Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 по делу n А27-20883/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Томск                                                                                                       Дело № А27-20883/2012

«20» марта 2014 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2014 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ходыревой Л.Е.,

судей: Павлюк Т.В., Хайкиной С.Н.,

при ведении протокола судебного заседания   помощником судьи Есиповым А.С. с применением средств аудиозаписи

при участии в заседании:

от заявителя,  от третьего лица:  без участия (извещены)

от ответчика:   Девитаевой Е.Б. по доверенности от 11.02.2014

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный трест» и Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Кемерово

на решение Арбитражного суда Кемеровской области

от 20 декабря 2013 года по делу № А27-20883/2012 (судья Семенычева Е.И.)

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный трест», Кемеровская область, г. Кемерово, (ОГРН 1064205127271, ИНН 4205118441) к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово, Кемеровская область, г. Кемерово, (ОГРН 1044205091380)

третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Администрация города Кемерово

о признании недействительными решений от 18.09.2012 г. №  39512 «о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» и № 2942 «об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению» и обязании налоговый орган устранить нарушения прав налогоплательщика,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный трест» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее – заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган) от 18.09.2012 г. № 39512 «о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» и № 2942 «об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению».

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 20 декабря 2013 года требования заявителя удовлетворены частично. Признаны недействительными решения от 18.09.2012 г. № 39512 «о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» и № 2942 «об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению» в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 3 123 816 рублей, соответствующих сумм пени и штрафа.

Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять новый судебный акт по следующим основаниям:

- факт недобросовестности контрагента и нарушение им своих налоговых обязательств само по себе не является основанием доначисления НДС; реальность хозяйственных операций обществом подтверждена.

Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе.

Налоговым органом также подана апелляционная жалоба на решение Арбитражного суда Кемеровской области, в которой Инспекция просит отменить судебный акт о признании недействительными решений в части и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на следующие обстоятельства:

- из статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) в совокупности с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ следует, что если денежные средства, получаемые из бюджета в связи с реализацией товаров по государственным регулируемым ценам, выделяются не на покрытие убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а на покрытие разницы в ценах (компенсация выпадающих доходов), такие денежные средства включаются в налоговую базу по НДС.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу Инспекции просит в ее удовлетворении отказать, решение Арбитражного суда Кемеровской области в обжалуемой налоговым органом части оставить без изменений.

Представитель ИФНС России по городу Кемерово в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просит в указанной части решение суда отменить; просит оставить решение суда первой инстанции в оспариваемой заявителем части   без изменения,  апелляционную жалобу общества  - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, пояснив суду факты, свидетельствующие об отсутствии реальных хозяйственных операций между обществом и его контрагентом.

Заявитель, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. В порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу  в отсутствие неявившихся сторон.

Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, заслушав представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кемерово проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 3 квартал 2011 года.

По результатам проведенной проверки Инспекцией составлен акт № 80138 и 18.09.2012 г. принято решение № 39512 «о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», которым ООО «Жилищно-коммунальный трест» привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, выразившееся в неполной уплате налога на добавленную стоимость в размере 208 748 рублей. Обществу предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в размере 1 198 936 рублей, пени в размере 8 035, 59 рублей. Одновременно с решением № 39512 Инспекцией принято решение № 2942 «об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению», которым Обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 1 954 206 рублей.

Полагая, что вышеуказанные решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово не соответствуют закону, нарушают его права и законные интересы, ООО «Жилищно-коммунальный трест» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Принимая судебный акт о частичном удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что полученные Обществом из бюджета денежные средства были выделены не на оплату товаров (работ, услуг), реализуемых отдельным категориям граждан, которые облагаются НДС, а на покрытие убытков, связанных с предоставлением населению услуг с применением государственного регулирования цен, следовательно, эти суммы не подлежат включению в налоговую базу по НДС. Вместе с тем, налоговым органом доказано отсутствие реальных хозяйственных операций с контрагентом Общества ООО «МегаТекс». 

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.

По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными  необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ передача имущественных прав на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения НДС, в связи с этим передача на территории Российской Федерации прав требования на товары (работы, услуги), в том числе не подлежащие налогообложению, признается объектом налогообложения по НДС.

Пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Согласно пункту 1 статьи 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Пунктом 13 статьи 40 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

Согласно пункту 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

При этом суммы субсидий, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен (тарифов), а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость.

Как указано в подпункте 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы платежей, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Из положений пунктов 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 2 и 5 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», а также  Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995  № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» следует, что цены на коммунальные услуги (кроме тарифов на электрическую энергию и газ), реализуемые населению, относятся к государственным регулируемым ценам и устанавливаются органами местного самоуправления.

Таким образом, налогоплательщики вправе определять налоговую базу по НДС в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ в случае, если реализация ими товаров (работ, услуг) осуществляется по государственным регулируемым ценам и соответствующий бюджет возмещает им фактически полученные убытки, связанные с применением указанных цен, выделяя соответствующие субвенции (субсидии).

Бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей, что следует из положений статьей 28, 38 БК РФ.

В соответствии со статьей 78 БК РФ предусмотрено предоставление субсидий и субвенций из местных бюджетов в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.

Решением Кемеровского Совета народных депутатов от 26.11.2010 № 409 «О мерах по приведению размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом» предусмотрено, что возмещение затрат организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, осуществляется путем предоставления субсидий в порядке, установленном действующим законодательством.

Региональной энергетической комиссией постановлением от 21.12.2010 г. № 302 установлены тарифы на услуги горячего водоснабжения, оказываемые ОАО «Кузбассэнерго» на потребительском рынке Кемеровской области. Постановлением от 24.12.2010 г. № 308 утверждены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии для потребителей МП «Тепловые сети города Кемерово».

Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат организациям, осуществляющим производственно-хозяйственную деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства и предоставляющим населению услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещения издержек, установлен распоряжением Администрации города Кемерово от 07.04.2008 № 1375.

Как следует из обжалуемого решения налогового органа, Инспекция в ходе проверки пришла к выводу о занижении налогоплательщиком налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость в результате не включения в налоговую базу сумм субсидий, полученных от Администрации города Кемерово с учетом сумм налога на добавленную стоимость, в связи с чем доначислил заявителю налог на добавленную стоимость в размере 3 123 816 рублей.

Согласно  договора от 11.01.2011 г. № 09-с/11, заключенного Администрацией города Кемерово с ООО «Жилищно-коммунальный трест», Обществу, как получателю субсидий, в 2011 году предоставляются субсидии в пределах лимита бюджетных обязательств, предусмотренных в бюджете города, в целях возмещения затрат в связи с оказанием собственникам и нанимателям жилых помещений коммунальных услуг по ценам и тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.

Таким образом, полученные Обществом из бюджета денежные средства были выделены не на оплату товаров (работ, услуг), реализуемых отдельным категориям граждан, которые

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 по делу n А03-19923/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также