Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2009 по делу n 07АП-417/09. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить определение полностью и разрешить вопрос по существу
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24. П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № 07АП-417/09 резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2009 г. текст постановления изготовлен в полном объеме 30 января 2009 г. Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кулеш Т.А. судей: Е.А. Залевской А.В. Солодилова при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.М. Казариным, при участии: от заявителя: без участия, надлежаще извещен, от заинтересованных лиц: - инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска - без участия, надлежаще извещена, - общества с ограниченной ответственностью «Центрум» - без участия, надлежаще извещено, от третьего лица: Хвалев Александр Валерьевич – без участия, надлежаще извещен, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово на определение Арбитражного суда Кемеровской области от 20.11.2008 года по делу № А27-8830/2008-5 (судья О. С. Ходякова) по заявлению жалобы инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово к инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска, обществу с ограниченной ответственностью «Центрум» о признании недействительной государственной регистрации, У С Т А Н О В И Л:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее – заявитель, инспекция, налоговый орган, ИФНС по г. Кемерово Кемеровской области) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Центрум» (далее – заинтересованное лицо, общество, ООО «Центрум») о признании недействительной государственной регистрации ООО «Центрум» при создании путем реорганизации в форме слияния за государственным регистрационным номером 1085407005144. Заявитель в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил предмет требований и просил признать недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска от 10.04.2008 г. № 1498р о государственной регистрации ООО «Центрум» при создании путем реорганизации. 17.09.2008 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска. Определением от 20.11.2008 года Арбитражный суд Кемеровской области прекратил производство по делу по основанию п. 1 ч.1 ст. 150 АПК РФ. Не согласившись с указанным определением, ИФНС по г. Кемерово Кемеровской области обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит определение суда от 20.11.2008 года отменить, принять по делу новый судебный акт о признании недействительной государственной регистрации ООО «Центрум». В обоснование жалобы апеллянт указывает на то, что судом вынесено определение с существенным нарушением норм процессуального права, поскольку отсутствуют предусмотренные законом основания для прекращения производства по делу по п. 1 ч. 1 статьи 150 АПК РФ, и, что судом сделан необоснованный вывод о том, что действующее законодательство не предусматривает признание недействительной государственной регистрации в качестве правовых последствий предоставления недостоверных сведений. Отзыв на жалобу заинтересованные лица и третье лицо в суд апелляционной инстанции не направили. Заявитель, заинтересованные лица и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ арбитражный апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. Из материалов дела следует, что 19.02.2008 г. участниками ООО «Авикон» (г. Москва), ООО «Золотая осень» (г. Новосибирск), ООО «Сибирский Строительный Комплекс» (г. Новосибирск), ООО «Строй-Лидер» (г. Томск), ООО «Томсктелефонстрой» (г. Томск) было принято решение о реорганизации в форме слияния вышеуказанных юридических лиц в ООО «Центрум», заключении договора о слиянии обществ, утверждении Устава вновь созданного общества ООО «Центрум». Согласно протоколу от 19.02.2008 г. № 1 совместного общего собрания участников ООО «Авикон», ООО «Золотая осень», ООО «Сибирский Строительный Комплекс», ООО «Строй-Лидер», ООО «Томсктелефонстрой» единственным участником общества ООО «Центрум» является Хвалев Александр Валерьевич, местом нахождение общества указано - 650001, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. 40 лет Октября, 2. В Уставе ООО «Центрум», утвержденном решениями единственных участников во всех обществах 19.02.2008 г., также указано местонахождение общества: 650001, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. 40 лет Октября, 2. 03.04.2008 г. в ИФНС России по Железнодорожному району г. Новосибирска подано заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации по форме Р12001, подписанное директором ООО «Центрум» А. В. Хвалевым. 