Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2014 по делу n А67-3161/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050 г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24.

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                            Дело № А67-3161/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 г.

Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2014 г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи О.А. Скачковой,

судей Л.А. Колупаевой, А.Л. Полосина,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.В. Кузнецовой с использованием средств аудиозаписи,

при участии в заседании:

от заявителя – А.А. Тузяк по доверенности от 08.06.2012, паспорт,

от административного органа – А.И. Ткачева по доверенности от 16.12.2013, паспорт,

от третьего лица – Е.А. Гуслова, удостоверение, Е.Г. Ярцевой по доверенности от 13.11.2013, паспорт,

рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири»

на решение Арбитражного суда Томской области от 21 января 2014 г. по делу № А67-3161/2013 (судья Л.М. Ломиворотов)

по заявлению открытого акционерного общества «Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири» (ОГРН 1027000867101, ИНН 7017004366, 634050, г. Томск, ул. Набережной реки Ушайки, 24)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (636140, Томская обл., Шегарский район, с. Мельниково, ул. Ленинградская, д. 1 а)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Томская межрайонная природоохранная прокуратура (634029, г. Томск, ул. Белинского, д. 14)

об отмене постановления от 22.05.2013 о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири» (далее – заявитель, общество, ОАО «Центрсибнефтепровод») обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее – административный орган, управление, Росреестр) об отмене постановления от 22.05.2013 о назначении административного наказания.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Томская межрайонная природоохранная прокуратура (далее – третье лицо, прокуратура).

Решением суда от 15.01.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, признать незаконным и отменить постановление от 22.05.2013 о назначении административного наказания.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что: - заявитель принял все зависящие меры для своевременного оформления правоустанавливающих документов на земельный участок; - договоры аренды земельного участка, заключенные на срок не более одного года не подлежат государственной регистрации, следовательно, земельный участок не является объектом недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации. Кроме этого апеллянт не согласен с выводом суда о невозможности применения в данном случае статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

Управление и третье лицо представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. По их мнению, решение суда законно и обоснованно.

Подробно доводы изложены в отзывах на апелляционную жалобу.

В судебном заседании представитель апеллянта поддержала доводы жалобы, настаивала на ее удовлетворении.

Представители управления и прокуратуры просили в удовлетворении жалобы отказать, считают решение суда  законным и основанным.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции, в связи с поступившим обращением о нарушении ОАО «Центрсибнефтепровод» в районе д. Бушуево Шегарского района Томской области природоохранного законодательства Томской межрайонной природоохранной прокуратурой в отношении заявителя проведена проверка.

В ходе проведения проверки прокуратурой выявлены нарушения, выразившееся в том, что общество в процессе производства работ, связанных с реконструкцией магистрального нефтепровода «Александровское - Анжеро-Судженск», использует земельный участок без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.

30.04.2013 усмотрев в действиях заявителя признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, Томский межрайонный природоохранный прокурор Д.В. Неверов вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Для рассмотрения материалов дела об административном правонарушении постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.04.2013 и материалы дела направлены в управление.

22.05.2013 главным специалистом-экспертом Шегарского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области – заместителем главного государственного инспектора Шегарского района Томской области по использованию и охране земель М.С. Ереминым вынесено постановление, которым ОАО «Центрсибнефтепровод» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением о признании его незаконным и отмене.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, и отсутствии оснований для признания его малозначительным.

Седьмой арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Согласно статье 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объектом правонарушения выступают общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.

Объективную сторону данного административного правонарушения составляет самовольное занятие или использование земельного участка при отсутствии оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю либо без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

Субъектом правонарушения является лицо, использующее земельные участки без правоустанавливающих документов или разрешения на ведение хозяйственной деятельности.

С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется, как правило, умыслом.

Как следует из оспариваемого постановления, в рассматриваемом случае обществу вменяется использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на земельный участок.

Согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю понимается пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.

В силу требований подпункта 1, 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) земельные участки могут предоставляться их собственникам другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником участка.

Частью 1 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьями 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральным законами и подлежат государственной регистрации.

Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ).

В соответствии с названным Федеральным законом документами, удостоверяющими права на земельные участки, признаются свидетельства о государственной регистрации прав, которые выдаются правообладателю, арендатору земельных участков.

Перечень оснований возникновения гражданских прав и обязанностей установлен пунктом 1 статьи 8 ГК РФ, согласно которому основаниями возникновения прав на такой вид имущества, как земельные участки, могут являться: договор или иная сделка; акт государственного органа или органа местного самоуправления; судебное решение, установившее право на земельный участок; приобретение имущества по допускаемым законом основаниям.

В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии со статьей 164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 настоящего кодекса и Федеральным законом № 122-ФЗ.

В силу статьи 4 Федерального закона № 122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним. При этом обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.

По требованиям статьи 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

В силу пункта 5 статьи 10 Закона Томской области от 04.10.2002 № 74-ОЗ «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области» право пользования земельным участком возникает после заключения договора аренды и его государственной регистрации в установленном законом случаях.

Таким образом, право пользование земельным участком возникает с момента состоявшейся в установленном законом порядке государственной регистрации договора аренды, если иное не предусмотрено законом.

Как следует из материалов дела, ОАО «Центрсибнефтепровод» осуществляет эксплуатацию магистрального нефтепровода «Александровское-Анжеро-Судженск» (далее – МН А-А-С). В целях размещения объектов, инфраструктуры и проведения

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2014 по делу n А45-13965/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и прекратить производство по делу  »
Читайте также