Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.11.2008 по делу n 07АП-6207/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                    Дело № 07АП- 6207/08

05 ноября  2008 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2008г.

Полный текст постановления изготовлен 05 ноября  2008г.

Седьмой Арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего Усаниной Н.А.

судей  Журавлевой В.А., Ждановой Л.И.

при ведении протокола судебного заседания судьей Ждановой Л.И.

при участии:

от заявителя:  Суслов А.Н. по доверенности от 30.01.2008г. (на один год)

от ответчика:  без участия (заявление о рассмотрение в отсутствие)  

от заинтересованных лиц: без участия 

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

Администрации г. Киселевска

на Решение Арбитражного суда Кемеровской области

от 22.08.2008г. по делу №А27-4717/2008-5 (судья Смычкова Ж.Г.)

по заявлению Администрации г. Киселевска

к Управлению Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области

заинтересованные лица: Администрация Прокопьевского района, СХКПК «Витязь»

о признании незаконными действий,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация г. Киселевска  (далее по тексту Администрация)    обратилась в арбитражный суд Кемеровской с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее по тексту Управление), выразившихся   в принятии решения о постановке земельно­го участка на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 42:25:0104001:137, которому впоследствии был присвоен кадастровый номер 42:10:0402010:10; обязании снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 42:10:0402010:10 (л.д.142т.1).

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 22 августа  2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда первой инстанции  отменить,   принять новый судебный акт по основаниям  того, что заявителем установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок для обращения в арбитражный суд не пропущен; Администрация узнала о нарушении своих законных прав и интересов только после получения ответа из Администрации Прокопьевского района; из ответа Управления Администрация не могла сделать вывод, кто именно нарушил ее права – Администрация Прокопьевского района или Управление.

Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)),  в отзыве на апелляционную жалобу (поступил в суд 17.10.2008г.), доводы апелляционной  жалобы не признало, считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене, указав, что  суд обоснованно посчитал причины пропуска срока обращения в суд неуважительными; при этом суд не нарушил права на судебную защиту Администрации, принял заявление к производству и рассмотрел спор по существу, анализируя представленные доказательства и обстоятельства по делу; о нарушении своих прав заявитель мог узнать как 18.08.2006г. после опубликования в средствах массовой информации сведений о проведении собрания пайщиков земельных долей СХТОО «Михайловское», так и 12.03.2007г. при проведении межевания; суд апелляционной инстанции согласно ст. 268 АПК РФ не имеет оснований для переоценки данных выводов суда; если в апелляционном производстве обжалуется только часть решения (только один вывод суда), соответственно арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в этой части; просит суд рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие Управления.

Заинтересованные лица Администрация Прокопьевского района, СХКПК «Витязь», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), отзывы в порядке ст. 262 АПК РФ не представили, СХКПК «Витязь» в ходатайстве, поступившим 27.10.2008г. просит рассмотреть апелляционную жалобу в судебном заседании в отсутствие представителя Правления, своих представителей в судебное заседание не направили.

В порядке ч. 1 ст. 266,  ч.1, ч.3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в  отсутствие ответчика, заинтересованных лиц.

Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё,  заслушав представителя заявителя суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Кемеровской области от 22.08.2008г.

Как следует  из материалов дела, по результатам проведенного 12.08.2006г. собрания  пайщиков земельных долей СХТОО «Михайловское» приняты решения о выделении земельных участков в счет земельных до­лей, принятии граждан в члены СХКПК «Витязь» с внесением паевых взносов земельными долями. 

Обществом с ограниченной ответственностью «Гео-Факт плюс» проведены работы по межеванию земельного участка, расположенного в 1-3,5км на юго-восток от с. Иганино. Акт приемки (освидетельствования) материалов межевания земель утвержден руководителем тер­риториального отдела №14 управления Федерального агентства кадастра объектов недвижи­мости по Кемеровской области.

На основании заявки от 01.06.2007г. №42-10/07ГКУ (АТ)-424, представленных докумен­тов (23 свидетельства о праве общей собственности на земельный участок, выделенный для сельскохозяйственного использования, свидетельство о праве на наследство по закону, описа­ние земельного участка Управлением (кадастровое дело №42:25:0104001:137 зарегистрировано 17.07.2007)) осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 42:25:0104001:137.

По обращению Павского В.В. (входящий №1465 от 24.04.2008) Управлением исправлена техническая ошибка в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:25:0104001:137, расположенного по адресу: Кемеровская область, Прокопьевский район, СХТОО «Михайловское», выдан кадастровый паспорт, земельному участку присвоен кадастро­вый номер 42:10:0402010:10.

Полагая указанные действия Управления по постановке земельно­го участка на государственный кадастровый учет незаконными, препятствующими  в осуществлении полномочий по формированию и распоряжению данного земельного участка, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из пропуска заявителем срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона  от 02.01.2000г. №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (действовавшим на момент совершения оспариваемых действий), государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

Согласно положениям ст.19 указанного закона, государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике (п.1).

Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков (п.2).

Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел (п.6).

Согласно п.3 ст. 20 Закона №28-ФЗ, в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если с заявкой о проведении государственного кадастрового учета земельных участков обратилось ненадлежащее лицо; документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей; площадь земельного участка, в отношении которого должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, меньше минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования; содержащаяся в документах о межевании уточненная площадь земельного участка превышает указанную в правоустанавливающем документе на такой земельный участок площадь более чем на минимальный размер, установленный в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обращаясь с заявлением Администрацией не указано, какие характеристики Управлением определены неверно, ссылаясь на отнесение спорного земельного участка к землям населенных пунктов.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. Принятие Закона Кемеровской области от 17.12.2004г. №104-03 «О статусе и границах муниципальных образований» не влечет за собой автоматическое изменение категории земель, не определяет правовой режим земель, а устанавливает границы муниципальных образований и наделяет соответствующие муниципальные образования статусом городского округа, муниципального района, городского, сельского поселения.

Кроме того,  согласно ч. 3 ст. 84 Земельного кодекса РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав   собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Указывая на нарушение при межевании прав смежных землепользователей (муниципальное образование городской округ «Город Киселевск»), Администрацией не указано, в чем конкретно оно выразилось; результаты установления границ земельного участка   не оспорены заявителем в  установленном законом  порядке

При этом оспариваемые действия произведены на основании предоставленных свидетельств на право собственности на землю, указанные права не оспорены;   более того, согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.06.2008г. №01/062/2008-528 зарегистрировано право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 42:10:0402010:10, местоположение Кемеровская область, Прокопьевский район, СХТОО «Михайловское», в связи с чем требования заявителя о признании незаконными действий Управления по постановке земельного участка на кадастровый учет сами по себе при наличии зарегистрированного в установленном законом порядке права на спорный земельный участок, не оспроенного в установленном законом порядке и не признанного недействительным, не могут быть признаны судом незаконными и нарушающими права Администрации  в осуществлении полномочий по формированию и распоряжению данного земельного участка.

В силу ч.4 ст. 198 АПК РФ, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004г. №367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.11.2008 по делу n А02-484/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также