Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2013 по делу n А45-1360/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                                   Дело № А45-1360/2013

23 августа 2013 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2013г.

Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2013г. 

Седьмой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего  Ждановой Л.И.,

судей: Захарчука Е.И., Шатохиной Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Романовой Е.Б.,

при участии:

от заявителя: Сечко А.И., доверенность от 01.08.2011,

от заинтересованных лиц:

от Департамента  земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска: Хиврич О.Ю., доверенность от 22.03.2013,

от Мэрии г. Новосибирска: Хиврич О.Ю., доверенность от 01.04.2013,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента  земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска (07АП-5599/13)

на решение  Арбитражного суда Новосибирской области

от  28 мая 2013 года  по делу  №  А45-1360/2013 (судья Рубекина И.А.)

по заявлению Открытого акционерного общества "Новосибирский Завод Экран" (ОГРН 1025401007312 ИНН 5402100011)

к Департаменту  земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска, Мэрии г. Новосибирска

о признании незаконным отказа,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерного общества "Завод "Экран" (далее по тексту – ОАО «Завод «Экран», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным отказа Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска (далее по тексту- заинтересованное лицо, Департамент), изложенного в письме от 14.12.2012 г. №31/07028, 7029, ОАО «Завод «Экран» в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности на земельный участок, кадастровый номер: 54:35:032040:41, адрес (местоположение): Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Победы и обязании мэрии города Новосибирска в лице Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска (далее по тексту - Мэрия) устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка, кадастровый номер: 54:35:032040:41, адрес (местоположение): Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Победы, и направления его ОАО «Завод «Экран».

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от  28 мая 2013 года    заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.

 Не согласившись с решением суда, Департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на  нарушение арбитражным судом норм материального и процессуального права, просит решение Арбитражного суда Новосибирской области от 28 мая 2013 года отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указало, что отказ Департамента является законным и обоснованным, заявителем не доказано нарушение его прав и законных интересов, так как на спорном земельном участке расположены объекты капитального строительства; кроме того, рассмотрению вопроса о подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка предшествует рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка, по результатам которого может быть принято и решение  об отказе в предоставлении земельного участка, в связи с чем, возложение на Мэрию обязанности подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером  54:35:032040:4 фактически предрешает существо решения, которое может быть принято по результатам рассмотрения заявления ОАО «Завод «Экран», что является недопустимым в соответствии с пунктом 28 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2009 №2; кроме того, из содержания заявления не представляется возможным установить, на каких условиях и по какой цене земельный участок должен быть передан в собственность заявителю.

Подробно доводы Департамента изложены в апелляционной жалобе.

Пре6дставитель Департамента и Мэрии в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.

ОАО «Завод «Экран»  в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании возражали против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заинтересованного лица - не подлежащей удовлетворению, так как арбитражный суд пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований; доказанности нарушения оспариваемым отказом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Письменный отзыв заявителя приобщен к материалам дела.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, постановлением Администрации г. Новосибирска №47-П от 03.02.1992г. Новосибирскому заводу «Экран» предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование два земельных участка для строительства коттеджей в Заельцовском районе г. Новосибирска общей площадью 9,4567 га. Выдан государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей №35000073.

ОАО «Завод «Экран» - правопреемник акционерного общества открытого типа «Новосибирский завод «Экран», созданного в результате приватизации государственного предприятия Новосибирский завод «Экран».

При проведении кадастрового учета данным земельным участкам присвоены кадастровые номера: 54:35:032040:0002 и 54:35:032035:0002.

При разделе земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 54:35:032040:2 был образован земельный участок с кадастровым номером 54:35:032040:41 площадью 2 694 кв. м., право постоянного (бессрочного) пользования ОАО «Завод «Экран» на который зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службой по Новосибирской области 18.01.2010, о чем выдано свидетельство о регистрации права (л.д.20).

ОАО «Завод «Экран» 05.04.2012, ссылаясь на наличие права постоянного (бессрочного) пользования на землю, обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска с заявлением (вх. №31-9585) о переоформлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 54:35:032040:41.

Департамент письмом от 14.12.2012 г. исх. №31/07028, 07029 сообщил Обществу об отказе в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 54:35:032040:41 (л.д.8).

Полагая указанный выше отказ Департамента в переоформлении права не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим требованием.

Удовлетворяя  заявление общества, арбитражный суд принял законное и обоснованное решение.

Апелляционный суд, поддерживая выводы арбитражного суда, при этом исходит  из следующих норм права и обстоятельств дела.

  Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  пункту 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органом местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) в соответствии с законом, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действия (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В нарушении указанных норм процессуального права Департаментом не представлено документального подтверждения обоснованности отказа в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в собственность и его соответствия закону.

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (в редакции, действующей в спорный период времени) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастрового паспорта.

Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный органа государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Отказывая в предоставлении в собственность спорного земельного участка, заинтересованное лицо сослалась на недопустимость нарушения прав лиц, имеющих в соответствии со ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, на которых расположены здания, строения, сооружения, принадлежащие им на праве собственности, так как на спорном земельном участке расположены два капитальных объекта (ТП).

Между тем, в соответствии со ст. 219 Гражданского кодекса РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Судом первой инстанции установлено и подателем жалобы не опровергается, что  право собственности на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке - трансформаторные подстанции, в установленном порядке не зарегистрировано.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указал, что рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.

Департамент не представил документального подтверждения обоснованности отказа в предоставлении обществу земельного участка.

К заявлению Общества были приложены все необходимые документы, в том числе, кадастровый паспорт земельного участка, что подателем жалобы также не оспаривается.

Оснований для отказа, предусмотренных пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, арбитражным судом не установлено.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 21.06.2011г. 808-О-О, наличие у юридического лица права на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком является тем условием, которое трансформирует право собственника здания, строения, сооружения, расположенного на земельном участке, на приобретение данного земельного участка в собственность или на праве аренды из исключительного в не исключительное.

Следовательно, суд первой инстанции пришел к верному выводу о незаконности оспариваемого отказа, поскольку он противоречит закону и нарушает права и законные интересы заявителя.

В соответствии с пунктами 3.22 и 3.24 Положения о департаменте земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска, утвержденному  Решением Совета депутатов г. Новосибирска от 09.10.2007 N 708  "О департаменте земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска",            Департамент               обладает  полномочиями в части управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Новосибирска, а также земельными участками, расположенными

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2013 по делу n А27-1571/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также