Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2014 по делу n А45-8176/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24.

  П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                                 Дело № А45-8176/2013

20 января 2014 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2014 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Полосина А.Л.

судей Музыкантовой М.Х., Скачковой О.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мавлюкеевой А.М. с использованием средств аудиозаписи

при участии:

от заявителя: Шаталова Ю.С. по доверенности от 07.05.2013 года (сроком 1 год)

от заинтересованного лица: без участия (извещено)

от третьих лиц: без участия (извещены)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главы крестьянско-фермерского хозяйства «Исток» Сальникова Алексея Ивановича, с. Ленинское Новосибирского района Новосибирской области (№ 07АП-9942/13)

на решение Арбитражного суда Новосибирской области

от 27 сентября 2013 года по делу № А45-8176/2013 (судья Т.В. Абаимова)

по заявлению Закрытого акционерного общества «Политотдельское», с. Пойменное Тогучинского района Новосибирской области (ОГРН 1025404576273, ИНН 5438101393)

к Администрации Тогучинского района Новосибирской области, г. Новосибирск (ИНН 5438315405, ОГРН 1055461000110)

третьи лица:

1) Глава крестьянско-фермерского хозяйства «Исток» Сальников Алексей Иванович, с. Ленинское Новосибирского района Новосибирской области;

2) Администрация Вассинского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области, с. Пойменное Новосибирского района Новосибирской области (ИНН 5438102943, ОГРН 1025404578022)

о признании незаконным решения Администрации Тогучинского района Новосибирской области от 04.04.2013 года,

УСТАНОВИЛ:

 

Закрытое акционерное общество «Политотдельское» (далее по тексту – заявитель, ЗАО "Политотдельское", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Администрации Тогучинского района Новосибирской области (далее по тексту – заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным отказа Администрации, содержащегося в письме от 04.04.2013 года № 1019, в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 54:24:052710:204 площадью 7850000 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, и обязании устранить указанные нарушения путем проведения процедуры предоставления земельных участков в аренду в порядке, предусмотренном статьей 10 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены - Глава крестьянско-фермерского хозяйства «Исток» Сальников Алексей Иванович (далее по тексту – Глава КФХ "Исток" Сальников А.И.) и Администрация Вассинского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области (далее по тексту – Администрация Вассинского сельсовета).

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 27 сентября 2013 года заявленные Обществом требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Глава КФХ "Исток" Сальников А.И. обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27 сентября 2013 года отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, поскольку выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; неправильно применены нормы материального права.

В обоснование апелляционной жалобы апеллянт ссылается на то, что спорный земельный участок включает в себя право собственности и право постоянного бессрочного пользования Сальникова А.И. на землю, однако указанному факту суд первой инстанции не дал надлежащей оценке; кроме того, поскольку границы спорного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, предоставление такого земельного участка не представляется возможным.

Подробно доводы третьего лица изложены в апелляционной жалобе.

Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании возражали против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу третьего лица не подлежащей удовлетворению, поскольку судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы представленные в материалы дела доказательства, им дана надлежащая правовая оценка; доказательств в обоснование своих доводов апеллянтом не представлено.

Письменный отзыв заявителя приобщен к материалам дела.

Администрация Тогучинского района Новосибирской области, Администрация Вассинского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ в материалы дела не представили.

Заинтересованное лицо, третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.

В порядке части 1 статьи 266, части 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.

Проверив материалы дела, в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27 сентября 2013 года не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 21.02.2013 года ЗАО "Политотдельское" обратилось в Администрацию Тогучинского района Новосибирской области с письмом № 52 от 20.02.2013 года о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка с номером в кадастровом квартале 52:24:052710:204, площадью 7850000 кв.м., категория земель – земли сельхозназначения, с разрешенным использованием для ведения сельского хозяйства.

Письмом № 1019 от 04.04.2013 года Администрация отказала в предоставлении участка, поскольку согласно решения президиума Совета Тогучинского районного совета народных депутатов от 08.01.1992 года № 15, постановлений Администрации Тогучинского района Новосибирской области от 04.05.1995 года № 182, от 22.11.1995 года № 500, постановлений главы территориальной Администрации Тогучинского района Новосибирской области от 12.03.1998 года № 108, от 24.08.2000 года № 391, от 08.06.2001 года № 255, от 11.06.2002 года № 259 указанный земельный участок предоставлен КФХ «Исток».

Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка не соответствует требованиям действующего законодательства, ЗАО "Политотдельское" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим требованием.

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Из содержания приведенных правовых норм следует, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.

Согласно пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Вместе с тем, заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.

Согласно пункту 1 статьи 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Порядок и правила предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам определяются Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ).

В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до разграничения права государственной собственности на землю распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, осуществляют органы местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона № 101-ФЗ в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно статье 10 Закона № 101-ФЗ передача в аренду земель сельскохозяйственного назначения из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, производится в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса РФ, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

Решение о передаче участков в аренду принимается в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, при условии, если в течение месяца с момента опубликования не поступили иные заявления. При подаче двух и более заявлений о передаче земельного участка в аренду такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

Статьями 29, 34 Земельного кодекса РФ, определяющими порядок предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Лица, заинтересованные в предоставлении им земельного участка, обращаются с заявлением в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления таких участков в аренду.

Арбитражным судом установлено и из материалов дела следует, что согласно кадастровой выписки о земельном участке от 19.02.2013 года № 54/201/13-46937 земельный участок с кадастровым номером 52:24:052710:204, площадью 7850000 кв.м., относится к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельского хозяйства.

Причиной отказа в предоставлении спорного земельного участка в аренду заявителю послужило предоставление его ранее другому лицу - КФХ «Исток».

Решением Президиума Тогучинского районного Совета народных депутатов от 08.01.1992 года № 15, гр. Сальникову Алексею Ивановичу предоставлен в собственность земельный участок общей площадью 15 га, из них сельхозугодий 15 га, в том числе сенокосов 15 га, а также в пожизненно наследуемое владение земельный участок общей площадью 49 га, из них 23 га сельхозугодий, в том числе сенокосов 23 га для организации крестьянского (фермерского) хозяйства на землях спецземфонда подсобного хозяйства управления внутренних дел облисполкома; Сальников А.И. утвержден главой КФХ «Исток»; районному комитету по земельной реформе и земельным ресурсам поручено провести землеустроительные работы в натуре и подготовить государственные акты на право собственности на земельные участки.

Постановлением Администрации Тогучинского района от 04.05.1995 года № 182 изменено местоположение КФХ «Исток» Сальникова А.И., ему предоставлен земельный участок на территории Вассинского сельсовета в районе деревни 2-ая Пятилетка из земель запаса, площадью 25 га пашни, из них в собственность передать 15 га пашни, а земельный участок площадью 64 га, из них сельхозугодий 38 га, в том числе сенокосов 38 га на территории Завьяловского сельсовета передать в земли запаса.

Постановлением Администрации Тогучинского района от 22.11.1995 года №

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2014 по делу n А45-15593/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также