Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2008 по делу n  07АП-6430/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                                            Дело №  07АП-6430/08

“17” ноября  2008 г.

Резолютивная часть постановления объявлена  11 ноября 2008 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  17 ноября  2008 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  М.Х. Музыкантовой,

судей: Л.И. Ждановой, Н.А. Усаниной,

при ведении протокола судебного заседания  судьей  Музыкантовой М.Х.,

при участии в заседании:

от заявителя: без участия (извещен),

от ответчика: без участия (извещен),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  «Западно-Сибирская ТЭЦ-филиал ОАО «ЗСМК»

на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15 сентября 2008 года по делу № А27-8986/2008-5 (судья Л.С. Тимошенко)

по заявлению и.о. Новокузнецкого транспортного прокурора к Открытому акционерному обществу «Западно-Сибирская ТЭЦ»

о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

И.о. Новокузнецкого транспортного прокурора (далее - Прокурор, заявитель) обратился с заявлением о привлечении Открытого акционерного общества «Западно-Сибирская ТЭЦ»  к административной ответственности по части 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 15.09.2008 года требование заявителя удовлетворено.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, «Западно-Сибирская ТЭЦ-филиал ОАО «ЗСМК»  обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.09.2008 года отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте не является отдельным видом деятельности для Общества, а представляет собой неотъемлемую часть производственно-технологического процесса и составную часть  деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов, на осуществление которой у Общества имеется лицензия.

Подробно доводы подателя жалобы  изложены в апелляционной жалобе.

До рассмотрения дела в суд апелляционной инстанции от апеллянта поступили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя и о процессуальном правопреемстве в соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ на стороне Заинтересованного лица по настоящему делу - о замене ОАО «Западно- Сибирская ТЭЦ» на правопреемника ОАО «ЗАПАДНО –СИБИРСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ».В подтверждение указанных обстоятельств представлены : копия решения № 3 от 02.06.2008 г., копия свидетельства о прекращении деятельности ОАО «Западно- Сибирская ТЭЦ»,копия свидетельства о реорганизации в форме присоединения ОАО «ЗСМК».

Седьмым арбитражным апелляционным судом ходатайство о процессуальном правопреемстве рассмотрено и удовлетворено в порядке статей 48, 159 Арбитражного процессуального кодекса РФ, произведена  замена ОАО «Западно-Сибирская ТЭЦ» на его правопреемника -ОАО  «ЗАПАДНО –СИБИРСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ».

В соответствии с частью 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ стороны вправе известить арбитражный суд о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.

Новокузнецкий транспортный прокурор явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.  В отзыве на апелляционную жалобу, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ, прокурор просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.

Суд апелляционной инстанции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон в соответствии с частями 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции  не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 15.08.2008 г. Новокузнецкой транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о лицензировании в отношении ОАО «Западно-Сибирская ТЭЦ», в ходе которой выявлены следующие нарушения закона: в период с 15.07.2008 г. по 15.08.2008г. в адрес Общества поступал груз - мазут топочный, который является опасным грузом согласно приложениям 4.1 и 4.2 Правил безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденных совместным приказом МЧС РФ от 31.10.1996 г. № 9/733/3-2, МПС РФ от 25.11.1996 г. № ЦМ-407.

Цистерны с указанным грузом подавались на подъездные железнодорожные пути необщего пользования ОАО «Кузнецкпогрузтранс», которые на основании договора № 1-1-75/482-06 от 01.10.2006 г. используются для подачи и уборки вагонов, прибывающих в адрес ОАО «Западно-Сибирская ТЭЦ», локомотивами ОАО «Кузнецкпогрузтранс». Выгрузка опасного груза производилась силами и средствами ОАО «Западно-Сибирская ТЭЦ».

В частности, 14.08.2008 г. и 15.08.2008 г. начальник смены ЦТП ОАО «Западно-Сибирская ТЭЦ» Филиппов М.В. руководил выгрузкой цистерн № 51539849 и № 79516282, гружеными топочным мазутом.

Полагая, что погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию, заявителем 18.08.2008 г. возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Прокурора в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Принимая решение о привлечении Общества к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из необходимости наличия лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте у юридического лица.

