Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2013 по делу n А45-3459/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № А45-3459/2013 05 августа 2013 г. Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2013 года. Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2013 года. Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ходыревой Л.Е., судей: Журавлевой В.А., Колупаевой Л.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С. с использованием средств аудиозаписи при участии в заседании: от заявителя: Бубнова С.Ю. по доверенности от 08.02.2013 (на 1 год), Горин Д.П. протокол от 20.12.2012. от ответчика: без участия (извещен) рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службой по финансовому Мониторингу (Росфинмониторинг) Межрегионального Управления Росфинмониторинга по Сибирскому Федеральному округу на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05.06.2013 г. по делу № А45-3459/2013 (судья Попова И.В.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ТелекомСервис-И», г. Новосибирск, (ИНН 5404382185, ОГРН 1095404002132) к Федеральной службе по финансовому Мониторингу (Росфинмониторинг) Межрегионального Управления Росфинмониторинга по Сибирскому Федеральному округу, г. Новосибирск, о признании незаконным постановления № 20-04-02/13-26П от 26.02.2013 г. о назначении административного наказания, У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «ТелекомСервис-И» (далее – ООО «ТелекомСервис-И», заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной службы по финансовому Мониторингу (Росфинмониторинг) Межрегиональное Управление Росфинмониторинга по Сибирскому Федеральному округу (далее – административный орган, МРУ Росфинмониторинга по СФО) о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 05 июня 2013 года требование заявителя удовлетворено. Не согласившись с решением суда, МРУ Росфинмониторинга по СФО обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области отменить по следующим основаниям: - нарушения, допущенные Обществом в части непредставления сведений произошли вследствие ненадлежащего осуществления внутреннего контроля и исполнения правил, что повлекло непредставление информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, в связи с чем данное правонарушение следует квалифицировать по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ. Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе. Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании поддержали выводы суда первой инстанции, просили оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, указывая, что Общество не осуществляет перевод денежных средств, в связи с чем не является субъектом вменяемого правонарушения. Апеллянт, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился; ходатайствовал о рассмотрении жалобы в его отсутствие. В порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие стороны. Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей Общества, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что на основании приказа № 11 от 17.01.2013 г. МРУ Росфинмониторинга по СФО в период с 21.01.2013 г. по 12.02.2013 г. в отношении ООО «ТелекомСервис-И» проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 02 февраля 2009 г. по 16 января 2013 г. В ходе проверки установлено, что заявитель является оператором по приему платежей, состоит на учете в Росфинмониторинге с 27.01.2010 г., учетный номер 216007422, в проверяемый период допущено нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля, а именно заявитель не сообщил об изменениях, фиксируемых в карте постановки на учет 2-КПУ в установленном порядке и в определенные сроки, что является нарушением п. 10 «Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 18.01.2003 г. № 28. Правила внутреннего контроля, действующие в период с 11.01.2010 г. по 15.08.2012 г., не отражали изменения законодательства, не учитывали единого подхода, сформулированного в Рекомендациях по разработке правил внутреннего контроля, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2010 г. № 667, не содержат полный перечень критериев и признаков необычных сделок, рекомендованных Росфинмониторингом и утвержденных приказом от 08.05.2009 г. № 103. Правила внутреннего контроля, утвержденные 15.08.2012 г., не соответствуют «Требованиям к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 г. № 667, что является нарушением пункта 2 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон № 115-ФЗ); генеральные директора Полещук В.Ф. с 02.02.2009 г. по 24.02.2011 г., Киселев Д.И. с 25.02.2011 г. по 31.12.2012 г. не проходили обучение в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что является нарушением п.10 Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2001 г. № 203, пункта 2 статьи 7 Закона № 115- ФЗ. Заявителем не представлялись сведения об операциях, сделках, подлежащих обязательному контролю, а именно по операциям, связанных с переводом денежных средств клиента ОАО «Ростелеком» по договору от 01.09.2009 г. № 4716 в суммах, равных или превышающих 600 000 рублей, что является нарушением п.п. 4 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ. Заявителем не представлены анкеты клиентов, ведение которых предусмотрено правилами внутреннего контроля. В связи с установленными в ходе проверки нарушениями административным органом был составлен акт № 20-04-26/10В от 12.02.2013 г., протокол об административном правонарушении от 12.02.2013 г., действия заявителя квалифицированы по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ (т.д. 11 л.д. 70-81, т.д. 12 л.д. 22-34). Постановлением от 26.02.2013 г. Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 200 000 рублей. Не согласившись с указанным постановлением, ООО «ТелекомСервис-И» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Принимая судебный акт об удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности события административного правонарушения, установленного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ. Допущенные заявителем и установленные в ходе проверки нарушения образуют состав административного правонарушения, установленного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ. Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего. Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи. Частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ (неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 15.27 КоАП РФ), повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Субъектом правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КоАП РФ, являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, исчерпывающий перечень которых приведен в ст.5 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». С 06.12.2009 г. операторы по приему платежей отнесены к субъектам, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (статья 5 Федерального закона № 115-ФЗ). Согласно Федеральному закону от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (пункт 4 статьи 2). Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (пункт 1 статьи 3). В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из вышеуказанных норм права следует, что установленная законодательством Российской Федерации деятельность оператора по приему платежей сводится к следующему: прием денежных средств физических лиц-плательщиков за предоставленные поставщиком коммунальные услуги; осуществление последующих расчетов с поставщиком услуг, с которым у оператора заключен соответствующий договор. Статьями 6, 7 Закона № 115-ФЗ установлено, что операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится, среди прочих к такому виду операций, как переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента (подпункт 4 пункта 1 статьи 6). Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, совершаемыми их клиентами не позднее рабочего дня (трех рабочих дней с 21.11.2011 г.) следующего за днем совершения операции подлежащих обязательному контролю (подпункт 4 пункта 1 статьи 7). Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, между заявителем и ОАО «Ростелеком» (поставщик услуг) заключен договор от 01.09.2009 г. № 4716, в соответствии с которым заявитель принимает на себя обязательство по поручению от имени и за счет ОАО «Ростелеком» осуществлять действия по приему платежей от абонентов и их перечислению в пользу оператора в порядке, установленном договором. Согласно пункту 3.4 договора агент ежедневно в рабочие дни на основании реестра платежей обязан перечислять единым платежным документом на расчетный счет Новосибирского филиала оператора, указанный в разделе договора все суммы денежных средств, принятых в пользу ОАО «Ростелеком» в срок не позднее второго рабочего дня, следующего Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2013 по делу n А45-14697/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить определение в части и разрешить вопрос по существу »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|