Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2013 по делу n А45-6766/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Томск                                                                              Дело № А45-6766/2013 (07АП-6855/13)

«03»  октября 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2013 года .

Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2013 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд  в составе:

Председательствующего:  Кайгородовой М.Ю.

Судей:                   Сухотиной И.Н., Терехиной И.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Конгеровой Ю.В. с использованием средств аудиозаписи

при участии:

от истца: представителя Малышевой К.В., действующей  по доверенности от 22.05.2013 года, представителя Бабыкиной Л.Г. по доверенности от 22.05.2013 года;

от ответчика: представителя Григорьева, действующего  по доверенности от 05.05.2013 года;

от третьего лица: без участия (извещен)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Компании с ограниченной ответственностью "Нортхам Инвестментс Лимитед"  на решение  Арбитражного суда Новосибирской области от 27 июня 2013 года по делу № А45-6766/2013 (судья Нефедченко И.В.)

по иску  Компании с ограниченной ответственностью "Нортхам Инвестментс Лимитед" к Открытому акционерному обществу "Сибирская энергетическая компания" (ОГРН 1045401912401 ИНН 5405270340) о  взыскании 1 274 543 рублей убытков

Третье лицо: Открытое акционерное общество «Новосибирскгортеплоэнерго»;

У С Т А Н О В И Л:

Компания с ограниченной ответственностью «Нортхам Инвестментс Лимитед» (далее - Компания) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с иском открытому акционерному обществу «Сибирская энергетическая компания» (далее – ООО «СИБЭКО») о взыскании 1 274 543 рублей убытков, причиненных в результате затопления помещений в здании, расположенном по адресу: г. Новосибирск, ул. Каменская, дом 51, в том числе: 1049943 рубля в возмещение стоимости восстановительного ремонта, 139 600 рублей в возмещение стоимости поврежденного имущества (офисной мебели), 50 000 рублей в возмещение затрат на производство строительно-технического экспертного заключения ООО «НБСТЭЭ», 35000 рублей в возмещение затрат на проведение оценки стоимости причиненного ущерба ООО Центр независимой оценки «Ассоль».

К участию в  деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора - открытое акционерное общество «Новосибирскгортеплоэнерго» (далее – ОАО «НГТЭ»).

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 27 июня 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Компания обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.

Апелляционная жалоба мотивирована ссылками на необоснованность вывода суда первой инстанции об отсутствии вины ответчика.

Апеллянт считает вывод суда первой инстанции о том, что для отключения подачи теплоносителя в свои сети истец обязан иметь запорную арматуру (задвижки) на вводе своей сети в здание не основан на нормах права и противоречит технической документации.

По мнению апеллянта, теплоснабжающая организация не вправе была осуществлять подачу тепловой энергии без двустороннего акта проверки готовности теплосетей к отопительному периоду.

Кроме того апеллянт считает, что судом в обжалуемом решении допущены противоречивые выводы.

Апеллянт полагает, что представленные в материалы дела доказательства подтверждают факт причинения вреда, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь.

Ответчик и третье лицо в отзывах на апелляционную жалобу возражают против ее доводов, просят оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции.

Дело по апелляционной жалобе рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого судебного акта в полном соответствии с требованиями статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены либо изменения исходя из следующих обстоятельств.

Как видно из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 16.02.2011 года между ОАО «Новосибирскэнерго» (правопредшественник ОАО «СИБЭКО», энергоснабжающая организация) и КОО «Нортхам Инвестментс Лимитед» (абонент) заключен договор № 8285 на подачу и потребление тепловой энергии в горячей воде, согласно условиям которого энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через сети теплосетевой организации тепловую энергию для здания, расположенного по адресу: ул. Каменская, 51, а абонент производить расчеты за тепловую энергию, поддерживать в исправном техническом состоянии оборудование, производить необходимый ремонт или реконструкцию своих тепловых сетей и систем потребления, готовить их к эксплуатации в следующем отопительном сезоне в период отключения теплоисточником и (или) тепловых сетей теплосетевой организации для ремонта (в межотопительный период) в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации.

05.10.2011 года между Компанией и ОАО «СИБЭКО» заключено дополнительное соглашение к договору, в соответствии с пунктом 1 которого с 01.07.2011 года стороной по договору – энергоснабжающей организацией является ОАО «СИБЭКО». Все прочие условия договора действуют в прежней редакции (п.4 дополнительного соглашения).

23.09.2012 года произошло затопление горячей водой помещений истца в принадлежащем ему здании по адресу: г. Новосибирск, ул. Каменская. 51, в результате чего была повреждена отделка помещений и офисная мебель.

Ссылаясь на то, что затопление помещений Компании произошло по вине ОАО «СИБЭКО» по причине подачи теплоносителя в сети абонента в межотопительный период, в период проведения реконструкции индивидуального теплового пункта (ИТП) абонента, в отсутствие двухсторонних актов готовности систем отопления и тепловых сетей потребителя к эксплуатации в отопи-тельный период, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом не доказаны обстоятельства,   что именно вследствие противоправных действий ответчика у Компании возникли убытки.

Не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции оснований не имеется исходя из следующего.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, в том числе путем возмещения убытков.

Пункт 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность должника возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В силу пункта 2 указанной выше статьи под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Из содержания приведенных выше норм следует, что для возложения на сторону договора обязанности по возмещению убытков, возникших у контрагента, необходимо наличие в действиях данного лица состава гражданского правонарушения, включающего в себя неправомерность деяния лица, в частности выразившееся в нарушении существовавшего между сторонами обязательства, а также возникновение убытков в определенном размере и причинную связь между совершенным деянием и возникшими убытками.

