Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2014 по делу n А27-10932/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

                   СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Томск                                                                                        Дело №А27-10932/2013

24 марта 2014 года

Резолютивная  часть постановления  объявлена 17 марта 2014 года.

Полный  текст  постановления  изготовлен  24 марта 2014 года.

Седьмой Арбитражный апелляционный суд  в составе

председательствующего Усаниной Н.А.

судей: Журавлевой В.А., Марченко Н.В.            

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю. с использованием средств аудиозаписи 

при участии:

от заявителя:  Михайлов А.А.  по доверенности от 15.07.2013г. (по 07.07.2015г.)

от  заинтересованного лица: без участия

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском  районе Кемеровской области (межрайонное), открытого акционерного общества «Сибирьэнергоремонт»

на решение Арбитражного суда Кемеровской области

от 20 января 2014 года по делу №А27-10932/2013 (судья Петракова С.Е.)

по заявлению открытого акционерного общества «Сибирьэнергоремонт»

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском  районе Кемеровской области (межрайонное)

о признании недействительным решения от 24.06.2013. №112  в части

                                                           

                                                                    У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Сибирьэнергоремонт» (далее- ООО «СибЭР», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, с учетом уточненных требований, о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (далее- УПФР, Фонд) «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» от 24.06.2013 №112 в части доначисления страховых взносов на сумму в размере 20 218, 64  руб., соответствующих пени и штрафных санкций по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в размере 4 043, 73  руб.,  штрафных санкций по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об обязательном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за предоставление неполных (недостоверных) сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 69 926, 92 руб. 

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 20.01.2014г. заявленные требования удовлетворены в части, признано недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» от 24.06.2013 №112 в части доначисления страховых взносов на сумму в размере 10 947, 65  руб., соответствующих пени и штрафных санкций по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в размере 2 189, 53 руб. , и штрафных санкций по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ  «Об обязательном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за предоставление неполных (недостоверных) сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 69 926, 92 руб. В остальной части требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда в части  признания судом правомерным не отнесение страхователем в объект обложения  страховыми взносами  оплаты дополнительных дней по уходу за ребенком-инвалидом при неправильном применении нормы статьи 9 Закона №212-ФЗ, УПФР просит в указанной части решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

ОАО «СибЭР» в поданной апелляционной жалобе просит отменить решение суда в части признания судом правомерным начисления страховых взносов  на суммы компенсации ГСМ работнику в связи с выполнением им обязанностей как представителя профсоюзной организации в размере 9 270, 99 руб.

Апелляционные жалобы УПФР, Общества как поданные на один судебный акт приняты судом апелляционной инстанции к совместному рассмотрению.

Общество в представленном  отзыве, доводы которого поддержаны представителем в суде апелляционной инстанции, просит решение суда в  обжалуемой УПФР части оставить без изменения.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) дело рассмотрено судом в отсутствие представителя УПФР при имеющихся явке и материалам дела.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционных жалоб, отзыва  ОАО «Сибирьэнергоремонт» на апелляционную жалобу УПФР, заслушав представителя Общества, исследовав материалы дела, считает, решение Арбитражного суда Кемеровской  области не подлежащим отмене.    

Как следует из материалов дела, по результатам выездной проверки за период 2010-2012 г.г., УПФР принято решение о привлечении ОАО «СибЭР» к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 24.06.2013 №112, которым доначислены страховые взносы  на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в размере 20 218, 64 руб., соответствующие страховым взносам пени,  штрафные санкции по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в размере 4 043, 73  руб.,  штрафные санкций по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об обязательном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за предоставление неполных  (недостоверных) сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 69 926, 92 руб. 

В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ), контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.

Согласно статье 5 Закона №212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, организации.

В соответствии со статьей 18 названного  закона  плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5  настоящего закона , признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона  №212-ФЗ, база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

Статьей 9 Федерального закона № 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами.

В силу статей 15, 56, 262 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 7, 9 Федерального Закона № 212-ФЗ выплаты за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, при этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

Таким образом, данные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудового договора, поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как она определена статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, а производятся в виде сохранения заработка в пользу только той категории работников, которая в силу своих семейных обязанностей осуществляет уход за ребенком-инвалидом, т.е. имеют компенсационный характер.

Выводы суда первой инстанции о том, что выплата, произведенная Обществом работникам в виде среднего заработка за дни, занятые уходом за детьми-инвалидами, обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа, являются правильными.

Ссылки УПФР за произведенную оплату дополнительных  выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в рамках трудовых отношений, не являющейся государственным пособием, при отсутствии экономической обоснованности теряется их непосредственно компенсационный характер и такие выплаты подлежат обложению страховыми взносами на общих основаниях, отклоняются судом  апелляционной инстанции, как основанные на ошибочном толковании вышеприведенных норм права, в данном случае, сохранение среднего заработка на предоставляемые дополнительные  выходные дни, является гарантией компенсации потерь заработка и не влияет на экономическую обоснованность затрат; доказательств того, что работникам предоставлялась компенсация, превышающая средний  заработок, что свидетельствовало бы об экономической необоснованности, УПФР не представлено.

Как следует из материалов дела, спор между сторонами возник и по вопросу начисления и уплаты страховых взносов на выплаты, произведенные Обществом в качестве компенсации затрат на горюче-смазочные материалы для заправки личного автомобиля, произведенных работнику Маслову А.Ю. в связи с использованием  автомобиля  для исполнения обязанности не освобожденного председателя  профсоюзной организации.

Заявитель в проверяемом периоде не начислял  страховые взносы на указанные выплаты, полагая, что они произведены не на основании трудового договора, вследствие чего не подпадают под понятие объекта обложения страховыми взносами, предусмотренное статье 7 Федерального закона №212-ФЗ.

УПФР оспариваемое решение, руководствовалось тем, что поскольку спорные выплаты не указаны в перечне, предусмотренном статьей 9 Федерального закона №212-ФЗ, то не включение их в облагаемую базу является неправомерным.

Согласно статье 15 ТК РФ под трудовыми отношениями понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2014 по делу n А45-19996/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также