Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2013 по делу n А27-2582/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Томск                                                                                                 Дело № А27-2582/2013

09 августа 2013 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2013г.

Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2013г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Полосина А.Л.

судей: Бородулиной И.И., Скачковой О.А.

при ведении протокола судебного заседания до перерыва секретарем судебного заседания Мавлюкеевой А.М. с использованием средств аудиозаписи, после перерыва помощником судьи Ермаковой Ю.Н. без использования средств аудиозаписи

при участии:

от заявителя: Фролов Е.А. по доверенности № 07/11 от 04.03.2011 года (сроком до 02.03.2014 года)

от заинтересованного лица: без участия (извещено)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Кемеровской области, г. Кемерово

на решение Арбитражного суда Кемеровской области

от 29 мая 2013 года по делу № А27-2582/2013 (судья Семенычева Е.И.)

по заявлению Центрального Банка Российской Федерации, г. Москва (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области, г. Кемерово (ИНН 4207052250, ОГРН 1024200680723)

о взыскании излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов в размере 693 023 руб. 29 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Центральный банк Российской Федерации (далее по тексту – Банк, заявитель) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области (далее по тексту – заинтересованное лицо, Управление Росприроднадзора) излишне уплаченную плату за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов в размере 693 023,29 руб.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 29 мая 2013 года в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29 мая 2013 года отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, поскольку Банк не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; начиная с 2009 года специализированные организации имеют возможность предусмотреть в стоимости своих услуг расходы по уплате платы за загрязнение окружающей среды.

Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.

Заинтересованное лицо в отзыве на апелляционную жалобу возражало против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению, так как Банк оказывает негативное воздействие на окружающую среду в результате осуществления хозяйственной деятельности, что подтверждается, в том числе, представленными расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем обязанность по оплате платы за негативное воздействие на окружающую среду является обязанностью заявителя; в настоящее время Банком представлены расчеты за следующие отчетные периоды, в которых также рассчитан вред от размещения отходов.

Письменный отзыв Управления Росприроднадзора приобщен к материалам дела.

До начала судебного заседания от заинтересованного лица поступило извещение о рассмотрении дела в отсутствии его представителя.

Стороны, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интерне-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.

В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29 мая 2013 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Банк в 2010, 2011 и 2012 годах представлял расчеты платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, в соответствии с которыми в общую сумму платежей входила плата за размещение отходов; указанные платежи вносились заявителем в соответствии с действующим законодательством

Посчитав, что плата за размещение отходов вносилась необоснованно, Банк обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением об обязании Управления возвратить 693 023,29 руб.

В соответствии с абзацем 7 статьи 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность, в том числе юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду, к которому относятся, в том числе и выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, является платным. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами, а порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

Субъектами внесения соответствующей платы в силу статьи 3 Закона № 7-ФЗ являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 года № 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" определена правовая природа платы за негативное воздействие на окружающую среду. В Определении N 284-О указывается, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются обязательными публично-правовыми платежами и относятся к компенсационным выплатам, взимаемым для возмещения экономического ущерба от такого воздействия лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых непосредственно оказывает негативное воздействие на экологическую обстановку.

Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 года № 632 предусматриваются два вида базовых нормативов платы - за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов и за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов) (пункт 2).

При этом плата за сверхлимитное загрязнение рассчитывается с применением пятикратного повышающего коэффициента (пункт 5); в случае отсутствия у природопользователя разрешения на размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная (пункт 6); платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за их превышение - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя (пункт 7).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Согласно статье 18 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Согласно статье 24 Закона № 7-ФЗ в соответствии с законодательством в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 года № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".

Срок внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду установлен приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 года № 557, согласно которому данные платежи подлежат уплате по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Согласно Письму Ростехнадзора от 23.12.2005 года № СС-47/145 для целей определения плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду является приоритетным вопросом определения лица, осуществляющего размещение отходов. В качестве данного лица может выступать собственник отходов или лицо, осуществляющее размещение по поручению собственника. Вопросы определения лица, от имени которого осуществляется размещение отходов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статьей 4 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что отходы являются объектом права собственности. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

Как следует из разъяснений, содержащихся в Письме Ростехнадзора от 25.07.2007 года № 04-09/1001, передачу отходов с переходом права собственности необходимо отличать от передачи отходов организации, оказывающей услуги по их вывозу, поскольку в этом случае наличие договора не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и качества (опасности) отходов.

Согласно гражданскому законодательству Российской Федерации отходы считаются размещенными их собственником даже в случае, если для целей вывоза отходов привлекаются сторонние организации.

Таким образом, как правомерно отмечено арбитражным судом, собственник отходов является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В отношении нормативных правовых актов, примененных судом по настоящему делу, Конституционным Судом Российской Федерации 05.03.2013 года принято постановление № 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь".

Согласно постановлению от 05.03.2013 года № 5-П положения статьи 16 Закона об охране окружающей среды и постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Порядка определения платы за загрязнение окружающей среды признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они допускают:

- взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду со специализированной организации за размещение в 2009 году отходов, образованных в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций;

- применять пятикратный повышающий коэффициент за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления в отношении специализированной организации в случае образования размещаемых отходов в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций.

Впредь до внесения в правовое регулирование необходимых изменений пятикратный повышающий коэффициент не должен применяться к специализированной организации, осуществляющей деятельность по размещению отходов, которые образовались в результате деятельности других организаций, если с ее стороны не было допущено злоупотреблений, связанных с определением соответствующих лимитов на размещение отходов.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в результате хозяйственной деятельности Банка у него образуются отходы 4 и 5 классов опасности. Доказательств наличия разрешения (нормативов) на размещение отходов в материалах дела не имеется.

При этом Банком заключены договоры на оказание услуг по вывозу отходов с Муниципальным предприятием города Кемерово «Спецавтохозяйство», с ООО «Белсах» (г. Белово), МУП «Управляющая компания «Прокопьевский коммунальный комплекс» и МУП «Спецавтохозяйство» (г. Прокопьевск), ООО «Спецтранс» (г. Таштагол).

Так, в соответствии с пунктом 6.3 договора № 300Ф1 от 10.11.2009 года на оказание услуг по вывозу и захоронению отходов, заключенного с МП «Спецавтохозяйство» плату за негативное воздействие на окружающую среду осуществляет заказчик (Центральный банк

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2013 по делу n А27-3711/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также