Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2014 по делу n А45-14218/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                                       Дело № А45-14218/2013

15 января 2014 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2014г.

Полный текст постановления изготовлен 15 января 2014г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Полосина А.Л. 

судей Музыкантовой М.Х., Скачковой О.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кульковой Т.А. с использованием средств аудиозаписи

при участии:

от истца: Винокурова Н.Р. по доверенности от 23.05.2013 года (сроком 3 года)

от ответчика: без участия (извещен)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области, г. Новосибирск (№ 07АП-10844/13)

на решение Арбитражного суда Новосибирской области

от 31 октября 2013 года по делу № А45-14218/2013 (судья Векшенков Д.В.)

по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Литвинова Сергея Михайловича, г. Новосибирск (ОГРН 304540314600050)

к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области, г. Новосибирск 

об установлении кадастровой стоимости земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель Литвинов Сергей Михайлович (далее по тексту – истец, предприниматель, ИП Литвинов С. М.) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии в лице Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области (далее по тексту – ответчик, ФГПУ «ФКП Росреестра») об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 54:35:052285:3, площадью 894 кв. м., адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир – здание ветеринарной клиники, почтовый адрес ориентира: Новосибирская область, город Новосибирск, ул. Изыскателей, 91, равной его рыночной стоимости в размере 1 833 100 рублей.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 31 октября 2013 года иск удовлетворен; ответчик обязан внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость указанного земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости; взысканы в пользу истца судебные расходы в размере 34 000 руб.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФГПУ «ФКП Росреестра» обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области от 31 октября 2013 года отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного иска, поскольку арбитражным судом не учтена правовая позиция Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенная в постановлении от 25.06.2013 года № 10761/11; взысканные судебные расходы являются не разумными и необоснованными.

Подробно доводы ответчика изложены в апелляционной жалобе.

Истец отзыв в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ в материалы дела не представил; в судебном заседании его представитель согласился с доводами апеллянта в части необоснованного не применения арбитражным судом при разрешении настоящего спора правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 25.06.2013 года № 10761/11.

ФГПУ «ФКП Росреестра», участвующее в деле, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явилось.

В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившейся стороны.

Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 31 октября 2013 года подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как установлено материалами дела, согласно свидетельства о государственной регистрации права серии 54АГ № 030073 от 22.01.2007 года истец имеет на праве собственности здание (ветеринарная клиника), площадью 55,8 кв.м., нежилое здание, инв. №50:401:374:005018300:0001, литер А, А1, А2, расположенное по адресу: г. Новосибирск, Кировский район, ул. Изыскателей, дом 91, кадастровый номер 54:35:052285:0003:02.

Согласно свидетельства серии 54АГ № 292312 от 05.03.2008 года за предпринимателем на праве собственности зарегистрирован земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - поликлиники, диспансеры, кадастровый номер 54:35:052285:0003, площадью 894 кв. м., адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир – здание ветеринарной клиники, почтовый адрес ориентира: Новосибирская область, город Новосибирск, ул. Изыскателей, 91.

Из кадастрового паспорта земельного участка от 18.11.2011 года № 54/201/11-121899 следует, что  кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка составляет 3 323 766, 84 рублей.

По кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка, выданной ответчиком 25.01.2013 года, кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 5 810 249, 04 руб.

Предприниматель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер 54:35:052285:3.

20 июня 2013 года за исх. №01-23-140/13 регистрирующий орган возвратил заявление предпринимателю и разъяснил, что законодательством об оценочной деятельности предусмотрен судебный порядок оспаривания.

Сославшись на то, что содержащаяся в государственном реестре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 54:35:052285:3 существенно превышает его рыночную стоимость, ИП Литвинов С. М. обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции, принимая во внимание отчет № 0413ЗУ01 от 25.04.2013 года согласно которому рыночная стоимость земельного участка, кадастровый номер 54:35:052285:3, площадью 894 кв. м., адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир – здание ветеринарной клиники, почтовый адрес ориентира: Новосибирская область, город Новосибирск, ул. Изыскателей, 91, по состоянию на 25.04.2013 года составляет 1 833 100 рублей, пришел к выводу о превышении кадастровой стоимости над рыночной стоимостью более чем в три раза.

Апелляционная инстанция находит указанные выше выводы арбитражного суда ошибочными по следующим обстоятельствам.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пункт 3 статьи 66 указанного Кодекса, как в прежней, так и в действующей редакции, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.06.2011 года № 913/11 указал, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Согласно позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в названном постановлении, права землепользователя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

В силу Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 года № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года № 316.

Согласно данным Правилам и статье 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Для целей применения Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3).

Итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки оформляется отчетом независимого оценщика об оценке объекта оценки.

Согласно пункту 3 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке" (ФСО № 3) отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц, содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.

Таким образом, действующее законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

В силу статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

В рассматриваемом случае кадастровая стоимость спорного земельного участка определена на 01.01.2012 года на основании результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденных постановлением Правительства Новосибирской области от 29.11.2011 года № 535-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области».

Указанное выше обстоятельство представителем истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции не оспорено.

Как следует из статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом недвижимости, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

При этом, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, не может быть определена произвольно, на произвольную дату.

Именно поэтому статьей 24.19 Федерального

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2014 по делу n А27-13209/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также