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа во взыскании убытков.

Удовлетворение исковых требований возможно при доказанности всей совокупности вышеуказанных условий ответственности.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ бремя доказывания названных выше обстоятельств возлагается на истца.

Для данного конкретного случая, при выяснении вопроса о вине лица в причинении убытков, вызванных затоплением помещения, необходимо установить, в чьей зоне эксплуатационной ответственности находится оборудование, через которое произошло затопление спорных помещений.

Согласно Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 13.12.2000 года № 285 (далее - Типовая инструкция) границей эксплуатационной ответственности является линия раздела элементов системы теплоснабжения по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации тех или иных элементов систем теплоснабжения, устанавливаемая соглашением сторон; при отсутствии такого соглашения граница эксплуатационной ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности.

Так, в соответствии с пунктом 7.1 договора и актом разграничения тепловых сетей (приложение № 2 к договору), граница разграничения эксплуатационной ответственности между абонентом ООО «Нортхам Инвестментс Лимитед» и теплосетевой организацией ОАО «НГТЭ» проходит по наружной стороне стенки тепловой камеры Тк-1709-6 на теплотрассе 2dy80 в сторону здания абонента.

Следуя материалам дела, тепловая сеть по ул. Некрасова, включая тепловую камеру (ТК) 1709-6, находится во владении ОАО «НГТЭ» на правах аренды. Согласно пункту 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ №808 от 08.08.2012 года (далее - Правила № 808) акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон является документом, определяющим границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок.

Судом первой инстанции установлено, что попадание воды в помещения истца произошло 23.09.2012 года непосредственно из системы теплоснабжения помещений истца в здании по ул. Каменская, 51, то есть в зоне эксплуатационной ответственности истца.

Кроме того, из представленных в материалы дела доказательств не следует, что в зоне ответственности ОАО «НГТЭ» зафиксированы аварийные ситуации, связанные с ненормативной и неконтролируемой утечкой теплоносителя из принадлежащих ему сетей в районе ул. Каменская.

По мнению истца, причиной затопления явилась  несанкционированная подача теплоносителя от тепловой камеры теплосети по трубопроводу ввода в здание истца, где в этот момент производились строительно-монтажные работы по реконструкции ИТП.

Согласно статье 15 Федерального закона «О теплоснабжении», пункту 20 Правил № 808 и договору теплоснабжения № 8285 от 16.02.2011года ответчик обязан обеспечить поставку тепловой энергии потребителю (истцу) на нужды отопления и на подготовку горячей воды. Ответчик вправе ограничить или прекратить подачу тепловой энергии потребителям только в некоторых случаях, прямо указанных в Правилах № 808 и (или) договоре. К таким случаям относится наличие обращения потребителя о введении ограничения (п. 76 Правил 808).

Третье лицо, являясь теплосетевой организацией, также вправе ограничить или прекратить подачу тепловой энергии потребителям в этих же случаях по письменному уведомлению теплоснабжающей организации.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции установил, что истцом не доказано, что он представлял какие-либо обращения, уведомления, иные документы, а также телефонограммы, содержащие информацию о необходимости ограничить или прекратить подачу тепловой энергии в ОАО «НГТЭ» или ОАО «СИБЭКО».

Так, согласно выкопировке из журнала приема телефонограмм за период с 05.05.2012 года по 12.05.2012 года, представленной третьим лицом, никаких телефонограмм от истца в адрес третьего лица не представлено.

В доказательство извещения ОАО «НГТЭ» истец представил выписку из журнала телефонограмм, согласно которой телефонограмма с извещением о реконструкции направлялась по сотовому телефону некоему инспектору 5-го РТС Михайлову М.В., который не наделен полномочиями на получение таких телефонограмм.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данная выписка не является надлежащим доказательством об извещении о начавшейся реконструкции.

Кроме того, судом первой инстанции установлено, что  подача теплоносителя в сети потребителя может осуществляться как в отопительный, так и в межотопительный периоды. В последнем случае подача осуществляется с целью подогрева холодной воды для обеспечения горячего водоснабжения.

Таким образом, по технологическим причинам теплоноситель подается в сети потребителя круглогодично, за исключением периода ремонтов, в связи с чем, потребитель для отключения подачи теплоносителя в свои сети обязан иметь запорную арматуру – так называемой «задвижки», на вводе своей сети в здание.

 Запорная арматура у истца установлена, о чем свидетельствует паспорт узла со схемой ИТП (лист дела 26). Назначение паспорта узла - указать схему присоединения, температурные параметры подаваемых ресурсов, а также всё установленное в ИТП оборудование (на схеме).

В связи с чем, довод апеллянта о  том, что  он не имеет запирающего устройства в зоне своей ответственности, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный, противоречащий, имеющимся в материалах дела доказательствам.

Согласно п. 2.2.1 Правил технической эксплуатации (утв. приказом Минэнерго №115 от 24.03.2003 года (далее - ПТЭ)) истец обязан обеспечить содержание тепловых энергоустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями ПТЭ. Вывод тепловых энергоустановок из работы в ремонт или реконструкцию оформляется заявкой, подаваемой потребителем в соответствующую диспетчерскую службу (п. 15.3.2 ПТЭ). Заявка

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2013 по делу n А67-5638/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить определение в части и разрешить вопрос по существу  »
Читайте также