Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2013 по делу n А03-4421/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24.

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                          Дело № А03-4421/2013

29.08.2013г. текст постановления изготовлен в полном объеме

22.08.2013 г. объявлена резолютивная часть постановления суда

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Д.Г. Ярцева

судей: В.М. Сухотиной, М.Ю. Кайгородовой

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.Л. Мельниковой

при участии в судебном заседании:

от истца: без участия (извещен)

от ответчика: без участия (извещен)

от третьего лица: без участия (извещено)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Алтайского района Алтайского края (номер апелляционного производства 07АП-6401/13) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 10.06.2013г. по делу № А03-4421/2013 (судья Е.А. Сосин)

по иску ООО «ФундаментСпецПроект»

к Администрации Алтайского района Алтайского края

третье лицо: Алтайское краевое государственное унитарное предприятие «Алтайстройзаказчик»

о взыскании 11 264 217,72 руб. задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами

УСТАНОВИЛ:

ООО «ФундаментСпецПроект» обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) к Администрации Алтайского района Алтайского края о взыскании 10 777 675,73 руб., из которых 3 909 340,77 руб. задолженности по муниципальному контракту № 2 от 14.02.2011г. и 6 868 334,96 руб. задолженности по муниципальному контракту № 74/06п-11 от 09.12.2011г., 486 451,99 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 29.11.2012г. по 02.06.2013г., а также процентов, начисленных на сумму основного долга, начиная с 03.06.2013г. по день фактической уплаты долга по ставке 8,25% годовых.

Свои требования истец мотивировал ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязательств по оплате работ, выполненных по муниципальным контрактам № 2 на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд от 14.02.2011г. и № 74/06п-11 на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд от 09.12.2011г.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Алтайское краевое государственное унитарное предприятие «Алтайстройзаказчик».

Решением суда от 10.06.2013г. (резолютивная часть решения объявлена 03.06.2013г.) требования истца были удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация Алтайского района Алтайского края подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и прекратить производство по делу.

В обоснование своей апелляционной жалобы ее податель сослался на положения п. 4.1-4.3 и п.4.6 муниципальных контрактов о порядке оплаты работ, указал, что на объекте строительства выявлены дефекты, что отражено в актах от 03.05.2013г. и от 16.05.2013г.; условие о полной оплате выполненных работ после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию было включено в муниципальные контракты в результате свободного волеизъявления истца; истец должен был подготовить необходимые документы для ввода объекта в эксплуатацию (ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ) совместно с третьим лицом; поскольку истец не исполнил в полном объёме все свои обязанности по муниципальным контрактам он не имеет права на полную оплату.

Истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами и требованиями ее подателя не согласился, просил оставить обжалуемое решение без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания, лица, участвующие в деле, своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили, третье лицо письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.

На основании ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие их представителей, по имеющимся материалам дела.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 10.06.2013г., апелляционный суд установил следующее.

Как усматривается из материалов дела, 14.02.2011г. между истцом (Генподрядчик), ответчиком (Муниципальный заказчик) и третьим лицом (Заказчик-застройщик) был заключен муниципальный контракт № 2 на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд  далее – контракт № 2 от 14.02.2011г.), согласно п. 1.1 которого Муниципальный заказчик, на основании протокола открытого аукциона № 10/ОА-003447/КНВ от 03.02.2011г., поручает, а Генподрядчик принимает на себя обязательства выполнить собственными и привлеченными силами и средствами комплекс строительно-монтажных работ, по объекту «Строительство Нижнекаменской средней общеобразовательной школы на 360 мест Алтайского района Алтайского края» (далее – Объект), в соответствии с условиями настоящего контракта, проектной документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и сметой, определяющей стоимость работ. Муниципальный заказчик и Заказчик-застройщик обязуются принять результат работ (готовый к эксплуатации Объект) и оплатить выполненные работы.

Срок выполнения работ был определен сторонами с апреля 2011г. по 31.12.2012г. (п. 2.1 контракта № 2 от 14.02.2011г.).

