Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014 по делу n А03-15116/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
634050 г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Томск Дело № А03-15116/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2014 г. Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2014 г. Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи О.А. Скачковой, судей Л.А. Колупаевой, М.Х. Музыкантовой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.В. Карташовой без использования средств аудиозаписи, при участии в заседании: от истца – без участия, от ответчика – не явился (извещен), от третьего лица – не явился (извещен), рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации города Барнаула на решение Арбитражного суда Алтайского края от 16 декабря 2013 г. по делу № А03-15116/2013 (судья В.А. Зверева) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Норман» (ОГРН 1112224004485, ИНН 2224146546, 656049, г. Барнаул, ул. Партизанская, д. 105 - 87) к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, 656049, г. Барнаул, пр. Социалистический, д. 37; 656037, г. Барнаул, ул. Северо-Западная, д. 4) третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация города Барнаула (656056, г. Барнаул, пр. Ленина, д. 18) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 22:63:050339:14, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Ползунова, 58, площадью 1588 кв.м, равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ: Общество с ограниченной ответственностью «НОРМАН» (далее – заявитель, общество, ООО «НОРМАН») обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю (далее – заинтересованное лицо, ФГБУ ФКП Росреестра) об установлении с 01.01.2010 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:63:050339:14, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Ползунова, д. 58, площадью 1588 кв.м, равной его рыночной стоимости в размере 5310000 руб. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Администрация города Барнаула (далее – третье лицо, администрация). Определением суда от 01.10.2013 производство по делу приостанавливалось в связи с назначением судебной экспертизы. Производство экспертизы поручено обществу с ограниченной ответственностью «Оценка и Консалтинг» (далее – ООО «Оценка и Консалтинг»), г. Барнаул, пр. Красноармейский, д. 25, оф. 301, специалистам Б.А. Фоминых и Т.Н. Зюзиной. 15.11.2013 в Арбитражный суд Алтайского края поступило заключение эксперта по делу № А03-15116/2013 в связи с чем производство по делу возобновлено. Решением суда от 16.12.2013 требования общества удовлетворены. Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об оставлении заявления общества без удовлетворения. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что затронуты права администрации в сфере имущественных интересов, поскольку невозможно получить арендные платежи в должной мере в доход местного бюджета, так как последующее изменение арендных платежей с помощью изменения кадастровой стоимости арендованного земельного участка нарушает равноправие сторон, существенным образом ухудшает положение администрации города как стороны договора. Податель жалобы указывает на то, что Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула не привлечен к участию в деле, являясь при этом уполномоченным лицом муниципального образования по распоряжению земельными участками. Также податель жалобы считает, что постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 10761/11 применению не подлежало, так как ГК РФ предусматривает права арендатора, в которые установление кадастровой цены не входит. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе. Заявитель и заинтересованное лицо отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представили. Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям. Как установлено судом первой инстанции, ООО «НОРМАН» на основании заключенного между обществом (арендатором) и администрацией (арендодателем) договора аренды земельного участка № 13829 от 12.09.2012 (далее - договор) предоставлен земельный участок с кадастровым номером: 22:63:050339:14, расположенный по адресу: г. Барнаул, ул. Ползунова, д. 58, площадью 1588 кв.м. Расчет арендной платы по данному земельному участку осуществляется с учетом сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости о его кадастровой стоимости. В соответствии с кадастровой выпиской от 09.07.2012 № 22/12-252999 кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 11802651 руб. 20 коп. Согласно экспертному заключению ООО «Оценка и Консалтинг» № Э-14 от 06.11.2013 рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2009 составила 5310000 руб. Поскольку установленная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Суд первой инстанции с учетом положений части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, пришел к выводу о несоответствии кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, в связи с чем установил кадастровую стоимость земельных участков в размере, равном его рыночной стоимости. Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о несоответствии кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 22:63:050339:14 его рыночной стоимости, при этом законность судебного акта проверятся в апелляционном согласно частям 5, 6 статьи 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы. Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается равной его рыночной стоимости. При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью. Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости. Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Таким образом, подлежащее применению к спорным правоотношениям законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 913/11, согласно которому права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка. Как следует из абзаца 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 № 275-О-О, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не утратили возможность доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Учитывая изложенное на истце лежит процессуальная обязанность доказать в соответствии с требованиями статьи 65 АПК РФ то обстоятельство, что его права и охраняемые законом интересы нарушены внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о стоимости земельного участка, не соответствующими данным о его рыночной стоимости. В постановлении от 28.06.2011 № 913/11 Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указано на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ). При этом Президиум исходил из того, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату. В силу статьи 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители). К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагается, в том числе отчет об определении рыночной стоимости объекта, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. Таким образом, действующее законодательство не связывает возможность установления кадастровой стоимости равной рыночной в судебном порядке с наличием у истца по этому делу исключительно права собственности на объект. В данном случае, наличие у ООО «НОРМАН» права аренды является достаточным основанием для реализации предоставленного ему законом права на пересмотр кадастровой стоимости принадлежащего ему на этом праве земельного участка в случае, если результат определения его кадастровой стоимости затрагивает его права и, соответственно, для реализации права на обращение в суд с таким заявлением. Иное толкование приведенных нормативных правовых актов препятствовало бы предусмотренному Конституцией Российской федерации права на судебную защиту и предоставление доказательств в подтверждение своей позиции в соответствии с действующим законодательством. Учитывая изложенное, принимая во внимание положения статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, общество имеет право на обращение в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве аренды земельного участка в размере равной его рыночной стоимости. По существу требований в обоснование своей позиции заявитель представил отчет общества с ограниченной ответственностью «Агентство оценки «Регион-Эксперт», свидетельствующий о существенном расхождении между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью. Так, согласно отчету об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) во вводной части указана – 01.01.2009, в связи с чем оценщиком и судом применена рыночная стоимость земельного Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014 по делу n А02-2131/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|