Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2014 по делу n А02-1578/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24.

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                                       Дело № А02-1578/2013

03.03.2014г.

Резолютивная часть постановления объявлена 28.02.2014г.

Постановление в полном объеме изготовлено 03.03.2014г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего                             Е. И. Захарчук

судей:                                                            И.И. Терехиной

О.Б. Нагишевой

при ведении протокола помощником судьи С.Г. Захаренко

при участии в судебном заседании:

от истца: не явился (извещен),

от ответчиков: явились (извещены),

от третьих лиц: явились (извещены),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Алтай (07АП-810/14) на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 18 декабря 2013 года по делу № А02-1578/2013

(судья О.Л. Новикова)

по иску Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Ортолыкская средняя общеобразовательная школа имени М. И. Лапшина"

к Республике Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай, Администрации муниципального образования "Кош-Агачский район", Управлению образования, спорта и молодежной политики администрации муниципального образования "Кош-Агачский район"

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство образования, науки и молодежной политике Республики Алтай,

о взыскании 2 948 452,04 руб.

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ортолыкская средняя общеобразовательная школа имени М.И. Лапшина" (далее – МБОУ «Ортолыкская СОШ») обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с исковым заявлением, уточенным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Республике Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай (далее – Минфин РА) о взыскании 2 948 452,04 руб.

Иск обоснован ссылками на пункт 13 части 2 статьи 26.3 Федерального закона №184-ФЗ, статьи 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 18 декабря 2013 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым решением, Министерство финансов Республики Алтай обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что ответчик при утверждении лимитов на осуществление переданных полномочий руководствовался действующими нормативными правовыми актами Республики Алтай и доказательств их нарушения или несоблюдения истцом не представлено, расчеты были произведены на основании предоставленных администрацией муниципального образования «Кош – Агачский район» сведений. Кроме того, судом не исследованы решения Кош – Агачского районного суда Республики Алтай, которые послужили основанием увеличения исковых требований до 2 963 960,20 руб., поскольку истцом первоначально представлен расчет убытков, которые составляли 1 911 761,56 руб.

Лица, участвующие в деле в судебное заседание полномочных представителей не направили, о времени его проведения надлежаще уведомлены. Апелляционный суд считает возможным на основании статьи 156 АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела, решениями Кош-Агачский районный суд Республики Алтай удовлетворил исковые требования прокурора Кош-Агачского района Республики Алтай, обязав МБОУ «Ортолыкская СОШ» установить работникам технического персонала МБОУ «Ортолыкская СОШ» заработную плату без учета районного коэффициента и северной надбавки в размере не ниже минимального размера оплаты труда и произвести перерасчет заработной платы с 01 октября 2012 года.

Удовлетворяя требования прокурора и возлагая обязанность на муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Теленгит- Сортогойская СОШ» установить заработную плату работникам без учета районного коэффициента и северной надбавки не ниже минимального размера оплаты труда суд исходил из того, что согласно расчетным листкам заработная плата работников образовательного учреждения без учета районного коэффициента и северной надбавки ниже минимального размера оплаты труда, что противоречит требованиям трудового законодательства, так как для работников, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, районный коэффициент и северная надбавка начисляются к заработной плате, размер которой в соответствии с частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации.

В целях исполнения вступивших в законную силу решений суда МБОУ «Ортолыкская СОШ» было утверждено новое штатное расписание и произведен перерасчет заработной платы, согласно которому запланированных на 2013 год денежных средств недостаточно для выплаты заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда работникам без учета районного коэффициента и северной надбавки, поэтому отсутствие со стороны Республики Алтай дополнительного финансирования явилось основанием для обращения в суд с исследуемым иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из доказанности и обоснованности требований Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Ортолыкская средняя общеобразовательная школа имени М. И. Лапшина".

Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании фактических обстоятельств дела, признаются правильными судом апелляционной инстанции.

Согласно расчетам истца для выплаты заработной платы работникам образовательного учреждения не ниже минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента и северной надбавки необходимо предоставление дополнительных денежных средств, сверх тех, которые ранее были предусмотрены в качестве субвенций в бюджете на 2013 год. При этом на обращение о выделении дополнительного финансирования Республика Алтай в лице компетентных органов, отвечающих за финансовые обязательства, не отреагировала.

В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Под убытками в силу статьи 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно пункту 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу пункта 13 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Расходными обязательствами, согласно абзацу двадцатому статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, признаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

14 мая 2008 принят Закон Республики Алтай № 47-РЗ (далее - Закон № 47-РЗ), наделяющий органы местного самоуправления в Республике Алтай государственными полномочиями Республики Алтай по финансовому обеспечению расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений в Республике Алтай, за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов (статья 1 Закона № 47-РЗ).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 6 Закона № 47-РЗ финансовое обеспечение государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления в соответствии со статьей 1 настоящего Закона, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Алтай, объем и распределение которых между муниципальными образованиями определяется в соответствии с методикой согласно приложению к настоящему Закону.

Таким образом, из приведенных положений следует, что финансирование расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений в Республике Алтай относится к расходным обязательствам Республики Алтай. Указанное обстоятельство представитель Министерства финансов Республики Алтай признал.

Наделение Республикой Алтай органов местного самоуправления в Республике Алтай государственными полномочиями по финансовому обеспечению расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений в Республике Алтай должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Судом первой инстанции установлено, что на основании Закона Республики Алтай от 14.05. 2008 № 47- РЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Алтай по финансовому обеспечению расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, оплату труда работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Алтай», Закона Республики Алтай от 14.05.2008 № 51-РЗ «О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений Республики Алтай и муниципальных образовательных учреждений», постановления Правительства Республики Алтай от 07.06.2008 № 127 «О расчете нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений Республики Алтай и муниципальных образовательных учреждений» финансовые средства для оплаты труда в расчете на одного обучающегося на 2013 год поступили в муниципальное образование «Кош-Агачский район с последующим их распределением по общеобразовательным учреждениям.

Как следует из представленных в материалы дела документов денежные средства, полученные в 2012 и 2013 из республиканского бюджета в виде субвенций, были использованы МО «Кош-Агачский район» по целевому назначению. Поскольку нецелевого использования денежных средств, поступивших МО «Кош-Агачский район» для оплаты в 2013 труда работников общеобразовательных учреждений и распределенных Управлением образования, спорта и молодежной политики МО «Кош-Агачский район» по образовательным учреждениям, не установлено, надлежащим ответчиком по делу является Республика Алтай в лице Минфина Республики Алтай, не исполнившая в полном объеме установленную Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ и Законом № 47-РЗ обязанность по финансовому обеспечению расходов на оплату труда работников образовательного учреждения.

Отсутствие дополнительного финансирования позволяет сделать вывод о бездействии Республики Алтай, обусловившем невыплату заработной платы, размер которой определен на основании вступивших в законную силу решений суда, обязательных к исполнению.

Таким образом, причинно-следственная связь между бездействием и наступившими последствиями судом установлена. Размер убытков подлежит взысканию из расчета по 31 декабря 2013 года, поскольку финансирование оплаты труда осуществляется заблаговременно исходя из числа работников и заработной платы каждого из них.

Из представленного расчета, основанного на вступивших в законную силу судебных актах, следует, что объем недофинансирования составляет 2 948 452,04 руб.

Ответчик произведенный истцом расчет не оспорил, доказательств в его опровержение не представил, денежные средства в целях финансирования данных расходов не выделил.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что размер средств, необходимых истцу для исполнения решений Кош-Агачского районного суда составляет 2 948 452,04 руб.

В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2014 по делу n А45-21133/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также