Согласно п. 3.2 контракта № 2 от 14.02.2011г. цена настоящего контракта, на момент заключения контракта, составляет 98 961 038,25 руб. (с учетом НДС), и остается неизменной на весь период строительства Объекта.

Разделом 4 контракта № 2 от 14.02.2011г. был определен порядок осуществления платежей и расчетов.

Согласно п. 4.1-4.3 и п. 4.6 контракта № 2 от 14.02.2011г., Муниципальный заказчик перечисляет Заказчику-застройщику средства, выделенные из бюджетов всех уровней на лицевой счет Заказчика-застройщика. Для контроля, учета и приемки выполненных работ по объекту Генподрядчик ежемесячно до 25 числа предоставляет Заказчику-застройщику акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3). Промежуточные платежи производятся за фактически выполненные работы после подписания актов формы КС-2, КС-3, оформленным в установленном порядке. Окончательный расчет производится Заказчиком-застройщиком до сдачи работ в пределах 95% стоимости строительно-монтажных работ. Окончательные платежи производятся после полного окончания работ по объекту, включая устранение дефектов, выявленных при приемке завершенного строительством объекта и подписания разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Кроме того, 09.12.2011г. между истцом (Генподрядчик), ответчиком (Муниципальный заказчик) и третьим лицом (Заказчик-застройщик) был заключен муниципальный контракт № 74/06п-11 на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд (далее – контракт № 74/06п-11 от 09.12.2011г.), согласно п. 1.1 которого Муниципальный заказчик, на основании п. 6 ч. 2 ст. 55 главы 6 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005г. поручает, а Генподрядчик принимает на себя обязательства выполнить собственными и привлеченными силами и средствами комплекс строительно-монтажных работ, по объекту «Алтайский район, с. Ннжнекаменка, строительство МОУ «Ннжнекаменская средняя общеобразовательная школа на 360 учащихся» (далее – Объект), в соответствии с условиями настоящего контракта, проектной документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и сметой, определяющей стоимость работ. Муниципальный заказчик и АКГУП «Алтайстройзаказчик» обязуются принять результат работ и оплатить выполненные работы за счет средств краевого и местного бюджетов.

Срок выполнения работ определен с даты подписания контракта по 31.12.2012г. (п. 2.1 контракта № 74/06п-11 от 09.12.2011г.).

Согласно п. 3.2 контракта № 74/06п-11 от 09.12.2011г. цена настоящего контракта на момент заключения контракта составляет 31 166 710 руб. (с учетом НДС), и остается неизменной на весь период производства работ.

Разделом 4 контракта № 74/06п-11 от 09.12.2011г. так же был определен порядок осуществления платежей и расчетов.

Согласно п. 4.1-4.3 и п. 4.6 контракта № 74/06п-11 от 09.12.2011г. Муниципальный заказчик перечисляет АКГУП «Алтайстройзаказчик» средства, выделенные из бюджетов всех уровней на лицевой счет АКГУП «Алтайстройзаказчик». Для контроля, учета и приемки выполненных работ по объекту Генподрядчик ежемесячно до 25 числа предоставляет АКГУП «Алтайстройзаказчик» акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3). Промежуточные платежи производятся за фактически выполненные работы после подписания актов формы КС-2, КС-3, оформленным в установленном порядке, в течение 10 банковских дней с момента поступления бюджетных средств АКГУП «Алтайстройзаказчик» на эти цели. Окончательный расчет производится АКГУП «Алтайстройзаказчик» до сдачи работ в пределах 95% стоимости строительно-монтажных работ. Окончательные платежи производятся после полного окончания работ по объекту, включая устранение дефектов, выявленных при приемке завершенного строительством объекта и подписания разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в течение 10 банковских дней с момента поступления бюджетных средств АКГУП «Алтайстройзаказчик» на эти цели.

Пунктами 5.3.4 контрактов № 2 от 14.02.2011г. и № 74/06п-11 от 09.12.2011г. было установлено, что приемка выполненных работ осуществляется путем проведения приемочной комиссии и последующего подписания Сторонами окончательного акта сдачи-приемки работ, после устранения всех отмеченных комиссией недоделок и дефектов, при условии предоставления Заказчику-застройщику исполнительной документации.

