Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2013 по делу n А02-239/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                                Дело № А02-239/2013

Полный текст постановления изготовлен  15.10.2013г.                   

Резолютивная часть постановления объявлена 08.10.2013г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего О.Б. Нагишевой

судей  Л.Е. Лобановой, И.И. Терехиной

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кощеевой О.Ю.

в отсутствие участвующих в деле лиц,

рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования «Майминский район» на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 12.07.2013г. по делу № А02-239/2013 (07АП- 7336/12)

(судья С.В. Амургушев)

по исковому заявлению Администрации муниципального образования "Майминский район" (ОГРН 1030400667769, ИНН 0408008253, ул. Ленина, 22, с. Майма, Майминский район, 649100) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай (ОГРН 1100411000381, ИНН 0411148638, адрес: 649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Набережная, 1), Министерству имущественных отношений Республики Алтай (ОГРН 1020400734683, ИНН 0411006947, адрес: 649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. В.И. Чаптынова, 24), администрации муниципального образования «Майминское сельское поселение» (ОГРН 1050400677040, ИНН 0408011009, адрес: 649100, Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, ул. Ленина, 10) о признании права муниципальной собственности на здания водонапорных скважин и земельный участок и по встречному иску Администрации МО «Майминское сельское поселение» о признании права собственности на указанные объекты недвижимости за МО «Майминское сельское поселение»,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования "Майминский район" (далее –Администрация МО «Майминский район») обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай (далее – ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РА), Министерству имущественных отношений Республики Алтай (далее – Минимущество РА), администрации муниципального образования «Майминское сельское поселение» (далее – Администрация сельского поселения) о признании права муниципальной собственности на следующие объекты недвижимого имущества:

здание скважины общей площадью 6,1 кв. метра, инвентарный номер: 84:215:001:000033560 (скважина №1), расположенной по адресу: Республика Алтай, Майминский район, село Майма, ул. Мира, район дома №25;

здание скважины общей площадью 6,1 кв. метра, инвентарный номер: 84:215:001:000033770 (скважина №2) расположенной по адресу: Республика Алтай, Майминский район, село Майма, ул. Мира, район дома №25;

здание скважины общей площадью 6,1 кв. метра, инвентарный номер: 84:215:001:000033700 (скважина №3) расположенной по адресу: Республика Алтай, Майминский район, село Майма, ул. Мира, район дома №25;

здание скважины общей площадью 6,1 кв. метра, инвентарный номер: 84:215:001:000028830 (скважина №4) расположенной по адресу: Республика Алтай, Майминский район, село Майма, ул. Мира, район дома №25;

земельный участок с кадастровым номером 04:01:010203:34 площадью 10109 кв. метра, расположенный по адресу: /Республика Алтай, Майминский район, село Майма, улица Мира.

Исковые требования обоснованы ссылками на статьи 8, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что данные объекты недвижимости в настоящее время находятся в безвозмездном пользовании у МУП «Водоканал» на основании распоряжения Администрации от 01.06.2006 № 179-р. Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем предприятия является Администрация МО «Майминской район». Бремя содержания данных объектов несет муниципальное предприятие района. Земельный участок с кадастровым номером 04:01:010203:34 площадью 10109 кв.м, расположенный по адресу: с. Майма, ул. Мира, на котором находятся объекты недвижимости, образован для целей обслуживания объекта водоснабжения. На основании договора аренды от 11.06.2010 № 251 данный земельный участок передан МУП «Водоканал» в аренду сроком на 11 месяцев. Полномочия по водоснабжению и водоотведению в границах Майминского сельского поселения переданы МО «Майминский район» на основании Соглашения о передаче части полномочий Майминского муниципального образования по организации в границах поселения по электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и обслуживания жилья населения МО «Майминский район» от 22.09.2009, в связи с чем имущество, необходимое для исполнения данных полномочий, может находиться в муниципальной собственности района.

Определением Арбитражного суда Республики Алтай от 21.05.2013 принято встречное исковое заявление Администрации МО «Майминское сельское поселение», уточненное в порядке ст.  49 АПК РФ, в котором Администрация просит признать право муниципальной собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества за муниципальным образованием «Майминское сельское поселение», а соглашение от 22.06.2009 о передаче части полномочий Майминского муниципального образования по организации в границах поселения электро-, тепло -, газо-, водоснабжения и обслуживания жилья населения МО «Майминский район» признать расторгнутым.

Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 12.07.2013 года в удовлетворении первоначального искового заявление отказано. Встречные исковые  требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым решением, Администрация муниципального образования «Майминский район»  обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования Администрации муниципального образования «Майминский район».