10.04.2008 г. ИФНС России по Железнодорожному району г. Новосибирска, рассмотрев представленные документы, приняла решение № 1498р о государственной регистрации создания ООО «Центрум» путем реорганизации в форме слияния, а также решения №№ 1498-1р, 1498-2р, 1498-3р, 1498-4р, 1498-5р о государственной регистрации прекращения деятельности соответственно ООО «Сибирский Строительный Комплекс», ООО «Томсктелефонстрой», ООО «Строй-Лидер», ООО «Золотая осень», ООО «Авикон». Считая решение № 1498р от 10.04.2008 г. незаконным, налоговый орган оспорил его в судебном порядке. Суд первой инстанции, принимая обжалуемое определение, пришел к выводу о том, что предъявление налоговыми органами требований о признании недействительной государственной регистрации юридических лиц возможно только в случаях нарушений регистрирующим органом требований Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) при осуществлении регистрации. Также суд указал, что признание судом недействительной государственной регистрации юридического лица не предусмотрено в качестве правового последствия представления недостоверных сведений о юридическом лице. Седьмой арбитражный апелляционный суд не согласен с выводами суда первой инстанции, в связи с чем определение о прекращении производства по делу подлежит отмене по следующим основаниям. Согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506 Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом. Статья 31 Налогового кодекса РФ устанавливает права налоговых органов, однако круг этих прав не ограничен данной статьей. В силу пункта 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговый орган вправе предъявлять в арбитражном суде иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Отсутствие в части первой Налогового кодекса Российской Федерации нормы, аналогичной положениям абзаца 3 пункта 11 статьи 7 Закона № 943-1, не лишает налоговые органы прав, предоставленных упомянутым Законом, регламентирующим их деятельность как государственных органов, поскольку указанный Закон не признан утратившим силу в связи с вступлением в действие Налогового кодекса Российской Федерации и является действующим. Из пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» также следует, что уполномоченным органом по государственной регистрации юридических лиц является Федеральная налоговая служба. Согласно части 1 статьи 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов. В статье 33 АПК РФ о специальной подведомственности дел арбитражным судам предусмотрено рассмотрение дел арбитражными судами по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 5 Постановления № 11 от 09.12.2002 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» дал разъяснение о том, что арбитражным судам подведомственны дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации коммерческих организаций, деятельность которых связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и других), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами. Исходя из вышеназванных правовых норм в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что налоговый орган обладает правом обращения в суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации юридического лица, осуществленной на основании решения регистрирующего органа, в том числе, об оспаривании внесений в государственные реестры сведений о реорганизации юридического лица. Указанное заявление подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку спор касается реорганизации юридического лица, являющегося коммерческой организацией, связанной с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. С учетом изложенного, является необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что заявленное налоговым органом требование не может быть рассмотрено арбитражным судом, и, что дело подлежит прекращению по основанию пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ. Пунктом 1 статьи 14 Закона № 129-ФЗ устанавливается перечень необходимых документов для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (слияния). Из материалов дела следует, что Инспекцией ФНС России по Железнодорожному району г. Новосибирска решение о государственной регистрации ООО «Центрум» принято на основании полного пакета документов, предусмотренных статьей 14 Закона № 129-ФЗ, формально процедура регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (слияния), не была нарушена. Налоговый орган в апелляционной жалобе обоснованно указывает на то, что представление на государственную регистрацию полного пакета документов, не может означать, что такие документы не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации. Действительной может быть признана регистрация, произведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Федерального закона № 129-ФЗ, но и произведенная на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений. Действительно, установление после регистрации обстоятельств, свидетельствующих о том, что документы, представленные для регистрации, не отвечают требованиям достоверности содержащейся в них информации, влечет недействительность решения о государственной регистрации. Факт осуществления государственной регистрации на основании документов, содержащих недостоверные сведения, должен быть доказан налоговым органом. В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса РФ нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах. Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» установлено, что место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации. На основании подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице - адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. Арбитражный апелляционный суд, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, пришел к выводу о невозможности однозначно определить на основе Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2009 по делу n А27-6236/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|