являются незаконными, а инкассовое поручение Управления № 2 от 05.02.2008г. - не подлежащим исполнению на сумму 700 996,56 руб.

В связи с тем, что с ОАО «Гилевский элеватор» по инкассовому поручению № 2 от 05.02.2008г. были списаны денежные средства в сумме 1 995 934,26 руб., что не превышает сумму штрафа, рассчитанную исходя из рыночной стоимости пшеницы согласно информации органов статистики (3 474 343,44 руб.), суд пришел к выводу,  что в требовании общества об обязании Управления произвести возврат денежных средств в сумме 1 995 934,26 руб. следует отказать.

Кроме того, суд пришел к выводу, что требование ОАО «Гилевский элеватор» о взыскании с заинтересованного лица расходов за получение информации в органах статистики в сумме 480 руб. подлежат удовлетворению.

Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционная инстанция считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.

Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв), согласно Положению о нем, утвержденному Постановлением Правительства от 23 июля 2004г. № 373, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере управления государственным материальным резервом.

В ведении Росрезерва находятся организации, перечень которых утвержден Правительством. Свою деятельность Агентство осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы.

Управление Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу является территориальным органом Федерального агентства по государственным резервам и входит в единую федеральную систему государственного материального резерва.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.1994г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, его территориальными органами и подведомственными организациями.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственном материальном резерве» под закладкой материальных ценностей в госрезерв понимается принятие материальных ценностей для хранения в государственном резерве.

При этом, из положений ст. 3 Федерального закона от 29.12.1994г. № 79-ФЗ следует, что госрезерв предназначен для обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации; обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; оказания государственной поддержки различным отраслям народного хозяйства, организациям, субъектам Российской Федерации в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке; оказания гуманитарной помощи; оказания регулирующего воздействия на рынок.

Согласно статье 6 Федерального закона от 29.12.1994г. № 79-ФЗ в составе государственного резерва образуется неснижаемый запас материальных ценностей (постоянно поддерживаемый объем их хранения).

Номенклатура и объем материальных ценностей, подлежащих хранению в неснижаемом запасе государственного резерва, а также порядок использования неснижаемого запаса устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 8 статьи 16  Федерального закона от 29.12.1994г. № 79-ФЗ за необеспечение количественной сохранности материальных ценностей государственного резерва с организаций - ответственных хранителей взыскиваются пени в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от стоимости недостающих материальных ценностей за каждый день до полного восстановления их запасов в государственном резерве.

Взыскание неустоек, предусмотренных пунктами 2, 3, 4, 5, 8 и 12 настоящей статьи, осуществляется в бесспорном порядке (пункт 16 статьи 16 Федерального закона от 29.12.1994г. № 79-ФЗ).

Приказом Федерального агентства по государственным резервам от 30.03.07 г. №38 «Об утверждении порядка ведения бюджетного учета в бюджетных учреждениях системы государственного материального резерва» установлено, что при определении размера ущерба, причиненного недостачами и хищениями, следует исходить из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.

Из материалов дела следует, что  28.08.1996г. между ОАО «Гилевский элеватор» и   Западно-Сибирским территориальным управлением Роскомрезерва был заключен договор № 11/13 ответственного хранения государственного резерва хлебопродуктов (л.д. 57 т.1).

Пунктом 4.2 данного договора «ответхранитель» обеспечивает    неприкосновенность, полную количественную и качественную сохранность хлебопродуктов госрезерва и не вправе без наряда органа госрезерва, пользоваться для собственных нужд переданными ему на хранение хлебопродуктами госрезерва, а также   не имеет права самостоятельно заключать в отношении хлебопродуктов госрезерва сделки купли, продажи, обмена, аренды и отчуждения их в любых формах, включая акционирование.

Однако, проверкой установлена недостача 20 200 тонн пшеницы, в том числе: 18 946 тонн урожая 2005г. и 1 254 тонны урожая 2006 года.

Судом первой инстанции установлено, что проверкой факт недостачи зерна госрезерва был установлен на 31.07.2007г., Управлением произведен расчет штрафных санкций за период с 31.07.2007г. по 28.11.2007г. и выставлено инкассовое поручение № 2 от 05.02.2008г. на сумму 4 175 340 руб. В данном поручении был учтен факт оплаты суммы пени 590 850 руб. по инкассовому поручению № 8 от 28.11.2007г. (выставленному и оплаченному обществом ранее).  На основании указанного выше инкассового поручения с расчетного счета ОАО «Гилевский элеватор» в бесспорном порядке были списаны денежные средства в сумме 1 995 934,26 руб.

Апелляционный суд соглашается с доводом арбитражного суда, что Управлением неправомерно сделан расчет штрафа исходя из рыночной стоимости пшеницы в ноябре 2007г. в размере 6500 руб. за тонну, так как по информации Федеральной службы    государственной статистики по Алтайскому краю от 24.03.2008г. №  22-15/1235 средняя    цена реализации сельскохозяйственными организациями Алтайского края пшеницы в ноябре 2007 года с НДС составила 5 544 руб. за тонну, что на 956 руб. меньше стоимости, используемой в расчете штрафных санкций.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что сумма штрафа, указанная в инкассовом поручении № 2 от 05.02.2008г. завышена на 700 996,56 руб.

В связи с тем, что с ОАО «Гилевский элеватор» по инкассовому поручению № 2 от 05.02.2008г. были списаны денежные средства в сумме 1 995 934,26 руб., что не превышает сумму штрафа, рассчитанную исходя из рыночной стоимости пшеницы согласно информации органов статистики (3 474 343,44 руб.), то в удовлетворении требования общества  об обязании Управления произвести возврат денежных средств в сумме 1 995 934,26 руб. обоснованно отказано.

Так как судебные расходы в размере 480 руб. подтверждены платежным поручением № 627 от 25.03.2008г., справкой органов статистики от 24.03.2008г. судом первой инстанции правомерно удовлетворено требование общества в данной части.

Доводы апелляционных жалоб аналогичны доводам заявления, поданного в суд первой инстанции и отзыва на него, которым данный арбитражный суд дал надлежащую оценку.

Из выше изложенного следует, что арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в оспариваемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их отмены у апелляционной инстанции не имеется.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07.08.08г. по делу                      № А45-3351/2008-24/84 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу и открытого акционерного общества «Гилевский элеватор» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Председательствующий                                                                 С.А. Зенков

Судьи                                                                                               Т.А. Кулеш

С.Н. Хайкина

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2008 по делу n 07АП-5826/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также