В обоснование апелляционной жалобы  заявитель указывает, что спорные объекты должны быть переданы в муниципальную собственность района, а не поселения, что подтверждается имеющимся в материалах дела Решением единственного акционера ОАО «Водоканал» от 10.05.2006, инвентарной карточкой учета основных средств.

Считает, что выводы суда о том, что документом, подтверждающим право муниципальной собственности, является соответствующий реестр муниципальной собственности согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановления № 3020-1), нарушают нормы материального права, поскольку  основанием возникновения в силу приведенной судом  нормы, является специальное назначение и территориальная принадлежность  спорных объектов. Поскольку спорные объекты находятся на  территории Майминского района, то в силу положений Постановления № 3020-1 они должны относиться  к собственности района. Кроме того, в материалах дела  имеются документы, которые содержат перечень спорных объектов, 4 скважин:  приложение к решению 33 - й сессии Майминского районного Совета Депутатов №33-15 от 12.09.2006, приложение к решению 17-й сессии Майминского районного Совета депутатов №17-29 от 21.05.2010. Согласно Закону Республики Алтай  от 30.11-.2007 № 80 –РЗ «О разграничении муниципального имущества между муниципальным образованием «Майминский район» и сельскими поселениями, входящими в состав муниципального образования «Майминский район» в перечень имущества муниципального образования «Майминское сельское поселение» при разграничении имущества спорные объекты не вошли. Выводы суда о расторжении соглашения от 22.09.2009 также являются незаконными и необоснованными.

Лица, участвующие в деле в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзывы на апелляционную жалобу представили, полномочных представителей не направили, о времени его проведения надлежаще уведомлены. Апелляционный суд считает возможным на основании статьи 156 АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его  подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела, 10.05.2006 года единственный акционер открытого акционерного общества «Водоканал» принял решение о безвозмездной передаче в собственность Муниципального образования «Майминский район» из состава имущественного комплекса ОАО «Водоканал» недвижимого имущества, предназначенного для организации водоснабжения, расположенного на территории муниципального образования, а также оборудования, инвентаря и техники, закрепленных за Майминским участком водоснабжения согласно приложению.

01.06.2006 года Администрацией муниципального образования «Майминский район» было вынесено распоряжение «О передаче имущества муниципального образования «Майминский район» на баланс МУП «Водоканал».

Согласно приложению № 1 к указанному распоряжению МУП «Водоканал» переданы земельный участок и скважины №№ 1-4 по адресу: Республика Алтай, Майминский район, село Майма, ул. Мира.

На переданное имущество составлен акт приема - передачи основных средств.

Полномочия по водоснабжению и водоотведению в границах Майминского сельского поселения переданы МО «Майминский район» на основании соглашения от 22.09.2009 о передаче части полномочий Майминского муниципального образования по организации в границах поселения по электро-, тепло -, газо-, водоснабжения и обслуживания жилья населения МО «Майминский район», в связи с чем имущество, необходимое для исполнения данных полномочий, может находиться в муниципальной собственности района.

Указанное обстоятельство послужило основанием, для обращения  Администрации муниципального образования «Майминский район» с настоящим иском в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении первоначальных требований и удовлетворяя встречные исковые  требования, исходил из того, что  с момента постройки спорных объектов недвижимого имущества они эксплуатировались в соответствии с их назначением и используются по настоящее время Администрацией сельского поселения для хозяйственной деятельности, данное спорное имущество из муниципальной собственности не выбывало. Расторгая соглашение от 22.09.2009, заключенное между Майминским муниципальным образованием и муниципальным образованием «Майминский район», согласно которому последнему переданы в том числе, полномочия по организации в границах Майминского муниципального образования электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения и обслуживания для всех категорий потребителей, суд первой инстанции пришел к выводу, что подобные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в части 4 статьи 15 Закона об общих принципах местного самоуправления в РФ, межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Апелляционный суд не может согласиться с выводами арбитражного суда, при этом исходит из следующих норм права и обстоятельств дела.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)  защита гражданских прав может осуществляться путем признания права.

В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Согласно пункту 2 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунального бытового назначения из федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 года № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» (действовавшего на момент передачи недвижимого имущества), передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежали объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», в том числе: сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры.

В соответствии с пунктом 2 постановления N 3020-1 объекты жилищного фонда и нежилого фонда (приложение N 3) независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.

В пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" разъяснено, что объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.

При таких обстоятельствах,  спорные объекты недвижимого имущества должны были перейти в собственность Муниципального образования «Майминский район» в соответствии с положениями закона и нормативных актов.

Кроме того, руководствуясь  статьей 3.1 Федерального закона Российской Федерации № 137-ФЗ от 25.10.2011 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которой в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений,

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2013 по делу n А67-3122/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также