Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014 по делу n А02-1790/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                                          Дело №А02-1790/2013

Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2014 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: Т.Е. Стасюк

судей: М.Ю. Кайгородовой, Д.Г. Ярцева,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.О. Смолиным,

при участии в заседании:

от истца – не явился (извещен),

от ответчика – не явился (извещен),

от третьих лиц – не явились (извещены),

рассмотрев апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Алтай (рег. №07АП-1421/2014) на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 10 января 2014 года по делу №А02-1790/2013 (судья О.Л. Новикова)

по иску Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Кош-Агачская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа" (ОГРН 1020400507335, ИНН 0401003150) с. Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай

к Республике Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай (ОГРН 1020400753438, ИНН 0411005460 ) г.Горно-Алтайск Республики Алтай),

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» (ИНН 0401003979, ОГРН 1030400507037), Управления образования, спорта и молодежной политики муниципального образования «Кош-Агачский район» (ИНН 0401004034, ОГРН 1030400507378), Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай (ОГРН 1020400754769, ИНН 0411008380),

о взыскании 840935 руб. 65 коп.,

УСТАНОВИЛ:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кош-Агачская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» (далее - истец, образовательное учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с иском к Республике Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай о взыскании, с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации , убытков в размере 840 935 руб. 65 коп.  с увеличением срока перерасчета заработных плат по 31 декабря 2013 года.

Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 10 января 2014 года исковые требования образовательного учреждения удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым по делу решением, Министерство финансов Республики Алтай обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

В обоснование к отмене судебного акта заявитель указывает, что на основании нормативных актов регулирующих данные правоотношения  Министерством образования, науки и молодежной политики  Республики Алтай и на основании предоставленных администрацией МО «Кош-Агачский район» сведений были произведены расчеты  и предоставлены в Министерство финансов Республики Алтай, после чего средства на исполнение переданных полномочий были предусмотрены в республиканском бюджете субъекта РФ. Судом не исследованы решения Кош-Агачского районного суда Республики Алтай, истцом  не доказаны и не подтверждены убытки на сумму 840 935 руб. 65 коп.

От истца и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительн6о предмета спора, отзывы на апелляционную жалобу не поступили.

Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, что в силу частей 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела, решениями Кош-Агачского районного суда Республики Алтай на МБОУ «Кош-Агачская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» возложена обязанность установить работникам заработную плату без учета районного коэффициента и северной надбавки в размере не ниже минимального размера оплаты труда и произвести перерасчет заработной платы.

Во исполнение вышеуказанных решений истцом был произведен перерасчет заработной платы до 01 сентября 2012 года по 31 декабря 2013, согласно которому сумма кредиторской задолженности в виде разницы между ранее установленной и пересчитанной заработной платы составила 840 935 руб. 65 коп.

Поскольку финансирование расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений является обязанностью Республики Алтай, истец обратился с настоящим иском о взыскании убытков.

Удовлетворяя исковые требования в оспариваемой части, суд первой инстанции правомерно исходил из доказанности и обоснованности требований учреждения.

Апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда, при этом исходит из следующих норм права и обстоятельств дела.

Из статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков. Целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав. Суд, исходя из характера спорного правоотношения, установленных обстоятельств, определяет, какое законодательство подлежит применению в рамках рассмотрения конкретного спора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Согласно подпункту 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды.

Статьей 1 Закона Республики Алтай №47-РЗ органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями Республики Алтай по финансовому обеспечению, в том числе расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений в Республике Алтай.

Из статьи 6 Закона № 47-РЗ следует, что финансовое обеспечение государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления в соответствии со статьей 1 настоящего Закона, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Алтай.

Объем субвенций, необходимых органам местного самоуправления для осуществления передаваемых государственных полномочий, и их распределение между муниципальными образованиями определяется в соответствии с методикой согласно приложению к настоящему Закону. Порядок предоставления и расходования органами местного самоуправления субвенций из республиканского бюджета Республики Алтай устанавливается Правительством Республики Алтай.

Таким образом, расходы, осуществляемые органами местного самоуправления в рамках переданной субвенции, производятся по нормативам, установленным законодательством субъекта Российской Федерации.

На истца вступившими в законную силами решениями Кош-Агачского районного суда Республики Алтай возложена обязанность установить заработную плату без учета районного коэффициента и северной надбавки в размере не ниже минимального размера оплаты труда и произвести перерасчет заработной платы. Истцом произведен расчет суммы денежных средств, необходимой для исполнения вступивших в законную силу судебных актов общей юрисдикции, обязательность исполнения которых на территории Российской Федерации обеспечивается законом.

Материалами дела подтверждено, что во исполнение вышеуказанных решений истцом было утверждено новое штатное расписание и произведен перерасчет заработной платы с сентября 2012 года по 31.12.2013, согласно которому сумма кредиторской задолженности в виде разницы между ранее установленной и пересчитанной заработной платы техническому персоналу за период с 01.09.2012 составила 840 935 руб. 65 коп.

Произведенный истцом расчет ответчик не оспорил, доказательств в его опровержение не представил, денежные средства в целях финансирования данных расходов не выделил.

В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации  убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы образования и социальной поддержки являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

При таких обстоятельствах, согласно статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в п. п. 2, 5 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Пункт 13 части 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ прямо предусматривает, что финансирование расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что меры по финансовому обеспечению расходов на оплату труда работников истца, установленные Федеральным законом № 184-ФЗ, являются расходными обязательствами Республики Алтай.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Доказательств нецелевого использования выделенных истцу в 2012, 2013 годах субвенций в нарушение положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком в материалы дела не представлено.

Доводы апелляционной жалобы

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014 по делу n А45-20454/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также