Во исполнение контракта № 2 от 14.02.2011г. истец в период с апреля 2011 года по август 2012 года включительно надлежащим образом выполнил работы и передал результат подрядных работ ответчику общей стоимостью 98 961 038,25 руб., что подтверждается подписанными без каких-либо возражений или замечаний Заказчиком-застройщиком, действующим от имени ответчика, актами о приемке выполненных работ формы № КС-2 и справками о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3

Работы, выполненные истцом во исполнение контракта № 2 от 14.02.2011г. были оплачены ответчиком лишь частично, всего на сумму 95 051 697,48 руб.

Во исполнение контракта № 74/06п-11 от 09.12.2011г. истец в период с апреля 2012 года по август 2012 года включительно надлежащим образом выполнил работы и передал результат работ ответчику общей стоимостью 31 166 710 руб. (в том числе НДС), что подтверждается подписанными без каких-либо возражений или замечаний Заказчиком-застройщиком, действующим от имени и за счет ответчика, актами о приемке выполненных работ формы № КС-2 и справками о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3.

Выполненные истцом во исполнение контракта № 74/06п-11 от 09.12.2011г. работы были оплачены так же частично, всего на сумму 24 298 375,04 руб.

Общая сумма задолженности за выполненные истцом работы, не оплаченная до настоящего времени, составляет 10 777 675,73 руб., из которых 3 909 340,77 руб. – задолженность по контракту № 2 от 14.02.2011г. и 6 868 334,96 руб. - задолженность по контракту № 74/06п-11 от 09.12.2011г.

Согласно п. 8.3 контрактов № 2 от 14.02.2011г. и № 74/06п-11 от 09.12.2011г., в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате работ, предусмотренных контрактом, Муниципальный заказчик несет ответственность за оплату непосредственно перед Генподрядчиком в соответствии с действующим законодательством.

Также в подтверждение доводов и требований иска в материалы дела представлены акты сверки, составленными по состоянию на 25.10.2012г. и подписанные истцом, ответчиком и третьим лицом без возражений, общий акт сдачи-приемки выполненных работ от 03.09.2012г., составленный по контрактам № 2 от 14.02.2011г. и № 74/06п-11 от 09.12.2011г., подписанный истцом, ответчиком и третьим лицом без возражений (л.д. 16, т. 6), перечни исполнительной документации, подтверждающие передачу ее Заказчику-застройщику.

Направленные истцом претензии № 161 и № 162 от 21.11.2012г. с требованиями об оплате долга, были получены ответчиком 21.11.2012г. и оставлены им без удовлетворения.

Ненадлежащее исполнение обязанности по оплате выполненных и принятых по контрактам работ послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт выполнения работ и их принятия подтверждён материалами дела; доказательств полной оплаты выполненных и принятых работ в материалы дела не представлено; оплата выполненных работ не может быть поставлена в зависимость от получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; ответчик не предпринимал действий, которые согласно законодательству следует совершить при обнаружении недостатков выполненных работ после и приёмки работ; допустимых доказательств, подтверждающих наличие дефектов в выполненных истцом работах и причин их возникновения, в материалы дела ответчик не представил. Основания для процентов согласно ст. 395 ГК РФ имеются, расчет процентов проверен и признан верным.

Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции.

При этом, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Согласно п. 1 ст. 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса.

В п. 4.6. контракта № 2 от 14.02.2011г. предусмотрено, что окончательные платежи производятся после полного окончания работ по объекту, включая устранение дефектов, выявленных при приемке завершенного строительством объекта и подписания разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В п. 4.6 контракта № 74/06п-11 от 09.12.2011г. указано, что окончательные платежи производятся после полного окончания работ по объекту, включая устранение дефектов, выявленных при приемке завершенного строительством объекта и подписания разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в течение 10 банковских дней с момента поступления бюджетных средств АКГУП «Алтайстройзаказчик» на эти цели.

Оценив

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2013 по делу n А45-30828/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также