Арбитражный суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, при этом выводы суда соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.

В соответствии с пунктом 70 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» погрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, утвержден постановлением Правительства РФ от 15.03.2006 года № 134.

Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, влечет наложение административного штрафа.

В соответствии с положениями статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на своей страх и риск деятельность, направляемая на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или  оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.

Таким образом, привлечение к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ возможно только в случае, если деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии) соответствует критериям, указанным в статье 2 Гражданского кодекса РФ.

Факт осуществления ОАО «Западно-Сибирская ТЭЦ»  своими силами и средствами выгрузки цистерны с опасным грузом топочным мазутом без специального разрешения (лицензии) подтверждается материалами дела.

Под опасными грузами в соответствии с «Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом», утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 года № 50 (ред. от 20.06.2002 г.) понимаются вещества, материалы, изделия и опасные отходы, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению и (или) уничтожению материальных ценностей. Топливо для реактивных двигателей, выгрузку которого осуществляло Общество, обладает всеми вышеперечисленными признаками, следовательно, относится к опасным грузам.

Федеральный закон о лицензировании регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным частью 1 статьи 17 данного Закона.

При этом в силу статьи 4 вышеуказанного Закона к лицензируемым отнесены виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Следовательно, при осуществлении деятельности, связанной с погрузочно-разгрузочными работами применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, наличие лицензии обязательно в силу подпункта 70 статьи 17 Федерального закона о лицензировании.

Предпринимательская деятельность, связанная с осуществлением погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами, имеет значительную общественную опасность при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Топочный мазут является опасным грузом, который, согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.

Таким образом, осуществляя выгрузку топочного мазута из поступивших цистерн на железнодорожных путях необщего пользования, Общество осуществляет разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, на которую требуется соответствующая лицензия.

Вместе с тем Общество лицензии на указанный вид деятельности, как следует из материалов дела, не имеет.

Разгрузочная деятельность ОАО «Западно-Сибирская ТЭЦ» применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте направлена на обеспечение производственного процесса, конечной целью которого является производство готового продукта (тепловой и электрической энергии) и его реализация, то есть получение прибыли. Из материалов дела следует и не отрицается Обществом, что оно осуществляет погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами на железнодорожном транспорте с постоянной периодичностью. Следовательно, такая деятельность является предпринимательской и отсутствие лицензии на ее осуществление образует состав правонарушения, предусмотренный частью  2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Довод Общества о том, что у него отсутствует обязанность получения лицензии на проведение работ по погрузке-выгрузке применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, в силу того, что оно имеет лицензии на эксплуатацию взрывоопасных и химически опасных производственных объектов № ЭХ-68-000428 (ЖХ) от 09.02.2007 г., № ЭВ-68-000427 (КХ) от 09.02.2007 г., выданные Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, признан судом первой инстанции не обоснованным по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организации, эксплуатирующие опасный производственный объект, обязаны иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 70 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Указанные лицензии, на которые ссылается Общество, не охватывают собой погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, поскольку они разрешают проведение работ на объектах, не имеющих отношения к железнодорожным путям.

Данный вывод подтверждается также понятием «перевозки опасного груза»,    данным в Правилах безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом РД 15-7 3-94. Под перевозкой опасных грузов понимается совокупность операций, которым подвергается груз в процессе его доставки от грузопроизводителя до грузополучателя и включает в себя: подготовку груза и транспортных средств, прием груза к перевозке, его погрузку в транспортное средство, оформление перевозочных документов, транспортировка груза, перегрузку (перевалку) груза с одного вида транспорта на другой, транзитное хранение груза и его выгрузку.

Согласно пункту 3.2.2 Правил безопасности при перевозке опасных грузов       железнодорожным транспортом, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 года № 50, грузоотправители (грузополучатели) обязаны иметь лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность.

Довод апелляционной жалобы о том, что Сибирское управление государственного железнодорожного надзора  не имело правовых оснований на проведении проверки опасных производственных объектов без согласования с Ростехнадзором, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции.

Согласно положению о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (в ред. постановлений Правительства РФ от 30.03.2006 г. № 173, от 03.10.2006

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2008 по делу n 07АП-6462/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также