Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014 по делу n А03-15116/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050 г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24.

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                            Дело № А03-15116/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2014 г.

Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2014 г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи О.А. Скачковой,

судей Л.А. Колупаевой, М.Х. Музыкантовой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.В. Карташовой без использования средств аудиозаписи,

при участии в заседании:

от истца – без участия,

от ответчика – не явился (извещен),

от третьего лица – не явился (извещен),

рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации города Барнаула

на решение Арбитражного суда Алтайского края от 16 декабря 2013 г. по делу № А03-15116/2013 (судья В.А. Зверева)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Норман» (ОГРН 1112224004485, ИНН 2224146546, 656049, г. Барнаул, ул. Партизанская, д. 105 - 87)

к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, 656049, г. Барнаул, пр. Социалистический, д. 37; 656037, г. Барнаул, ул. Северо-Западная, д. 4)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:

Администрация города Барнаула (656056, г. Барнаул, пр. Ленина, д. 18)

об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 22:63:050339:14, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Ползунова, 58, площадью 1588 кв.м, равной его рыночной стоимости,

 

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «НОРМАН» (далее – заявитель, общество, ООО «НОРМАН») обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю (далее – заинтересованное лицо, ФГБУ ФКП Росреестра) об установлении с 01.01.2010 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:63:050339:14, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Ползунова, д. 58, площадью 1588 кв.м, равной его рыночной стоимости в размере 5310000 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Администрация города Барнаула (далее – третье лицо, администрация).

Определением суда от 01.10.2013 производство по делу приостанавливалось в связи с назначением судебной экспертизы. Производство экспертизы поручено обществу с ограниченной ответственностью «Оценка и Консалтинг» (далее – ООО «Оценка и Консалтинг»), г. Барнаул, пр. Красноармейский, д. 25, оф. 301, специалистам Б.А. Фоминых и Т.Н. Зюзиной. 15.11.2013 в Арбитражный суд Алтайского края поступило заключение эксперта по делу № А03-15116/2013 в связи с чем производство по делу возобновлено.

Решением суда от 16.12.2013 требования общества удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об оставлении заявления общества без удовлетворения.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что затронуты права администрации в сфере имущественных интересов, поскольку невозможно получить арендные платежи в должной мере в доход местного бюджета, так как последующее изменение арендных платежей с помощью изменения кадастровой стоимости арендованного земельного участка нарушает равноправие сторон, существенным образом ухудшает положение администрации города как стороны договора. Податель жалобы указывает на то, что Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула не привлечен к участию в деле, являясь при этом уполномоченным лицом муниципального образования по распоряжению земельными участками. Также податель жалобы считает, что постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 10761/11 применению не подлежало, так как ГК РФ предусматривает права арендатора, в которые установление кадастровой цены не входит.

Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

Заявитель и заинтересованное лицо отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представили.

Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции, ООО «НОРМАН» на основании заключенного между обществом (арендатором) и администрацией (арендодателем) договора аренды земельного участка № 13829 от 12.09.2012 (далее - договор) предоставлен земельный участок с кадастровым номером: 22:63:050339:14, расположенный по адресу: г. Барнаул, ул. Ползунова, д. 58, площадью 1588 кв.м.

Расчет арендной платы по данному земельному участку осуществляется с учетом сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости о его кадастровой стоимости.

В соответствии с кадастровой выпиской от 09.07.2012 № 22/12-252999 кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 11802651 руб. 20 коп.

Согласно экспертному заключению ООО «Оценка и Консалтинг» № Э-14 от 06.11.2013 рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2009 составила 5310000 руб.

Поскольку установленная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции с учетом положений части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, пришел к выводу о несоответствии кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, в связи с чем установил кадастровую стоимость земельных участков в размере, равном его рыночной стоимости.

Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о несоответствии кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 22:63:050339:14 его рыночной стоимости, при этом законность судебного акта проверятся в апелляционном согласно частям 5, 6 статьи 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.

Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Таким образом, подлежащее применению к спорным правоотношениям законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 913/11, согласно которому права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.

Как следует из абзаца 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 № 275-О-О, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не утратили возможность доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.

Учитывая изложенное на истце лежит процессуальная обязанность доказать в соответствии с требованиями статьи 65 АПК РФ то обстоятельство, что его права и охраняемые законом интересы нарушены внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о стоимости земельного участка, не соответствующими данным о его рыночной стоимости.

В постановлении от 28.06.2011 № 913/11 Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указано на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ). При этом Президиум исходил из того, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.

В силу статьи 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители). К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагается, в том числе отчет об определении рыночной стоимости объекта, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Таким образом, действующее законодательство не связывает возможность установления кадастровой стоимости равной рыночной в судебном порядке с наличием у истца по этому делу исключительно права собственности на объект. В данном случае, наличие у ООО «НОРМАН» права аренды является достаточным основанием для реализации предоставленного ему законом права на пересмотр кадастровой стоимости принадлежащего ему на этом праве земельного участка в случае, если результат определения его кадастровой стоимости затрагивает его права и, соответственно, для реализации права на обращение в суд с таким заявлением.

Иное толкование приведенных нормативных правовых актов препятствовало бы предусмотренному Конституцией Российской федерации права на судебную защиту и предоставление доказательств в подтверждение своей позиции в соответствии с действующим законодательством.

Учитывая изложенное, принимая во внимание положения статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, общество имеет право на обращение в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве аренды земельного участка в размере равной его рыночной стоимости.

По существу требований в обоснование своей позиции заявитель представил отчет общества с ограниченной ответственностью «Агентство оценки «Регион-Эксперт», свидетельствующий о существенном расхождении между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью.

Так, согласно отчету об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) во вводной части указана – 01.01.2009, в связи с чем оценщиком и судом применена рыночная стоимость земельного

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014 по делу n А02-2131/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также