Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2014 по делу n А45-19616/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № А45-19616/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2014 г. Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2014 г. Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи О.А. Скачковой, судей Л.А. Колупаевой, М.Х. Музыкантовой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.В. Карташовой с использованием средств аудиозаписи, при участии в заседании: от заявителя – не явился (извещен), от заинтересованного лица – Н.А. Лисьих по доверенности от 06.03.2014, паспорт, И.Н. Каснерик по доверенности от 06.03.2014, паспорт, Д.В. Тайлаков по доверенности от 06.11.2013, паспорт, рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Омский завод гражданской авиации» на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20 декабря 2013 г. по делу № А45-19616/2013 (судья В.А. Полякова) по заявлению открытого акционерного общества «Омский завод гражданской авиации» (ОГРН 1025501378572, ИНН 5507029944, 644015, г. Омск, ул. Суровцева, д. 112) к Межрегиональному территориальному управлению по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (630075, г. Новосибирск, ул. Б. Хмельницкого, д. 2, а/я 74) о признании незаконным пункта 1 табличной формы пункта 2 предписания от 23.07.2013 № 10/18-2013-пр,
УСТАНОВИЛ: Открытое акционерное общество «Омский завод гражданской авиации» (далее – заявитель, общество, ОАО «ОЗГА») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – заинтересованное лицо, управление, МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора) о признании незаконным пункта 1 табличной формы пункта 2 предписания от 23.07.2013 № 10/18-2013-пр. Решением суда от 20.12.2013 в удовлетворении требования отказано. Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО «ОЗГА» обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что суд не дал правовую оценку имеющимся в материалах дела документам, а также не обосновал, что действия общества в отношении радиационных источников не являются эксплуатацией в понимании пункта 6 Правил от 19.11.2012 № 1184. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе. Управление в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) представило отзыв на апелляционную жалобу. По его мнению, ОАО «ОЗГА» выполняет работы и предоставляет услуги в области использования атомной энергии, следовательно, должно получить лицензию. Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу. В судебном заседании представители управления просили в удовлетворении жалобы отказать по основаниям, изложенным в отзыве. Общество о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своего представителя не направило. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителя общества. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей управления, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям. Как установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора от 18.06.2013 № 311-р Омским отделом инспекций радиационной безопасности (структурное подразделение МТУ) в период с 15 по 23 июля 2013 г. проведена плановая выездная проверка соблюдения ОАО «ОЗГА» законодательства Российской Федерации, требований нормативных правовых актов, норм и правил в области использования атомной энергии, оценка состояния радиационной безопасности. В ходе проверки установлено, что состояние обеспечения радиационной безопасности на объекте использования атомной энергии не в полной мере соответствует требованиям законодательства, норм и правил в области использования атомной энергии. По результатам проверки 23.07.2013 составлен акт проверки № 10/18-2013-А и выдано предписание № 10/18-2013-пр о необходимости приступить к оформлению документов на получение лицензии на вид деятельности в области использования атомной энергии. Полагая, что предписание вынесено незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным пункта 1 табличной формы пункта 2 предписания от 23.07.2013 № 10/18-2013-пр. Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что ОАО «ОЗГА» не эксплуатирует радиационные источники, содержащие в своём составе радионуклидные источники, а осуществляет техническое обслуживание, направленное на поддержание работоспособности и исправности радиационного источника, в связи с чем требование управления о необходимости оформления обществом лицензии на осуществляемый вид деятельности является правомерным. Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям. Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя. Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта. Правовое регулирование в области использования атомной энергии осуществляется Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (далее - Федеральный закон № 170-ФЗ). Статьей 2 Федерального закона № 170-ФЗ предусмотрено, что основными принципами правового регулирования в области использования атомной энергии являются, в том числе обеспечение безопасности при использовании атомной энергии - защита отдельных лиц, населения и окружающей среды от радиационной опасности; независимость органов государственного регулирования безопасности при принятии ими решений и осуществлении своих полномочий от органов управления использованием атомной энергии, уполномоченного органа управления использованием атомной энергии и от организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии. Согласно абзацу 3 статьи 3 Федерального закона № 170-ФЗ радиационными источниками являются не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение. В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 170-ФЗ обращение с радиоактивными веществами и эксплуатацию радиационных источников, которые находятся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности юридических лиц, осуществляют организации, имеющие соответствующие разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии или зарегистрированные в порядке и случаях, предусмотренных статьей 36.1 настоящего Федерального закона. Разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии выдаются органами государственного регулирования безопасности. Указанные разрешения (лицензии) выдаются эксплуатирующим организациям, а также организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги в области использования атомной энергии. Любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение (статья 26 Федерального закона № 170-ФЗ). Особенности регулирования деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе радионуклидные источники определены статьей 36.1 Федерального закона № 170-ФЗ. Абзацем 2 данной статьи 36.1 Федерального закона № 170-ФЗ определено, что для целей настоящей статьи радионуклидными источниками признаются изделия, содержащие зафиксированное в ограниченном объеме радиоактивное вещество и предназначенные для использования в составе радиационных источников. Деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии, не подлежит лицензированию в соответствии с настоящим Федеральным законом. Организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, не признаются эксплуатирующими организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом. Организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, подлежат регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Из указанной статьи следует, что не подлежит лицензированию только деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, и такие организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации указанных радиационных источников, не признаются эксплуатирующими организациями и подлежат регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Для реализации положений статьи 36.1 постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2012 № 1184 «О регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности», утверждены «Правила регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности» (далее - Правила регистрации). Под эксплуатацией радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, понимается их использование по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт (пункт 6 Правил). Приказом Ростехнадзора от 21.02.2013 № 78 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2012 № 1184 «О регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности» утвержден образец реестра организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, а также образец уведомления об осуществлении деятельности по эксплуатации таких радиационных источников (далее - Уведомление). Статьей 10 Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиационных отходов в организации» (НП-067-11) установлено, что категорию радионуклидных источников устанавливает изготовитель или собственник радиационных источников по методике категорирования закрытых радионуклидных источников по потенциальной радиационной опасности (приложение 2), указанных правил, после чего изготовитель или собственник радионуклидных источников в соответствии пунктом 10 НП-067-11 должны указать категорию радионуклидного источника в паспорте на источник либо в отдельном документе. Юридические лица, осуществляющие деятельность по эксплуатации радиационных источников на праве владения или пользования, подают уведомление о регистрации своей организации, как организации, осуществляющей деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности. Как следует из материалов дела, до момента окончания действия имеющейся у общества лицензии (до марта 2012 года), ОАО «ОЗГА» осуществляло деятельность в области использования атомной энергии по лицензии № СО-03-205-1176 от 30.03.2007, выданной на право эксплуатации изделий, в которых содержатся радиоактивные вещества (л.д. 14). В связи с внесением в Федеральный закон № 170-ФЗ статьи 36.1 об особенностях регулирования деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе радионуклидные источники, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2014 по делу n А27-14514/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|