Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 по делу n А67-3360/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № А67-3360/2013 резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2013 текст постановления изготовлен в полном объеме18 декабря 2013 Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего С.Н. Хайкиной судей: М.Х. Музыкантовой, А.Л. Полосина при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Большаниной Е.Г. с использованием средств аудиозаписи при участии: от заявителя: Сулейманова Е.С. – доверенность от 18.12.12 от заинтересованного лица: Митюшкина С.Ю, - доверенность от 27.03.13 от третьего лица: без участия, извещен рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области на решение Арбитражного суда Томской области от 01.11.2013 по делу № А67-3360/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Томскнефтехим» (ИНН 7017075536 ОГРН 1037000135920) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области о признании незаконным и отмене постановления от 27.05.2013 № 3-129 о назначении административного наказания, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Томскнефтехим» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области (далее – административный орган, Управление Росприроднадзора) от 27.05.2013 № 3-129 о назначении административного наказания. Решением суда от 01.11.2013 заявленные требования удовлетворены. Не согласившись с решением суда, Управление Росприроднадзора обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества. В обоснование апелляционной жалобы указано, что Методические рекомендации по классификации аварий и инцидентов на опасных производственных объектах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности. РД 09-398-01, утвержденные Приказом Госгортехнадзора РФ от 31.01.2001 № 7, подлежат применению в настоящем случае; произошедший на товарно-сырьевой базе ООО «Томскнефтехим» разлив бензина следует рассматривать в качестве аварии; Обществом несвоевременно сообщено в Управление Росприроднадзора о происшествии. Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Третье лицо о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился. На основании ст. 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене. Из материалов дела следует, что 21.04.2103 на товарно-сырьевой базе ООО «Томскнефтехим» по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 2 произошел разлив бензина. О данном факте ООО «Томскнефтехим» проинформировало Сибирское управление Ростехнадзора посредством факсимильной связи 22.04.2013. Управлением Росприроднадзора на основании распоряжения руководителя от 25.03.2013 № 41-р проведена внеплановая выездная проверка ООО «Томскнефтехим», в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами; несоответствия сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям; факты невыполнения предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. По результатам проверки составлен акт проверки № НЗВАТР-101 от 30.04.2013. 30.04.2013 в Управление Росприроднадзора от заместителя начальника отдела экологического контроля поступила докладная записка о том, что в ходе подписания акта проверки от Общества поступила устная информация о разливе бензина на товарно-сырьевой базе ООО «Томскнефтехим», произошедшем 21.04.2013, информация по данному факту в Управление Росприроднадзора не поступала. 14.05.2013 Управлением Росприроднадзора в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по статье 8.5 КоАП РФ. 27.05.2013 Управлением Росприроднадзора вынесено постановление № 3-129, которым ООО «Томскнефтехим» привлечено к административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей. Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд. Суд первой инстанции пришел к выводам о недоказанности совершения Обществом вменяемого ему административного правонарушения. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего. В соответствии со статьей 8.5 КоАП РФ установлена ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, которые обеспечивают доступность экологической информации. Объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие), выражающиеся в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении экологической информации, искажении сведений о состоянии природных объектов. По смыслу статьи 8.5 КоАП РФ под экологической информацией понимается информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду. Под сокрытием имеется в виду утаивание, недоведение до сведения лиц, имеющих право на получение такой информации, либо отказ в ее представлении. Под искажением следует понимать представление заведомо ложных либо неполных сведений. Несвоевременное сообщение полной и достоверной информации означает нарушение сроков ее доведения до заинтересованных лиц – органов, либо сообщение в установленный срок лишь части необходимой информации, не отвечающей требованиям полноты и достоверности, а восполняющих ее сведений – после установленных сроков. В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды. Таким образом, информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, чрезвычайных ситуациях техногенного характера подлежит сообщению территориальным органам Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Как следует из оспариваемого постановления, Обществу вменяется несвоевременное представление в Управление Росприроднадзора информации о разливе бензина. Вместе с тем, административным органом не доказано наличия у Общества обязанности по немедленному сообщению о случившемся 21.04.2013 разливе бензина на товарно-сырьевой базе ООО «Томскнефтехим» по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 2. Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности. Поскольку ООО «Томскнефтехим» эксплуатирует опасный производственный объект – технологический трубопровод, оно обязано соблюдать требования нормативных актов в области промышленной безопасности. В силу пункта 4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 № 240, организации, имеющие опасные производственные объекты, обязаны немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации. Судом первой инстанции установлено, что Общество своевременно сообщило о случившемся происшествии в Сибирское управление Ростехнадзора. Также о случившемся в ходе проведения в указанный период внеплановой выездной проверки в устной форме было проинформировано Управление Росприроднадзора. Ссылка административного органа на информирование о случившемся происшествии не в соответствии с Указаниями по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации, утвержденными Приказом МПР РФ от 03.03.2003 № 156, подлежит отклонению. Согласно пункту 3 Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, а также иные организации, имеющие опасные производственные объекты и обязанные в соответствии с законодательством разрабатывать и согласовывать в установленном порядке планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, в случаях аварийных разливов информируют соответствующие территориальные органы или специализированные морские инспекции МПР России по установленному образцу (приложение 1). Таким образом, Общество обязано было сообщить о происшествии в Управление Росприроднадзора в указанном порядке только в случае аварийного разлива бензина. Однако в материалах дела не имеется доказательств отнесения к аварии разлива бензина на товарно-сырьевой базе ООО «Томскнефтехим» по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 2. Ссылки административного органа на Методические рекомендации по классификации аварий и инцидентов на опасных производственных объектах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности РД 09-398-01 в качестве обоснования отнесения разлива бензина к аварии обоснованно отклонены судом первой инстанции. В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 № 8 в соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина. Судом первой инстанции установлено и административным органом не оспаривается, что Методические рекомендации по классификации аварий и инцидентов на опасных производственных объектах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности РД 09-398-01 в установленном порядке не зарегистрированы и не опубликованы, в связи с чем не подлежат применению при разрешении споров. Установленные в статье 1 Закона № 116-ФЗ основные понятия не позволяют однозначно отнести происшествие на товарно-сырьевой базе ООО «Томскнефтехим» по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 2 к аварии. Поскольку Управлением Росприроднадзора не представлено бесспорных доказательств возникновения на товарно-сырьевой базе ООО «Томскнефтехим» аварии, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности совершения Обществом вменяемого ему административного правонарушения, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельствами, исключающими административную ответственность заявителя. С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление Управления Росприроднадзора от 27.05.2013 № 3-129 о назначении административного наказания. Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, у апелляционного суда не имеется. Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л: Решение Арбитражного суда Томской области от 01.11.2013 по делу № А67-3360/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Председательствующий С.Н. Хайкина Судьи М.Х Музыкантова А.Л. Полосин Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 по делу n А27-7684/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|