Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013 по делу n А45-27362/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
634050 г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № А45-27362/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2013 г. Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2013 г. Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи О.А. Скачковой, судей Н.В. Марченко, М.Х. Музыкантовой, при ведении протокола судебного заседания К.А. Лачиновой с использованием средств аудиозаписи, при участии в заседании: от истца – М.П. Андреева по доверенности от 13.03.2013, паспорт, от ответчика – не явился (извещен), от третьего лица - не явился (извещен), рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24 июня 2013 г. по делу № А45-27362/2012 (судья О.Г. Бычкова) по исковому заявлению открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» (ОГРН 1097746772738, ИНН 7708709686, 107228, г. Москва, ул. Новорязанская, д. 12, 630004, г. Новосибирск, ул. Вокзальная магистраль, д. 12) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9) третье лицо: Министерство финансов Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, ул. Красный проспект, д. 18) о взыскании 274044,30 руб., УСТАНОВИЛ: Открытое акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» (далее –истец, общество, ОАО «ФПК») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – ответчик, Минфин России) о взыскании 274044 руб. 30 коп. убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом в дальнем сообщении инвалидам и участникам Великой Отечественной Войны, а также лицам, приравненным к ним. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Новосибирской области (далее – третье лицо). Решением суда от 24.06.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Не согласившись решением суда, Минфин России обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ОАО «ФПК». В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что заявителем не представлено первичных документов, из содержания которых возможно установить размер заявленных требований. Податель жалобы указывает, что копии реестров оформленных проездных документов из автоматизированной системы не могут являться надлежащим доказательством размера заявленных требований. ОАО «ФПК» в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. По мнению общества, решение суда законно и обоснованно. Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу. В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Ответчик и третье лицо, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили, возражений относительно рассмотрения заявления в их отсутствие не заявили. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей перечисленных лиц, участвующих в деле. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене либо изменению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО «ФПК» является транспортной организацией, осуществляет перевозку пассажиров с предоставлением права бесплатного проезда либо с 50% скидкой от стоимости проезда по железной дороге один раз в год (туда и обратно) по оплате проезда в соответствии со статьями 2, 3 межправительственного Соглашения стран Содружества Независимых государств «О взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним» от 12.03.1993 (далее –Соглашение от 12.03.1993). Во исполнение указанного Соглашения от 12.03.1993 истцом в 2010-2011 годах указанной категории граждан на территории Новосибирской области оформлены проездные документы без оплаты либо с оплатой 50% стоимости проезда. Стоимость неоплаченного проезда составила 271567 руб. 28 коп. Кроме этого указанным категориям пассажиров оформлены проездные документы без взимания страхового взноса и сборов за услуги, связанных с перевозкой пассажиров, что составляет: комиссионный сбор в размере 96,6 руб., 2380 руб. 42 коп. сумма неполученных сборов за услуги, связанные с перевозкой пассажиров. Посчитав, что указанные расходы являются убытками, истец обратился в суд с соответствующим иском о взыскании 274044,30 руб. Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего. В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В силу пункта 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков возможно при доказанности истцом совокупности условий (основания возмещения убытков): противоправность действий (бездействия) причинителя убытков, причинная связь между противоправными действиями (бездействием) и убытками, наличие и размер понесенных убытков. Следовательно, лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков (вреда), должно доказать факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличия причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у истца убытками, а также реальный размер убытков. Статья 16 ГК РФ устанавливает, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Согласно статьям 1064 и 1069 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В соответствии со статьей 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. В части 5 статьи 790 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета. В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 17-ФЗ) потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации – соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В силу международных соглашений, в том числе Соглашения от 12.03.1993 право на льготный проезд по территории стран содружества независимых государств и ближнего зарубежья предоставлено названным льготным категориям граждан и должно финансироваться за счет средств бюджета Российской Федерации. Согласно статьям 2, 3 Соглашения от 12.03.1993 инвалидам великой отечественной войны I и II групп и лицам, приравненным к ним, предоставляется право бесплатного проезда по железной дороге или на судах транзитных и местных линий речного флота по территориям государств – участников настоящего соглашения один раз в год (туда и обратно) и с 50% скидкой воздушным, водным или междугородным автомобильным транспортом. Героям советского союза и лицам, награжденным орденом славы трех степеней, предоставляется право бесплатного проезда один раз в год (туда и обратно) на указанных видах транспорта. Инвалидам великой отечественной войны III группы и лицам, приравненным к ним, предоставляется 50% скидка со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) по железной дороге, водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом. В силу статьи 6 Соглашения от 12.03.1993 транспортные организации обеспечивают льготные условия обслуживания лиц, указанных в настоящем соглашении, независимо от места их проживания. Пункт 7 указанного Соглашения гласит, что основанием для приобретения льготного проездного билета является предоставление удостоверения личности и лист талонов на льготный проезд, которые должны предъявляться в железнодорожную кассу. Согласно части 2 статьи 7 ГК РФ в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора. Таким образом, финансирование предоставления льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом, предусмотренных названными актами, является расходным обязательством Российской Федерации. Во исполнение положений Федерального закона от 08.01.1998 № 2-ФЗ «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации» Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации № 30 от 26.07.2002 утверждены Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте (далее – Правила № 30). В соответствии с требованиями Правил № 30 продажа проездных билетов на сети железнодорожных дорог на поезда дальнего и местного следования производится с помощью автоматизированной системы учета «Экспресс», в которой фиксируется вся необходимая информация о пассажире и представленных им документах, категории льготы, номере удостоверения, маршруте, по которому предоставлен льготный проезд, дате поездки, стоимости проезда и т.д. Пунктом 24 Правил № 30 установлено обязательное наличие при оформлении льготных проездных билетов данной категории лиц талонов на право бесплатного проезда, полученных в обмен на проездной документ и прилагаемых к отчету билетного кассира. Поскольку предметом иска явилось возмещение расходов, связанных с предоставлением в 2010-2011 годах льгот по проезду железнодорожным транспортом в Новосибирской области, в силу пункта 5 статьи 790 ГК РФ расходы, понесенные транспортной организацией, в данном случае ОАО «ФПК», возмещаются за счет средств соответствующего бюджета. В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ № 23) указано, что организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с соответствующего публично-правового образования компенсации в виде не полученной с потребителей платы. Публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается. Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (часть 4 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете. В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 16 Постановления Пленума ВАС РФ № 23, споры о взыскании Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013 по делу n А27-7169/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|